«Ночь перед Рождеством» в театре Вахтангова: режиссёр Олег Долин актуализирует Гоголя

 

За кулисами раздаётся настойчивая просьба родителя убрать планшет. Через секунду в свете софита появляется младшеклассница. На шее спущенные наушники, в руках – томик Гоголя: на дом задали «Ночь перед Рождеством», и девочка со вздохом принимается за чтение. По мере того, как активируется воображение ребёнка, оживает сцена – зритель наблюдает за происходящим глазами школьницы. В свою очередь её восприятие – своеобразный современный фильтр. Так, красавица Оксана предстаёт перед нами в образе мажорной барышни с парижских открыток, Рождество озаряется бессменным хитом Джорджа Майкла «Merry Christmas», а путешествие Вакулы верхом на чёрте вплетается в гитарные рифы Radiohead.

Впрочем, воображение девочки не ограничивается хитами масскульта – перед нами ребёнок насмотренный – из семьи, где не просто путешествовали «по европам», а ещё и посещали музеи: не раз компоновка актёров на сцене будет имитировать картины мастеров эпохи Возрождения, итальянского и северного. Живые картины символизируют и образ Оксаны как Прекрасной Дамы в сердце главного героя. Кузнец Вакула в исполнении Эюба Фараджева выбивается из общего хора персонажей. Влюблённый по уши, он весь в себе: движения его нарочито угловаты, а речь отрывиста. «Оксана для Вакулы – героиня картин Возрождения, – комментирует Эюб, – она для него Мадонна, сошедшая с полотен, поэтому Вакула тоже хочет впечатлить её, отсюда его позёрство, неестественность поведения».

К слову, роль Оксаны досталась Евгении Ивашовой. На её же актёрскую долю выпала и роль чёрта. В некоторых эпизодах ей приходится мгновенно перевоплощаться из недоступной прелестницы в инфернального задиру, и, надо отметить, проделывает она это с удивительной лёгкостью.  Сцены с участием чёрта и лучезарной «чёртовой бабы» Солохи (Мария Волкова) взяты из арсенала клоунады, самодостаточных юмористических скетчей. Подобные скетчи разбросаны по всему спектаклю: вот молодая Солоха с маленьким Вакулой на детской площадке флиртует с Чубом (Карен Овеян), а вот обрушивает на одураченных поклонников буквальный дождь своего обаяния.

Поедание галушек со сметаной Пузатым Пацюком становится одновременно и комичным и ритуальным действом с участием огромного жующего рта. Этот рот становится переходом в «зазеркалье», в мир, где возможно оседлать чёрта и долететь на нём «в Петембург», до самой царицы. Путешествие принимает вид настоящей фантасмагории, где Екатерина Великая и Потёмкин – не то герои авангардистских фантазий Михаила Шемякина, не то персонажи Льюиса Кэрролла. Речь царицы звучит многократным эхо, лицо Потёмкина искажают гримасы – но если пребывание Вакулы в столице и кажется каким-то наваждением, то золотые черевички, которые он выпросил для Оксаны, будто сошли со страниц реального журнала мод, о таких мечтала бы любая красавица, следящая за трендами.

 

2.10.2023
Фото || Валерия Мясников
Автор || Татьяна Михальская

 

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.