#COSMOSCOW 2020

 

В Гостином Дворе начала свою работу 8-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, была проведена пресс-конференция и пресс-показ, vip-превью.  С 11 по 13 сентября 2020 года Ярмарка открыта для посещений, в ее рамках реализуется широкая параллельная программа. Информация представлена на сайте  www.cosmoscow.com. Ярмарка основана в 2010 году меценатом и коллекционером – Маргаритой Пушкиной. С 2014 года ярмарка проходит в сентябре. В 2019 году в ярмарке приняли участие 67 российских и международных галерей, ее посетили более 22 тысяч человек. Главная цель – развитие российского арт-рынка и интеграция российских художников в международный контекст.

В этом году на Ярмарке при поддержке Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Агентства креативных индустрий представлена новая секция «Сделано в Москве», участниками которой стали известные московские галереи, работающие в поле современного искусства, такие, как AРТ4, «Гридчинхолл», «Культпроект», «Роза Азора», ASKERI, a-s-t-r-a, Fragment,  JART, Omelchenko, PA Gallery, Soldout, Syntax, Weseeitems.

 a-s-t-r-a   представляет   работы   трех   женщин-художницOKSANA MASALINA BLIUMISJOLIE ALIEN.

Фотографии предоставлены галереей a-s-t-r-a  

Тема экспозиции галереи   Syntax в этом году – «Культурный багаж и вопросы без ответа». На стенде представлены работы Валерия Чтака, Кирилла Кто и группы ЕлиКука – молодых художников одного поколения. Фотографии предоставлены галереей Syntax

 

PA GALLERY представляет в этом году Дениса Прасолова. Black Soil, 2020. Фотографии предоставлены PA GALLERY

 

Галерея JART показывает масштабный групповой проект «ЧАЩА», объединивший более 20 художников.

Фотографии предоставлены JART


Спецпроекты Cosmoscow всегда представляют особый интерес. На 8-й Международной ярмарке Cosmoscow представлены проекты трех победителей конкурса «Турбулентность», который был проведен программным партнером ярмарки – Cultural Creative Agency (CCA) при содействии Посольства Катара в России. Три проекта выполнены в разных медиа. Видеоинсталляция «Беззубое сопротивление» Полины Канис создает обволакивающую и тревожную систему из изображений и звука. Инсталляция Алексея Таруца «Лавруссия НРГ» в названии обыгрывает гипотетический суперконтинент, чьи очертания представлены на ярмарке в виде бассейна. В проекте «Галерея «Балкон» Екатерина Муромцева воспроизводит самоорганизованную балконную галерею в своей квартире в Загребе, где она оказалась заперта из-за ситуации, связанной с пандемией и карантином.

Фото Cabinet de l’Art

На ярмарке работает специальная зона Cosmoscow x Vremena Goda Kids Zone с творческими мастерскими для детей от 4 лет, которые проводит студия K1ds Art Club. Творческая лаборатория дает возможность самым маленьким посетителеям ярмарки попробовать себя в графике и живописи, архитектурной композиции и скульптуре. Здесь же представлена капсульная коллекция одежды, созданная при участии известных современных художников и их детей: Ирины Кориной с дочерью Антониной (14 лет), Александры Паперно с сыновьями Петром (9 лет) и Василием (7 лет), Иваном Горшковым с сыном Степаном (4 года). Куратор проекта Алексей Масляев в качестве основной темы для детских рисунков предложил «Метаморфозы».

Фото Cabinet de l’Art

Recycle Group и Ultima Яндекс Go специально для Cosmoscow 2020 представили инсталляцию «Сад расходящихся камней» – динамическое размышление о месте и времени. Жизнь ускоряется, объем информации растет, константы меняются, все приходит в движение. И даже камни сходят с насиженных мест, оставляя на песке прихотливый узор. Смысл открывается тем, кто умеет синхронизировать ход своего внутреннего времени с внешним. Recycle Group-Российская арт-группа, созданная художниками Андреем Блохиным (1987) и Георгием Кузнецовым (1985) в 2008 году. Лауреаты Премии Кандинского (2010). Входит в десятку рейтинга ТОП 100 молодых художников России.

 

Интервью-комментарий Андрея Блохина и Георгия Кунцева для Cabinet de l’Art

Ольга: Как появилась идея сотрудничества с Ultima Яндекс Go? Почему именно таков был ваш выбор партнера?

Андрей, Георгий: С нами связались наши друзья, которые работают с Ultima Яндекс Go и предложили подумать над объектом для ярмарки Cosmoscow. Нам приятно работать с современными развивающимися компаниями, особенно с теми, что стояли у истоков российского интернета. Поскольку наше творчество непосредственно связано с новейшими технологиями, то идея сотрудничества нам сразу понравилась.

Ольга: Что для вас означает время? Как вы сами трактуете это понятие в рамках представленного проекта?

Андрей, Георгий: Время – это относительное понятие, которого на самом деле не существует – как минимум, в том бытовом смысле, к которому мы все привыкли. В проекте «Сад расходящихся камней» мы старались раскрыть идею времени в его относительности. В этом проекте статичные камни обретают движение и одновременно создают картину времени. Каждый пройденный сантиметр является прямой визуализацией самого времени, а камни олицетворяют его разнообразие.  

Ольга: Что было самым сложным для вас в реализации этого проекта?

Андрей, Георгий: Любое кинетическое произведение – это всегда сложно, поэтому все, что связано с программированием объектов искусства, а не просто их созданием, требует достаточно много энергии.

Ольга: Будет ли этот проект иметь продолжение?

Андрей, Гееоргий: Да, мы планируем сделать большую выставку в следующем году, где эта работа будет включена в общий контекст нашего нового проекта.

В рамках пространства Hutton Development  представлена световая инсталляция от художницы Кати Ост. Концепция инсталляции  выстроена вокруг идеи игры света и цвета, света как нового начала, проникающего сквозь матовое стекло и создающего особенную атмосферность.

Фото Cabinet de l’Art

«Художник года» Cosmoscow 2020 — Павел Отдельнов. Многие проекты автора основаны на непосредственных наблюдениях за изменениями окраинных ландшафтов больших городов. Решение разместить репродукции известных произведений художника в городском пространстве на нестандартных, изначально рекламных поверхностях вдоль окраин Москвы позволяет по-новому раскрыть темы, которые затрагивает Павет Отдельнов в своем творчестве: романтизацию места пребывания и его эстетическое осмысление. Специально для ярмарки Cosmoscow 2020 Павел подготовил новый проект «А геолокацию можно? Выбери сам», который продолжает серию размышлений о не-местах и изменениях окраинных ландшафтов больших городов, начатых художником в рамках серий «Внутреннее Дегунино» и «ТЦ». В новом проекте, автор обратился к виртуальным образам: пейзажам, увиденным камерами машин Яндекс и Google, работа над проектом началась в период самоизоляции. Экспозиция, показанная на ярмарке предвосхищает масштабный проект «Русское нигде», который художник планирует в ближайшем будущем. Павел Отдельнов также стал «Художником года» по мнению жюри государственной премии в области современного искусства «Инновация-2020» (в этом году лауреатами премии были объявлены все номинанты премии).

Фото Cabinet de l’Art

«Институция года» Cosmoscow 2020 – Железногорский Центр Современного Искусства представлен проектами сообщества «Цикорий», основателями ЦСИ. За 2 года с момента основания команда молодых художников-энтузиастов организовала более 10 выставочных проектов, а также запустила Железногорскую Биеннале современного искусства. На Cosmoscow кроме живописных работ и найденных объектов участники «Цикория» показывают VR-проект «Home videos. Plein_air_extension», представляющий собой сборник коллективных перформансов на свежем воздухе.

Фото Cabinet de l’Art

В рамках ежегодного проекта Ruinart Art Patronat победительница конкурса Марго Трушина представляет на ярмарке новую работу «Живой уголок». В специально спроектированной конструкции художница создает мифический сад, где главными героями становятся говорящие растения и поющие камни, рассказывающие не только об изобилии природы, но и ее хрупкости. Каждый из этих гибридных объектов имеет свой собственный «голос», звучащий при прикосновении или движении зрителей. Звуковой ландшафт для инсталляции создан совместно с Лабораторией Playtronica.

