2 часть || интервью со старшим куратором выставочного направления Полиной Стрельцовой и куратором выставочных проектов Анной Замрий
Качественные выставки можно подготовить, мастер-классы и лекции провести, кинофильмы показать и обсудить с ответственными профессиональными работниками культурного центра, будь то музей, галерея, кинотеатр, театр. Статус, посещаемость и даже признание этим можно заработать. Но любовь, верных друзей и единомышленников культурный центр может получить только благодаря влюбленной в него и в свое дело команде. Любая институция — это, прежде всего, люди. Поэтому, — знакомьтесь, — «Зотов»: генеральный директор Дарья Филиппова, старший куратор выставочного направления Полина Стрельцова, куратор выставочных проектов Анна Замрий. Для Дарьи, Полины и Анны мнения о «Зотове» совпали. Для них это не просто центр — это единомышленники, команда, творчество, вовлеченность и открытость, возможности, энергия и «авантюризм», как у конструктивистов.
ПОЛИНА СТРЕЛЬЦОВА
Старший куратор выставочного направления центра «ЗОТОВ»
ОЛЬГА: Полина, Центр «Зотов» открылся выставкой под вашим кураторством, сейчас вы старший куратор выставочного направления центра. Как вы попали в совершенно новую институцию, с каким багажом, откуда и почему пришли работать именно в «Зотов»?
ПОЛИНА: Ответ на этот вопрос — история вдохновляющая и волшебная, я сама не могу осознать ее до сих пор. Я работала в Государственном научно-исследовательскиом музее архитектуры имени А.В. Щусева много лет, начала сразу после окончания университета в 2012 году, и по большой любви. Я брала штурмом выставочный отдел и мечтала, чтобы меня туда взяли на очень скромную зарплату младшего научного сотрудника. Проработав в музее 10 лет, я поняла, что нужно двигаться дальше, хотя и музейная работа мне всегда нравилась. Но в Музее архитектуры штатных кураторов не было, а создание выставок меня всегда зажигало. Я сделала выставку «Вхутемас. Архитектурный факультет». И вот интересная деталь — мы ее делали вместе с моей сегодняшней коллегой и вторым куратором выставочного направления Центра «Зотов» Анной Замрий — на тот момент она была привлеченным человеком и занималась архитектурой этой выставки. У нас сразу сложился настоящий творческий союз. Но после наши профессиональные пути разошлись. Я ушла из музея и работала в архитектурных бюро. Когда поступило предложение Центра «Зотов» — примерно через полгода после того, как я ушла из Музея архитектуры, — это было действительно неожиданно и, честно говоря, довольно рискованно, потому что я понимала масштабы, размах и ответственность — это был вызов. Вначале мне предложили быть консультантом архитектурной части, поскольку я историк архитектуры, много лет занималась исследованием архитектуры авангарда. А потом звезды сложились так, что мои компетенции расширились в процессе работы. Я уже перестала быть только куратором архитектурного раздела, и мы начали думать о выставке. Я привлекла Аню и еще несколько коллег, с которыми сейчас продолжаем работать. В общем, на самом деле, это волшебная история — это и работа мечты, и команда мечты. То, что мы делаем, — это по внутреннему большому чувству.
ОЛЬГА: Центр «Зотов» призван знакомить аудиторию с конструктивизма, помогать увидеть проявление его во всех направлениях искусства. Конструктивисты ведь ставили себе цель, задачу — преобразовать весь мир. То есть конструктивизм был их философским, мировоззренческим взглядом на жизнь, на мир, а дальше уже случилось так, что во всех направлениях в искусстве это связывается с определенным проявлением, например, с лаконичностью формы, с определенными цветовыми решениями и так далее. Как вы сами считаете, изучение конструктивизма — это исследование в искусстве в привязке к определенному периоду, к определенным его выражениям? Или все-таки конструктивизм — это гораздо более широкое, основополагающее, глубинное понятие?
ПОЛИНА: В вашем вопросе содержится много ответов. Чем больше мы занимаемся конструктивизмом, тем больше мы понимаем, что, несмотря на всю сложность этой темы, мы не ошиблись. Это действительно то, что важно, и то, что может сегодня подарить новый взгляд, в том числе на нынешнюю современную ситуацию. Потому что конструктивизм, безусловно, — это мировоззрение, это философия, это целый комплекс мировоззренческих, социальных, общественных, культурных изменений, который сложился в определенную конфигурацию, которая при этом была направлена на достижение светлых гуманистических идеалов, всеобщего счастья. В искусстве это то направление, которое впервые взялось за «перекройку» жизни и объединение жизни и искусства. Это вдохновляющий опыт. Это наш манифест — единое понимание всех сотрудников «Зотова» и наших друзей — единомыслие, совместное творчество. Поэтому мы с каждым новым проектом убеждаемся, что, во-первых, мы выбрали правильную методологию создания выставочных проектов, что это довольно широкий взгляд на конструктивизм. И каждый раз, когда мы пытаемся его ограничить, искусственно вычленить какую-то одну его сторону, убрав контекст, социальную ситуацию, историческую ситуацию, то получается плоская, недостаточно объемная картина, которая не раскрывает всю суть и философию этого направления.
КОНСТРУКТИВИЗМ ОЧЕНЬ ЖИВОЙ. ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ, КОТОРОМУ ТЕСНО В МУЗЕЙНЫХ СТЕНАХ, ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОЗНАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ. С ПЕРВЫХ НАШИХ ШАГОВ МЫ ПОДЧЕРКИВАЛИ ВАЖНОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ, АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ИДЕЙ.
ОЛЬГА: Как вы делаете наполнение выставок? Насколько мне известно, сейчас у Центра «Зотов» своей постоянной коллекции нет, вы привлекаете музеи, фонды. Например, для следующей выставки, как вы выбираете партнеров?
ПОЛИНА: В начале, конечно, рождается идея. Уже спустя три больших выставочных проекта, мы понимаем примерно, где что может храниться. Также Анна работала с музеями, у нее большой музейный опыт. Это и есть «горизонтальные связи», без которых мало что работает, и мы уже обросли друзьями и людьми, которые поддерживают нас и болеют за общее дело. Это для нас очень важно — вопрос о единомышленниках. Мы не строим границы вокруг Центра «Зотов», а стараемся как можно больше вовлекать и привлекать, и мне кажется, вот этот наш настрой с самого начала успешно работает. У нас часто появляются в центре моменты абсолютно семейной атмосферы, когда к нам приходят коллеги из других институтов, и нет конкуренции, а есть ощущение общего дела, и это очень ценно. Да, они гордятся, что их экспонаты представлены у нас, это правда.
ОЛЬГА: А можете сказать, кто из интересных ваших соратников, сподвижников, из культурных институций будет представлять материалы вам для следующей выставки?
ПОЛИНА: Следующая выставка про архитектуру, поэтому основные партнеры — это хранители архитектурных чертежей, это наш дорогой партнер — Музей архитектуры. Мы расширяем географию нашего проекта — берем и конструктивистскую ветку Санкт-Петербурга. Это будет интересная часть выставки, потому что в таком широком контексте конструктивизм еще не рассматривался. Специально для нас будут реставрировать редчайшие макеты 1920-х годов. Также мы привлекаем к этой выставке коллег из Новосибирска и Екатеринбурга — это «Территория авангарда» Екатеринбурга и «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». Это не государственные, не коммерческие структуры, а подвижники, энтузиасты, которые занимаются популяризацией наследия этого времени, с которыми мы оказались абсолютно на одной волне.
ОЛЬГА: У вас уникальное для выставок и очень правильное и хорошее сочетание двух составляющих: они и для специалистов, в них есть научная основа для профессиональной дискуссии людей, и, с другой стороны, есть и зрелищная часть. Сохранится ли такое сочетание на предстоящей выставке?
ПОЛИНА: Да, действительно, мы очень хотели, чтобы выставки, несмотря на сложные заявленные темы, были интересны и научному сообществу, и широкой публике. Важно не потерять этот баланс, и мы постоянно проверяем наши «приборы»: нет ли перегибов в какую-либо сторону, понимают ли нас люди, считывают ли, способны ли мы привлечь людей, которые совсем ничего не понимают в конструктивизме и в авангарде. И еще очень важно, и я надеюсь, что мы будем наращивать наши обороты в этом направлении, — это вовлечение молодого поколения, и в том числе совсем молодого, это работа с детьми.
АННА ЗАМРИЙ
Куратор выставочных проектов центра «ЗОТОВ»,
Куратор выставки «ПРЕСНЯ: ВЫСТАВКА МОЕЙ ПАМЯТИ»
ОЛЬГА: Анна, в Центре «Зотов» два постоянных штатных куратора. Как вы делите между собой проекты?
АННА: Мы молодая организация — Дарья иногда даже называет нас «стартап» — мы пробуем работать с разными моделями. Сначала мы попробовали делать все совместно, в партнерстве 50 на 50 каждый выставочный проект. И поняли, что у нас получается гигантская нагрузка. Сейчас мы пробуем другую модель — сменный график. Пока одна делает выставку, которая открывается вот сейчас, у другой есть возможность больше времени заниматься следующим выставочным процессом. И такое ощущение, что это наиболее комфортно.
ОЛЬГА: Дарья рассказала, что кураторы сами придумывают тему. То есть получается, что выставка, которая сейчас идет, — «Пресня: выставка моей памяти» — это ваша идея?
АННА: Да, эта выставка родилась из Лаборатории авторской фотокниги, которую мы проводили летом вместе с Аллой Мировской, художником, которая стала моим сокуратором по выставке «Пресня: выставка моей памяти». В ходе Лаборатории мы поняли, что есть гигантский интерес к этому району. И нам стало интересно изучать контекст для каждого явления, места, события. Интересно встраиваться в сообщество, знакомиться с ним и налаживать связи. Вот из этого и вышла идея о выставке про память места, про наследие, которое нам интересно изучать.
