Бриллиантовая роскошь Ар-деко

Всем известно, что именно является «лучшими друзьями девушек». Но особенно привлекательны бриллианты не только редкой чистоты, совершенной огранки, но и «оправленные» в неповторимую историческую эпоху.

 

 

Стиль ар-деко, пришедший на смену вычурному модерну, главенствовал в 1920–1930-е годы. Первая мировая война и последовавшее перекраивание границ государств, политические реформы, окончательная эмансипация женщин, обеднение европейской аристократии и стремительное обогащение нуворишей создали новые правила жизни.

Ювелирная мода не отставала от общего направления того вызывающего периода: ориентир был взят на чистые линии, геометрические формы, контрастные цвета, комбинацию ранее не сочетаемых материалов. На дизайне изделий отразились влияния кубизма и модернизма. Известный ювелир Раймон Темплие рассказывал, что черпал вдохновение в автомобилях, колесах, механических изобретениях. И, конечно же, главными героями украшений были бриллианты как квинтэссенция великолепия, блеска и богатства!

Как раз к этому времени сложилось представление о «совершенном» бриллианте. В 1919 году Марсель Толковский представил миру свой научно-практический труд по огранке алмазов. Он математически рассчитал оптимальное количество граней и соотношение их размеров, при котором свет, преломляясь внутри кристалла, дает максимально радужное сияние. До сих пор 57 граней бриллианта — незыблемый эталон. Вошли в моду новые формы огранки: «багет», «изумруд» («эмеральд»), «Ашер».

 

Бижутерия ар-деко из коллекции Е. Руссиян. США, 1930-е гг.

 

Ар-деко — это демонстрация роскоши, эксцентричное выражение смелого вкуса, прославление праздника и праздности. Этот стиль как будто был рожден для бесконечного веселья в мегаполисе под зажигательные ритмы джаза.

 

А что же с металлами? Несомненно, время ар-деко — это триумф платины, которая, в отличие от золота, не придавала желтизну бриллиантам, а подчеркивала холодный блеск «короля минералов». Тогда же появились технологии, позволившие использовать платину для тонких, изящных ювелирных изделий. До Второй мировой войны, пока этот металл не был признан стратегически важным, у ювелиров не было недостатка в 78-м элементе периодической таблицы Менделеева.

В 1931 году успех платины окончательно укрепился после выхода на экраны фильма «Платиновая блондинка» с Джин Харлоу в главной роли. Да и вообще Голливуд немало способствовал ориентации моды на гламур, роскошь и, конечно же, бриллианты.

 

 

Флагманом ювелирной моды ар-деко считается ювелирный дом Cartier. Однако не отставали и такие прославленные фирмы, как Van Cleef & Arpels, Boucheron, Tiffany & Co, Rene ́ Boivin, Lacloche Fre`res и многие другие. Но бриллианты — удел немногих богатых счастливиц, а блистать хотелось всем. Выход, как известно, есть всегда.

Стразы как имитация бриллиантов появились еще во времена Людовика XV. Ювелир Георг Штрасс — его имя и дало название «стразам» — из расплавленного горного хрусталя с добавлением металлов и их солей создал искусственную имитацию алмазов. В XVIII-XIX веках в качестве заменителей бриллиантов также использовали кристаллы «paste» на основе свинцового стекла. А в начале XX века компания Даниэля Сваровски вместе с известными изготовителями богемского стекла обеспечивала своими неповторимыми кристаллами большинство известных фирм по производству бижутерии в Старом и Новом свете. И это был весьма внушительный объем и ассортимент шатонов искусственного происхождения! Тем более, что «Великая Депрессия» и мировой кризис существенно снизили спрос на драгоценности.

 

 

Не стоит пренебрежительно относиться к изделиям, выполненным из страз и недрагоценных металлов. Именитые ювелиры трудились над дизайном великолепных образцов «неювелирного» сегмента для среднего класса, которые выпускались большим тиражом и широким ассортиментом. Гиганты бижутерной промышленности, такие как Trifary, Coro, Eisenberg, Krementz стали известны благодаря массовому производству высококачественных украшений. Изумительные, сияющие кристаллы разнообразной формы и огранки в серебристом металле, покрытие родием, потрясающие художественные решения и великолепная работа — безусловные шедевры ар-деко. Такие экспонаты, кроме эстетического наслаждения, вызывают еще и страстное желание обладать ими.

Известная на весь мир чехословацкая бижутерия тоже обращалась к мотивам ар-деко во второй половине XX века. Эти сверкающие колье, броши, браслеты и серьги были предметом вожделения большинства советских женщин. Но чехословацкие изделия по качеству исполнения, безусловно, не могут конкурировать с довоенными образцами американских фирм.

Эпоха ар-деко до сих пор остается неизменным источником вдохновения для мировых кутюрье и легендарных ювелиров, так как подлинная красота, роскошный стиль в абсолюте, проверка временем, совершенный геометрический дизайн — всегда актуальны. Даже если бриллианты в таких украшениях «фальшивые».

 

Фото: Александр Шмелев. Бижутерия ар-деко из коллекции Е. Руссиян. Модель: Анна Ефимова

 

10.05.2024
Автор || Екатерина Руссиян

 

 

 

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.