В рамках Параллельной программы Cosmoscow c 3 по 20 сентября в инновационном пространстве Audi City Moscow показан проект победителя Audi Born-Digital AwardПавла Сельдемирова «The Becoming», который по мнению экспертного жюри стал сильнейшим высказыванием о пограничных и предельных состояниях не только цифрового искусства и медиа-арта, но и нового мира, в котором человечество оказалось в 2020 году. Конкурс Audi Born-Digital Award был организован компанией Audi и Фондом Cosmoscow с целью поддержки российских медиа-художников и развития цифрового искусства в стране. Проект «The Becoming» представляет собой тотальную инсталляцию, воссоздающую пространство поэтически трактуемого леса, наполненного растениями и дисплеями-порталами. Посетители отправляются в путешествие, где среди виртуальных деревьев появляются артефакты культуры 2020 года, который уже успел стать важной вехой для всего человечества.

Фото Cabinet de l’Art

«Музей года» Cosmoscow 2020 – Музей современного искусства «Гараж» представил на ярмарке стенд, посвященный одной из частей своей коллекции – крупнейшего в мире архива по истории российского современного искусства. В своеобразной интерактивной «комнате редкостей» собрано многообразие аппаратуры для хранения, реставрации и оцифровки аналогового видео. Такое решение даёт не только возможность познакомиться с историей медиаархива «Гаража», но и поучаствовать в процессе оцифровки и реставрации видеокассет, в том числе оцифровать кассеты из личного архива. На стенде Музея будут демонстрироваться избранные видеоматериалы 1985–2020-х, посвященные художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга. Среди них – документация выставок и перформансов, различные архивные съемки, записи интервью и телепередач.

Фото Cabinet de l’Art

Музей современного искусства «Гараж» – «Музей года» Cosmoscow 2020. Мы поговорили c директором Музея Антоном Беловым об успехах и планах «Гаража»

Ольга: Антон, на пресс-конференции, когда было объявлено, что «Гараж» будет представлен на ярмарке Сosmoscow 2020 в статусе «Музея года» в рамках инициатив Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, основатель Сosmoscow Маргарита Пушкина подчеркнула — «Мы считаем Музей современного искусства «Гараж» одной из самым динамичных культурных институций в России, с которым у нас много общих ценностей и взглядов, и мы рады анонсировать «Гараж» в качестве «Музея года». Статус «Музея года» — это признание успехов, достижений институции, и конечно рассматривается не один календарный год. При характерной для вас динамичности, которую отметила Маргарита, что выделили бы вы сами, как наиболее яркие достижения Музея?

Антон: Это сложный вопрос, но мне кажется, для нас важно не просто показывать искусство, а менять социум, и поэтому самое важное достижение «Гаража» именно в этом и состоит. Это не какой-то конкретный аспект, например, что мы сделали инклюзивную программу и собрали самый большой архив российского искусства, а именно то, что это меняет социум и за нами подтягиваются другие музеи, другие институции. Все с нами взаимодействуют в какой-то форме. Общество становиться открытым, толерантным, интересующимся современным процессом. Вот — главное достижение «Гаража», именно это даёт основание, как мне кажется, оценить наш Музей современного искусства, как «Музей года» по версии Cosmoscow. Москва стала городом креативной экономики, современной культуры и искусства. Я не люблю прописанные стратегии, миссии. Это мне кажется важным, но не настолько важным, как внутреннее ощущение команды и общие устремления. Все наши направления деятельности выстраиваются в одно целое: просветительская, образовательная работа, публичная библиотека по искусству, инклюзия, которая у нас идет по 7-ми направлениям – всё это образует одну большую историю — что и как мы показываем. Ведь современное искусство — очень сложное явление, и оно не всегда вас радует или приносит визуальное удовольствие, но заставляет задуматься, иногда расстроится, а  иногда даже неприятно удивиться, но оно изменяет вас и заставляет двигаться. Кто-то к нам приходит уже подготовленным зрителем с насмотренным взглядом, а кто-то приходит впервые и то, что мы, «Гараж», знакомим их и даем все инструменты, необходимые для общения с современным искусством, по моему мнению, и есть  самое важное.