ОЛЬГА: По-моему, для архитектурного решения выставки Алексей Трегубов — и лучший вариант и большая удача. Как он стал архитектором вашей выставки?
АННА: Я знала о нем отчасти из-за моего архитектурного бэкграунда, но мы не были знакомы лично. Когда я думаю о выставочном проекте, я понимаю, что это коллективный труд, в котором важны все его составляющие для получения хорошего продукта: от идей, дальше к кураторской оптике, архитектуре, графическому дизайну, светодизайну. Поэтому когда я работаю как куратор, я сразу думаю о том, кто из архитекторов эту идею прочувствует и сможет донести лучше остальных. Идея выставки состояла именно в том, чтобы сделать так называемый спектакль, где главные действующие лица — это экспонаты, и мы находимся в гигантской декорации. Я сразу подумала, что Алексей Трегубов — это идеальный художник-архитектор для этой задачи. Потом у нас был период общения и притирки, и в итоге он согласился. Мы получили большое удовольствие от сотрудничества.
ОЛЬГА: А мы от результата! Ваш проект про память и все ее особенности, нюансы — ведь каждый из нас помнит все по-своему, и нет единой картинки, чтобы она стала эталоном реальности. Хотя у вас в тексте к выставке сказано, что «Пресня: выставка моей памяти» — это две Пресни, реальная и воображаемая, мне кажется, что и та и другая версия — реальная, и у каждого она — Пресня — своя, реальная. Архитектура Алексея прекрасно это воспроизводит наглядно. Ты чуть передвигаешься, буквально несколько сантиметров — и с новой точки видишь уже иное. Получается, что в одном ракурсе у тебя складывается одна картинка, потому что попадают экспонаты в одном составе, а с другой точки вырисовывается совсем другая картинка, потому что экспонаты поменялись местами. Это была его идея или ваша? Как она родилась?
АННА: Мы с Алексеем в период обсуждения возможного сотрудничества как раз говорили о памяти в целом, о том, как каждый из нас эту память представляет, ощущает физически. У нас с ним есть один общий архитектурный язык, на котором мы можем поговорить и понять друг друга. Оказалось, что нас в этом процессе интересуют очень схожие вещи. Например, что память на самом деле имеет клиповую структуру. Мы помним маленькие такие клипы, которые потом мозг как-то сшивает между собой и реконструирует. То же самое, например, коллаж или монтаж у конструктивистов. И то, что вы отметили в застройке, — вот эти разные планы, которые накладываются друг на друга и делают какую-то свою историю, — это и есть совместное, общее найденное видение, я бы сказала, на котором все и базируется. Мне понравилось, как Алексей интерпретировал тему памяти Пресненского района: есть набережная, есть закоулки. Это застройка жилых кварталов, рабочих конструктивистских. У него есть два «островка» на возвышении — это зоопарк и Краснопресненский парк, которые между собой связаны как будто зеленым бульваром. То есть он сделал свой коллаж Пресни, как он ее видит и чувствует. Это его Пресня, которая существует в его представлении. Ведь наша выставка не краеведческая, не историческая. Это выставка субъективная, очень сильно субъективная история, и кураторская, и архитектурная. Выбор цитат, который мы сделали, — тоже исключительно наш личный субъективный выбор. Они нам были интересны. Это снова из области мифотворчества. И вот здесь важно для посетителя, чтобы он сам пришел и заразился этим духом и желанием посмотреть на место не с точки зрения сугубо исторического или географического, а сам подумал и уловил, как оно отзывается внутри, какие оно пробуждает мысли, эмоции, воспоминания, и сосредоточиться на них. Это попытка «иммерсивного театра».
ОЛЬГА: Мы в начале говорили о модели сменной работы кураторов выставочного направления. Что будет следующим в вашей работе?
АННА: Я планирую начать работать над проектом «Русское невероятное» — пока у нас такое рабочее название. Работать планирую с прекрасной кураторской группой, в которую войдет Черняхов Андрей Александрович, Ермолаев Александр Павлович, Шулик Татьяна Олеговна. Мы будем исследовать феноменологию русского в искусстве. Все от древних икон до сегодняшних дней и «мостики» в конструктивизме, пересечения и объединяющие моменты. То есть попробуем выявить русский код, а точнее говоря, какие-то феномены. Потому что очень интересно, прежде всего, просто понять, есть ли это действительно, ведь одно дело декларировать, другое — показать. Будет все это в сентябре 2024 года.
ОЛЬГА: А для вас «Зотов» — это что?
АННА: Это команда, и на втором месте, наверное, для меня это какие-то возможности. И это, конечно, энергия, которая в этом во всем есть: и в здании, и в людях, и в проектах, и в посылах, и в наших гостях и посетителях, которые приходят, и это вдохновляет нас работать.
28.02.24
Фото || www.centrezotov.ru
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель