Арт-обзор 28.07-4.08.22

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

02.08.22. В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана». Патимат – это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор Ксения Паршина назвала им собирательный женский образ, и вся выставка в девяти залах Хлебного дома посвящена «Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. В экспозиции собрано более 300 предметов, от археологических находок до работ современных художников, архивные фотоматериалы из коллекции Кунсткамеры и снимки, сделанные журналистом Владимиром Севриновским во время недавних путешествий. «Традиционное дагестанское искусство – это “лаборатория” промыслов, в которой сохраняется многовековая преемственность. Каждый экспонат, будь то украшение или одежда, не только раскрывает свое функциональное предназначение, но и рассказывает о той защитной роли, которой обычно наделены предметы женского мира Дагестана» – генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Ткачество – одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины. «Ковёр – это книга, книга – это мудрость. Ковры ткёт женщина, так что именно она решает, о чём будет рассказывать книга» – куратор выставки искусствовед Ксения Паршина. Система символов и знаков, столетиями применяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью. Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и керамике, например, об испикских блюдах, предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, и предметах из знаменитого села Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым также традиционно занимаются исключительно женщины. Современное искусство на выставке – это десятки работ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторов народные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад. Ковровщица, реставратор и дизайнер Джамиля Азиялова показывает в «Царицыне» картину, написанную природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий. Работа Апанди Магомедова посвящена кизяку – традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины. В рамках параллельной программы в последнем зале выставки, в «Мастерской» будут проходить мастер-классы и творческие встречи с художниками. Ксения Паршина: «Когда ты оказываешься в тех местах, … ты понимаешь, что у дагестанцев есть связь с этносом, космологией, культурой предков, и это потрясающе. Четыре года назад я решила, что перенесу частичку этого мира в Москву, поставлю в музее и скажу: не торопитесь, не бегите, остановитесь хотя бы на минуту, и вы поймете, а вернее, почувствуете Дагестан». Куратор: Ксения Паршина. Дизайнер: Эрик Белоусов. Партнёр выставки: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой. Выставка работает в Хлебном доме по 11.12.22.

Фотографии предоставлены музеем-заповедником «Царицыно»

02.08.22. Музей-заповедник «Коломенское» открыл масштабную выставку «Про деньги». Экспозиция во Дворце царя Алексея Михайловича рассказывает о становлении отечественной валюты и реформах, которые способствовали ее укреплению, от серебряного рубля и медной копейки к золотым червонцам и ассигнациями прошлого века. Центральная тема – события царствования Алексея Михайловича, связанные с Коломенским. Денежная реформа, проведенная Алексеем Тишайшим задала вектор развития для всей российской денежной системы. Понимание логики реформ требует погружения в духовные и даже геополитические обстоятельства эпохи. На выставке представлены более трехсот экспонатов, среди них не только деньги разных исторических периодов, но и материалы о непростой судьбе реформатора-гуманиста Федора Ртищева, друга и сподвижника царя, уникальные иконы, которые иллюстрируют поиски и конфликты XVII века. Противостояние старых и новых образов святости рассказывает о поисках жизненных смыслов русскими людьми той эпохи. В экспозиции представлены акварели Виктора Васнецова и Эрнеста Лисснера, а также гравюры и литографии отечественных и зарубежных мастеров. Отдельные разделы выставки знакомят с денежными реформами Российской империи и СССР. В этой части экспозиции представлены фотографии и архивные документы, а также ряд арифмометров и других вычислительных машин из собрания Политехнического музея. Участники проекта: Музей-заповедник «Коломенское», Государственный исторический музей, Музей «Новый Иерусалим», Политехнический музей, Государственный центральный музей современной истории России, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный архив экономики. Выставка работает до 15.01.23.

Фотографии предоставлены музеем-заповедником «Коломенское»

04.08.22. Государственный Музей Архитектуры им. А.В. Щусева совместно с галереей К35 представил первую персональная выставку в Москве художницы Наталии Спечинской «Интеграция» – логичный итог плодотворной работы петербургской художницы, для которой тема «Интеграции» оставалась одной из основных на протяжении нескольких лет. Основой для проекта стали размышления автора о преемственности художественных процессов в искусстве. Экспозиция на 1 этаже пространства флигеля «Руина» собрала более 20 живописных работ, графику, авторские объекты из гипса, а также инсталляцию, объединяющей темой для которых стала нерушимая связь современного и классического искусства. Объединяя различные сюжеты и техники на холсте и бумаге (масло, акрил, шелкография), а иногда даже выходя за плоскость холста, автор выявляет преемственность художественных процессов вне времени – каким бы эпатажным и разнообразным ни было современное искусство, оно, тем не менее, выросло из опыта предыдущих поколений мастеров. Инсталляция «Бассейн» является важной частью экспозиции, здесь главная героиня нарратива выставки – неизвестная «Неополитанская принцесса» выходит в трехмерное пространство, словно собираясь совершить заплыв. Постоянно возникающие сцены «купания» напрямую связаны с камертоном всего проекта. Источник их возникновения кроется в личном, трогательном переживании автора. Впервые эта тема появилась после того, как Наталия узнала, что в квартире ее детства на ул. Чайковского в Санкт-Петербурге после ремонта новые владельцы разместили настоящий бассейн. Эта причудливая интеграция элемента комфортной жизни стала ярким колористическим лейтмотивом проекта и его важным символом. В части работ связь времен подчеркивается несколько гротескным приемом: в их обрамлении используются старые музейные позолоченные рамы, найденные Спечинской на блошиных рынках. Остроумная «игра в классику» всего проекта «Интеграция» органично взаимодействует с пространством «Руины», которое в результате своей реставрации также стало архитектурной метафорой, существующей в разных эпохах одновременно. Выставка работает до 20.09.22.

Фотографии предоставлены галереей К35

04.08.22. Государственный Музей Архитектуры им. А.В. Щусева совместно с галереей К35 представил персональный проект художника Андрея Новикова совместно с автором инсталляций из стекла Сергеем Колосовым. Авторы развивают тему поиска новых тем и форм в современном искусстве, кризисе современной цивилизации и новых героях. В своей новой серии работ «Культурный слой» Андрей Новиков с чувством иронии, используя  реалистические живописные приемы, исследует глобальные проблемы современного общества. «В человеке есть стремление к большему, а контекст времени не задаёт этого… хочется новых ориентиров, целей, идеалов. Тоска по большим свершениям во всех областях деятельности человека витает в воздухе» – на этой идее сделан акцент в новых работах художника. Одной из важнейших тем для Андрея Новикова является чувство одиночества, потерянности, стремление обрести объединяющие общество идеалы, цели, новых героев. Критики давно отмечают кинематографичность работ Новикова. Это особенно прослеживается в цикле «Культурный слой» – герои намеренно помещены в декорации разрушенных зданий, выступая ярким колористическим акцентом на фоне серой почти монохромной архитектуры. Автор помещает неких условных персонажей на фоне разрушающейся архитектуры, которая выступает здесь в качестве образа старого мира «с ворохом проблем, архаичными установками». На фоне часто полуразрушенных зданий видны то яркие светящиеся фигуры словно вырванных из контекста людей, то образы мягких игрушек, одушевленных автором. Автор сознательно увеличивает фигуры персонажей, наделяя их свойствами то ли Супергероев из вселенной Marvel, то ли Новых Людей, способных преодолевать законы физики. Автор признает весь романтизм и утопичность тоски по Сверхчеловеку, который должен спасти наш разрушающийся на глазах мир. Отсюда явная ирония, звучащая в его работах, отсылки к образам массовой культуры.  Вместе с тем ожидание новых идей, нового мира, очищения давно звучит в культурно-цивилизационном контексте.

Масштабная, созданная специально для пространства «Руины» инсталляция Сергея Колосова «Будущее прекрасно» продолжает тему энтропии и хаоса, выводя ее на космический уровень. Собранные в динамичные формы осколки символизируют запечатленный результат выброса энергии, не поддающийся какому-то регламенту. Хаотичные формы, собранные из стекла, словно фракталы, обладающие свойством самоподобия, вновь объединяются между собой. Непредсказуемо объединяясь, они превращаются в источник необузданной динамики, создавая новый миропорядок, отсылают к темам мироздания и космоса.

Выставка работает до 20.09.22.

Фотографии предоставлены галереей К35

04.08.22. FINE ART GALLERY представила персональную выставку Глеба Солнцева «Пластика Лихих». Становление Глеба Солнцева пришлось на последнее десятилетие ХХ-го века. Став уже зрелым автором, в своем проекте Глеб переосмысливает период 1990-х, как когда-то осмысливали пространство и время метафизические живописцы. Дело не в пародировании или парафразах с метафизиками. Дело в том, что Глеб Солнцев выводит из осколков воспоминаний ясные и локальные образы, уподобляя их метафизическому алфавиту Карро или де Кирико. Для этой цели Глеб Солнцев использует прием замещения, где решающую роль играет слово «вместо». Вместо «башни» – продуктовая палатка, вместо «пейзажа с играющими тенями» – напоминания о других «пейзажах»: этикетках и фантиках, и продуктах масспрома. И вместо «классики жанра: убийств, бригад и малиновых пиджаков» – переосмысление яркости цвета и барочного изобилия смыслов и подсмыслов рекламы, видеоклипов, моды, музыкальных жанров и продукции 1990-х годов. Многим пришлось изменить род деятельности. Инженеры становились челноками, врачи открывали «точки» на рынке, представители интеллигенции и доктора наук были вынуждены жить в режиме замещения. Распад СССР и лихие 90-е одни вспоминают с ностальгией и третом, другие с ужасом. Однако, несмотря на экономический кризис, бандитизм и дефицит товаров, этот период показал россиянам главное – трансформацию и столкновение поверхностей миров. Но не политика волнует автора проекта, а эстетика. Глеб Солнцев выполняет работы из пластика вторичной переработки, это не просто экологическая повестка, а важная для автора особенность проекта – пластик не только материал, это символ, знак и миф… одноразовый мир, пластиковый человек, пластик заполнил собой всё и вся. И только слепой не видит в нем эстетической мощи. Все работы с искусственным интеллектом выполнены в рамках проекта @sun.gaz и Алексеем Газиевым, две работы «Адам» и «Ева», выполненные с эффектом дополненной реальности, были созданы в коллаборации с VOVA digital agency.

Фотографии предоставлены автором Глебом Солнцевым

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: