#Арт-обзор за неделю 6.02-13.02.20

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Анненков Ю.П. Негритянка. 1915. © Собрание А. А. Васильева

 

Фотографии предоставлены Музеем русского импрессионизма

07.02.20. В МАММ  был представлен проект «Перформанс жизни. Quarter Past Eight» в исполнении экспериментальной танцевальной компании Articuli Dance Company. Quarter Past Eight –  это оригинальное хореографическое исследование, это – спектакль, в котором актеры импровизируют, отказываясь от правил и делая частью своей постановки окружающее пространство и зрителя. Герои исследуют человека и его границы, идею уникальности и общности. Руководит проектом режиссер-хореограф Екатерина Маллиндер, которая в своих постановках объединяет современный экспериментальный танец, физический театр и перформанс. Артисты: Алеся Лукьянова, Марта Меньшикова, Наталия Дойникова, Елизавета Кузьмина, Екатерина Маллиндер, Виктория Предыбайло, Анастасия Якименко, Мария Бахрамеева, Ксения Михалкина. Планируется исполнение этого экспериментального перформанса на других площадках.

Фотографии Cabinet de lart

10.02.20. В Образовательном центре ММОМА открылась выставка «Воспоминание об APTART». Это – шестой проект в рамках программы «Коллекция. Точка обзора», направленной на исследование и показ произведений из собрания Московского музея современного искусства В центре представленного выставочного проекта находится одно из важнейших явлений советского андеграунда – самоорганизация APTART, которая действовала в квартире художника Никиты Алексеева с 1982 по 1984 год. «APTART» –  игра слов, придуманная в ходе разговора Никиты Алексеева, Михаила Рошаля и Свена Гундлаха, где слились «apartment» и «art», обозначая тем самым непосредственное место своего создания, то есть «квартиру», и дважды подчеркивая свою принадлежность к области «арта». В дальнейшем «APTART» превратилось в целое ответвление московского концептуализма. APTART являлся платформой репрезентации наиболее актуальных тенденций в искусстве того времени, объединившей довольно обширную группу художников, которые нуждались в собственном месте для выставочных проектов для декларации своих целей и задач в искусстве. Несмотря на различие их художественных подходов и стилей, всех участников объединяло ироничное отношение к искусству и жизни, свобода в интерпретациях, мышлении и поведении. На выставке представлены работы Никиты Алексеева, Юрия Альберта, Сергея Ануфриева, Вадима Захарова, Константина Звездочётова, Георгия Кизельвальтера, Юрия Лейдермана, Владимира и Сергея Мироненко, Ларисы Резун-Звездочетовой, Виктора Скерсиса, Александра Филиппова. Выставка состоит из четырёх сегментов: тотальной инсталляции из работ экспонентов APTART (выполненных преимущественно в 1990-2000-е годы, хранящихся в собрании ММОМА), архивной части, работ, выставлявшихся непосредственно в APTART и видеодокументации. На выставке представлены материалы из архива и библиотеки ЦСИ Гараж, из собрания Елены Куприной-Ляхович и Максима Ляховича, из архива Маргариты и Виктора Тупицыных, из собраний Владимира Мироненко и Вадима Захарова, из архива Георгия Кизевальтера. Куратор: Ольга Турчина. Выставка работает до 05.04.20.

 

Фотографии предоставлены ММОМА

11.02.20. Галерея Квартира S представила в выставочном пространстве ArtPlay сразу две выставки – «НА ЮГЕ ПАДАЮТ ТЕНИ» и «СКУЛЬПТОР ЦВЕТА».

 В проект «На юге падают тени» вошли работы художника Арсения Крайнюкова, созданные им на основе крымских воспоминаний, где на протяжении почти десяти лет автор делал эскизы и наброски. Много путешествуя, Арсений через собственный прожитый опыт переносит на холсты ощущения тех мест, где побывал, эмоции тех людей, с которыми повстречался. Его работы трогательны и искренни. Художник разработал свою философию цвета, позволяющую авторское эмоциональное состояние транслировать зрителю. «В моем творчестве цвет освобождается от световоздушной иллюзии пространства и становится основным элементом построения картинной плоскости», – Арсений Крайнюков о своей технике.  

Выставка «Скульптор цвета» представляет живопись Олега Григораша. Название выбрано не случайно.  Цвет в произведениях Олега Григораша безусловно доминирует над формой и объектами, и даже над сюжетами самих картин. Фигуры людей и предметы на полотнах художника упрощаются, примитивизируются, при этом картины остаются реалистичными.

На открытии выставки со своей программой «Пианизм» выступил пианист, вокалист, композитор Евгений Калачёв. Евгений, ученик классического пианиста Мити Шостаковича, известен как создатель неоклассических фортепианных произведений в стиле «инди-пиано». Вышли три альбома его фортепианной музыки, с оригинальными фортепианными программами Евгений выступает в Нью-Йорке, Париже, Риге и Москве. Куратор выставок: Александра Панченко. Выставки работают до 29.02.2020

Фотографии предоставлены Галереей Квартира S

 

11.02.20. В Государственном музее Востока открылась выставка «Тотемы, мифы, образы». На выставке представлены керамические сосуды с зооморфными ручками из собрания Музея Востока из раздела искусства сармато-меотских племен Северо-Западного Кавказа. Сосуды были обнаружены экспедицией Музея Востока в 1985-1988 гг. в Адыгее в погребениях Чернышевского грунтового могильника I-III веков н.э. Выставка дополнена работами современных художников Дарьи Делоне и Дмитрия Горячкина (группа ДаДим). К каждому археологическому сосуду ими изготовлены две работы – фотография сосуда, художественно воспроизведенная на металле, и металлическая скульптура с элементом из керамики, отражающая, в понимании художников, «душу» сосуда. Куратор выставки: Тамерлан Габуев. Выставка работает до 01.03.20.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

12.02.20. В Музее русского импрессионизма состоялось открытие выставки «ЮРИЙ АННЕНКОВ. РЕВОЛЮЦИЯ ЗА ДВЕРЬЮ». Новая выставка Музея продолжает исследования в области русского авангарда.  В таком объеме творчество знаменитого художника, иллюстратора поэмы «Двенадцать» Александра Блока, портретиста, в чьих работах запечатлены образы Серебряного века русской культуры, представлено впервые. В экспозиции, собравшей работы из коллекций ведущих музеев и частных собраний России и Франции, показаны наиболее значимые направления творчества Юрия Анненкова в России и после его отъезда во Францию в 1924 году. Анненков входит в число самых дорогих русских художников, его произведения находятся в главных государственных музеях России, Франции и США и демонстрируются на международных выставках. Однако сам автор, подобно многим художникам русской эмиграции, долгое время не получал на родине должного признания. Впервые в Музее русского импрессионизма показаны произведения из собрания Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, ранее не выставлявшиеся в России. В первой части экспозиции представлен Анненков – портретист. В выставленных авторских альбомах «Портреты» и папки «Семнадцать портретов» есть портреты крупнейших политических и культурных деятелей тех лет: Льва Троцкого, Всеволода Мейерхольда, Анатолия Луначарского, Айседору Дункан,  Анну Ахматову, Максима Горького, Корнея Чуковского и других.

Вторая часть экспозиции посвящена театру – одному из ключевых направлений деятельности Юрия Анненкова как до, так и после эмиграции. Новаторское и всегда эффектное оформление спектаклей принесло Анненкову значительную популярность, художник работал с лучшими театральными режиссерами своего времени: Николаем Евреиновым, Федором Комиссаржевским, Всеволодом Мейерхольдом и другими.

Третья часть выставки представляет Анненкова – иллюстратора книг и карикатуриста, главным выразительным средством которого стала линия. Эта грань его таланта раскрылась благодаря Корнею Чуковскому, с которым художник был знаком с детских лет. Широкое признание пришло к Анненкову после публикации иллюстраций к поэме Александра Блока «Двенадцать», часть из которых вошла в экспозицию. Выставка получила название «Юрий Анненков. Революция за дверью» по французскому переводу его автобиографической «Повести о пустяках». Название выставки метафорично: покидая молодое советское государство летом 1924 года, Анненков оставил за условной «дверью» революцию и ее последствия. Каждый раздел выставки дополняют интерактивные элементы: объемный макет, повторяющий сценографию самого известного спектакля художника «Газ», тактильные станции по мотивам картин, мастерская художника-печатника, аудиозаписи сказок Корнея Чуковского в авторском исполнении.  По документальным источникам воссозданы любимые ароматы Анны Ахматовой, Айседоры Дункан и других героев картин Юрия Анненкова. Выставка будет сопровождаться обширной просветительской программой для детей и взрослых, а также включать в себя инклюзивные мероприятия. Кроме иллюстрированного каталога Музей русского импрессионизма издаст первое фундаментальное исследование творчества Юрия Анненкова, написанное крупнейшим исследователем его художественного наследия Ириной Обуховой-Зелиньской. Куратор выставки – Анастасия Винокурова. Научный консультант – Анна Львовна Дьяконицына, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи. Выставка работает до 24.05.20.

Фотографии предоставлены Музеем русского импрессионизма

12.02.20. ASKERI GALLERY представила персональную выставку Глеба Скубачевского «Genesis». В этом проекте художник проводит творческое исследование формы и находит свои оригинальные пластические решения, ставя в центр размышления о происхождении и зарождении новой формы художественного произведения как такового. Результатом становятся работы с разнообразными очертаниями, похожими на щупальца, побеги или кораллы. «Я занимаюсь созданием моделей «живых» объектов, черпая вдохновение из макромира и микромира» – Глеб Скубачевский о своём творчестве. Выставка работает по 15 марта.

Фотографии предоставлены FamePRBuro

13.02.20.  Музей АРТ4  представил 4 выставки.

  • Alice Huelice «самоискусствление»
  • Юлия Застава «Любовь в некрасивой комнате»
  • Диана Капизова «Черное озеро грёз», куратор: Светлана Тейлор
  • Данила Поляков, Дмитрий Журавлев «Дерма»

 «самоискусствление» – искусство через себя, на себе, в себе. Название тому, что делает автор подсказал пользователь в социальных сетях. «С тех пор этим термином я обозначаю почти все свои работы, в особенности те, которые можно надеть на себя. Бесконечно наряжаясь в свои работы, проводя самовыдуманные ритуалы, я поняла, что эти интуитивные действия для меня необходимы. Мне важен тесный физический контакт с каждой работой, важно ощущать нашу связь, понимать, что они только мои, что они это я. Неразрывная связь работы и создательницы. Тело как галерея, проводник или же само по себе, как объект искусства.» – говорит alice hualice о своём творчестве. alice hualice – творческое альтер-эго художницы Алисы Горшениной.

Фотографии предоставлены Музеем АРТ4

«Любовь в некрасивой комнате», новый проект Юлии Заставы, в котором представлены графические работы художницы, подготовленные специально для сольного проекта в Москве –  это рисунки, выполненные карандашом на неоновой бумаге, с изображением сцен, в которых полиморфные персонажи пытаются сыграть роли во время кастинга на комикс.

Юлия Застава. Без названия,2019

Фотографии предоставлены Музеем АРТ4

 

«Чёрное озеро грёз» – первая персональная выставка Дианы Капизовой. Проект-трилогия, где художественное повествование выстраивается согласно законам современной мифосистемы, с высокой адаптацией к визуальному материалу текущего момента, смеси настоящего, будущего, прошлого, личного и общественного.

Фотографии предоставлены Музеем АРТ4

 

«Дерма» – этот проект посвящен вопросам самоидентификации.  Идентификация человеком себя, и презентация себя другим являются важнейшими условиями коммуникации и совместной деятельности людей. Рефлексируя на эту тему, в своём новом проекте Данила Поляков приходит к выводу, что людей друг от друга отличает лишь верхний слой кожи, начиная со следующего слоя, дермы, эти отличия становятся несущественными. Работая над «Дермой», Данила создал серию текстильных работ, которые отражают глубоко личное восприятие художником окружающего мира и поиском собственной идентичности. Выставки работают до 20.03.20.

Фотографии предоставлены Музеем АРТ4

13.02.20. В Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов в рамках восьмого Международного конкурса в области фотографии Prix Pictet была представлена выставка работ 12 фотографов-финалистов. Премия Prix Pictet была основана группой Pictet Group в 2008 году, и сегодня считается ведущей международной премией в области фотоискусства. Темой нынешнего цикла премии стала «Надежда» («Hope»). Всемирно известная премия Prix Pictet присуждается за выдающиеся произведения фотоискусства, привлекающие внимание мировой общественности к важнейшим социальным вопросам и проблемам окружающей среды, которые представляют собой угрозу для человечества. Призовой фонд Prix Pictet составляет 100 тысяч швейцарских франков и присуждается за серию работ, которые наиболее ярко и самобытно раскрывают заявленную тему. В 2018-2019 гг. эксперты-номинаторы конкурса Prix Pictet со всего мира выдвинули на конкурс более 600 кандидатов, которые в свою очередь прислали более 4 800 фоторабот. Из них и был сформирован шорт-лист из 12 финалистов, представленных на выставке «Prix Pictet. Надежда». Участники: Шахидул Алам (Бангладеш), Джоана Чомали (Кот-д’Ивуар), Маргарет Кортни-Кларк (Намибия), Рена Эффенди (Азербайджан), Лукас Фолья (США), Джанель Линч (США), Росс Макдоннелл (Ирландия), Гидеон Мендель (ЮАР), Айвор Прикетт (Ирландия), Робин Роуд (ЮАР), Авойска ван дер Молен (Нидерланды), Алексия Вебстер (ЮАР). Победитель цикла «Надежда» был объявлен на церемонии награждения, прошедшей в Лондоне в ноябре 2019г. Премия Prix Pictet была вручена фотографу из Кот-д’Ивуара Джоане Чомали за серию работ Ça va aller («Все будет хорошо»). В нее вошли снимки города Гран-Басам в Кот-д’Ивуаре, сделанные спустя три недели после террористической атаки на местном пляже 13 марта 2016 года. Победитель был определен независимым жюри во главе с председателем экспертного совета сэром Дэвидом Кингом, назвавшим серию работ художника «неповторимым и самобытным размышлением-медитацией о способности человеческого духа отстоять право на надежду и преодоление трудностей даже в самых трагических обстоятельствах». По итогам конкурса Prix Pictet издательство teNeues выпускает книгу/каталог с детальной документацией всех работ фотографов-финалистов, иллюстрации работ других номинантов и статьи ведущих экспертов по теме данного конкурса. После завершения первой выставки этого сезона, которая проходила в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, работы финалистов отправились в мировое турне. Фотографии уже побывали в Токио и Цюрихе, а после Москвы отправятся в Нью-Йорк, Лозанну, Дублин и другие города. Выставка работает по 13.03.20.

Фотографии предоставлены пресс-службой организаторов проекта

 

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.