Арт-обзор 02.05-09.05.24

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

Пётр Беленок «Однажды…», 1987

 

27.04.24. VLADEY представляет два новых проекта в пространстве на Неглинной: ретроспективу Петра Беленка «Вглядываясь из космоса» и экспозицию новых работ Леонида Цхэ

Выставка «Вглядываясь из космоса» охватывает период с 1976 до 1991 года – годы интенсивной работы Петра Беленка над своей своеобразной живописной Вселенной. Кто-то дал его творчеству определение «панический реализм». Этот термин прижился, но оказалось, что работы Петра Беленка не реакция на Чернобыльскую аварию и не попытка убежать от нее, а вневременное размышление о тайнах нашего мира. Беленок говорил: «Меня не интересуют детальные наблюдения каждодневной жизни, я наблюдаю мир и его проблемы из нейтральной позиции в космосе».

 

Петр Беленoк «Вглядываясь из космоса»

 

Леонид Цхэ принадлежит к новейшему поколению петербургских современных живописцев. Будучи классическим графиком по образованию, в своем творчестве он преобразует практики академизма и занимается пластической деконструкцией классического рисунка его же средствами. При этом в его искусстве сохраняется графическая значимость линии, к которой все больше добавляется экспрессивность стиля. «Мне нужно от чего-то отталкиваться и мне нравится отталкиваться от фигуры: рисовать фигуры и как-то их прятать в картине, когда они то возникают, то исчезают. Нужен какой-то баланс, чтобы фигура не стала рассказом», – Леонид Цхэ. Выставки работают до 19.05.24.

 

Экспозиция Леонида Цхэ во VLADEY на Неглинной

 

На территории ЦСИ «Винзавод» VLADEY Space представляет кураторский проект художника и куратора Петра Белого – выставку  молодых художниц из Петербурга Кати Веселовской и Алены Petite «Железная Леда». Название соединяет понятие «железная леди» и греческого мифа о прекрасной Леде, обозначая власть женщины в искусстве. Графитно-рыжий цвет чугуна, его материальная составляющая, вес, совмещается в объектах Кати Веселовской с утонченностью скульптурной лепки. Графические черно-белые работы Алёны Petite, которая рисует буквально на всем, что попадается под руку, сродни перформативному жесту. Обеих художниц куратор Петр Белый считает современными декадентами, продолжателями традиций Серебряного века, которые рассказывают историю бесконечно длящегося мистического опыта жизни в Петербурге современным языком. «То, что мы видим — продукт субкультуры Петербурга, которая, несмотря на эфемерность самого понятия, существует. Особенность этой субкультуры заключена в онтологическом бессмертии ее героев, где миф бесконечно длит эстетику, передавая ее по наследству, рождая новые поколения декадентов, некрореалистов, неоакадемистов, новых тупых, аутсайдеров, людей вне социальных страд», —  Петр Белый о творчестве художниц. Выставка работает до 26.05.24.

 

Выставка Кати Веселовской и Алёны Petite «Железная Леда» во VLADEY Space

Фотографии предоставлены галереей

 

03.05.24. Воронежская галерея Х.Л.А.М. представляет персональную выставку воронежского художника Добровольского Михаила «Подсмотреть». Михаил работает в различных медиа, включая живопись, графику, инсталляцию, объекты. В своей практике художник обращается к наблюдению как за другими людьми, так и к самоанализу, а также исследует городскую среду как пространство конфликта.  «В этом проекте я работаю с конфликтом, который возникает в результате противопоставления глобальных нарративов и тревожных, несуразных и абсурдных изображений реальных ситуаций. Эскизы для этих изображений сделаны во время случайных наблюдений на улицах Воронежа. С ними я сопоставляю образы, отобранные мной в различных медиа, которые составляют часть мирового контекста. Мне интересно то, как одновременно став частью и глобального, и локального поля смыслов, зритель, будучи наблюдателем, становится и наблюдаемым», – Михаил Добровольский. Выставка работает до 04.06.24.

 

Михаил Добровольский

Фотографии предоставлены галереей

 

06.05.24. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты. Люди на Великой Отечественной войне». События 1941–1945 годов представлены в экспозиции сквозь призму истории и судеб отдельных людей, которые столкнулись с суровыми испытаниями и внесли неоценимый вклад в коллективный подвиг страны. В мультимедийной экспозиции представлены уникальные архивные материалы: аудиоверсии дневников военного времени, видеохроника и фотографии. Выставку открывает раздел, посвященный обороне Москвы и боям лета — осени 1941 года. Отдельная глава рассказывает историю формирования народного ополчения и судьбу писательской роты. Военные корреспонденты были участниками всех крупных сражений, они снимали солдат во время боя и короткого отдыха. Выставка рассказывает об Илье Эренбурге, Василии Гроссмане, Михаиле Розенфельде, Джеке Алтаузене и других. В экспозиции представлен фотоархив Евгения Халдея, который ранее не демонстрировался в России из собрания Александра Бородулина, которому коллекция была передана лично автором. Отдельный раздел выставки посвящен женщинам — героям войны. В последнем зале экспозиции показан Берлин 1945 года глазами участников войны. В рамках выставочного проекта представлены материалы из собраний Российского государственного архива литературы и искусства, Института российской истории РАН, Российской государственной библиотеки, Еврейского музея и центра толерантности, The Borodulin Collection, The Blavatnik Archive и частных архивов.Кураторы: Олег Будницкий, Мария Гадас, Светлана Амосова. Выставка 18+ работает по 04.08.24.

 

Евгений Халдей. На Мурманском направлении. Июль 1941 г. Borodulin Collection

Фотографии предоставлены пресс-службой Еврейского музея и центра толерантности

 

07.05.24. Российская академия художеств в выставочных залах РАХ на Пречистенкеоткрыла выставку произведений заслуженного художника Российской Федерации, члена-корреспондента РАХ Александра Фокина «Стекло». Экспозиция демонстрирует несколько десятков работ, созданных в утонченной технике матового гравированного стекла. Александр Фокин создает свои произведения, возрождая в отечественном искусстве интерес к этому классическому виду обработки стекла, расцвет которого в Европе и России пришелся на XVII – XVIII века. Гравировка — один из способов холодной обработки стекла; вышлифовывание на поверхности изделия неглубокого негативного матового изображения вращающимся медным или абразивным кругом. Она требует отточенности, твердости руки и ювелирного чувства рельефной формы, т.к. во время работы у автора нет возможности устранить неточности. Излюбленным жанром А.Фокина является портрет, который считается одним из самых сложных в этом виде искусства. Выставка 16+ работает до 16.06.24.

 

А.И. Фокин. Портрет В.Маковецкого, Е.Лаврищевой (Коллеги- граверы). 2004. Д. – 25. Собственность автора. Фото Николай Казаков

Фотографии предоставлены пресс-службой РАХ

 

08.05.24. Зверевский Центр Свободного Искусства открыл вторую по счету выставку движения УНОВИС – это одновременно движение, школа и объединение художников, ставящее перед собой цель поиска новых форм, новых подходов и путей развития современного искусства. Главная тема представленной выставки «0,02» – групповое творчество. Члены Уновиса образовали коллективные творческие единицы – группы, группировки, союзы, дуэты. «Эмерджентность – основная мотивация, по которой художники вступают в союзы с другими художниками. Это не простая арифметическая сумма вкладов отдельных участников, а нечто большее! И тогда рождается произведение искусства, которое поодиночке никто бы и не придумал, и не решился воплотить», – куратор Эльдар Ганеев. Куратор-координатор: Надежда Лисовская. Выставка работает до 21.05.24.

 

Фотографии Ольги Серегиной

 

09.05.24
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.