Ольга: Ярмарка и Фонд Cosmoscow равно как и Музей «Гараж» стремятся к налаживанию партнерских отношений, взаимодействию институций артсцены в поиске новых возможностей для развития потенциала российского рынка современного искусства. Непосредственно Cosmoscow и «Гараж» связывают давние отношения сотрудничества. Что с вашей личной точки зрения сейчас является наиболее перспективными направлениями, формами такого партнерства? Планируется что-то новое в этом поле?

Антон: Для нас это взаимодействие стратегически важно. Важно то, что эта ярмарка – главная в поле современного искусства в Москве в целом. Важно, чтобы она развивалась, расширялась, потому что, естественно, что если эта ярмарка будет успешной и станет на уровень мировой сцены, то это привлечет большое внимание и к «Гаражу», и к нашим проектам, а также к  локальной аудитории, региональной. Поэтому, конечно же, мы видим Cosmoscow как стратегического партнера, который в том числе привлекает внимание к Москве, как к культурному региону, большой точке на карте. Поэтому мы каждый год расширяем наше взаимодействие. Мы придумали и в этом году и вместе очень успешно запустили ярмарку-сателлит Cosmoscow — ярмарку молодого современного искусства Blazar, которая, надеюсь, станет постоянным спутником Cosmoscow, и, хочу верить, что скоро мы будем иметь целую плеяду таких ярмарок-спутников. В том году мы сделали, впервые, стенд нашего архива. В этом году мы делаем архив-медиа и там будет множество экранов, старых телевизоров, оборудования, которое будет показывать то, как записывалось в медиа архивах история искусства. Также в прошлом году мы сделали книжный–сувенирный раздел, а в этом году у нас еще добавится много нового в этом направлении, совместно с Cosmoscow мы работаем по инклюзии для того, чтобы ярмарка была доступна людям с инвалидностью. Каждый год мы стараемся с Cosmoscow найти новые точки сотрудничества, чтобы оно было не просто формальным, нас интересует практическое многоплановое взаимодействие, когда наш опыт и практики в большой некоммерческой институции могли бы помочь коммерческой, в том числе, в инициативе стать более доступной и социально ориентированной. Мы рады, что фонд Cosmoscow наравне с тем, что и сам много делает некоммерческих программ, поддержал и нас в этом году с закупкой архивов благодаря статусу музея года. Для нас, это все, очень важные параметры. Мы все в одной лодке и должны вместе создать такую атмосферную среду, чтобы в Москве было ощущение, как в Лондоне или в Нью-Йорке на фестивалях и ярмарках, в музеях, я здесь за абсолютную кооперацию, коллаборацию.

Ольга: Как вы думаете, мы движемся в этом направлении? Чтобы было ощущение неоторванности?

Антон Белов: Я думаю мы движемся в этом направлении. У нас, конечно, свой путь, потому что мы еще сильно взаимодействуем с Азией, а Азия будет всё больше и больше нас притягивать, потому что и Япония, и Корея, и Китай готовятся включить нас в свои зоны влияния, как, собственно, и мы хотим с ними кооперироваться. Мне кажется, что в этом плане Россия и Москва —  уникальное место, где можно соединять это все вместе и очень успешно. Балансировать, вбирать все самое лучше, что мы можем найти в летних кафе Парижа, в лондонских красивых городах, с расслабленностью и вальяжностью Азии, но в тоже время с их хваткой тигра. Если все это мы сумеем соединить, их всех втянуть в наш культурный контекст, то это будет большой успех. Я вижу и для Cosmoscow путь такого усредненного поля между Азией и Западом. 

Ольга: Фиксация, признание достижений – всегда повод задуматься – Что же дальше. Какие планы у «Гаража» стратегические, тактические? Наверное, без упоминания «Красивой ночи всех людей» не обойтись. Ведь Триеннале российского современного искусства — крупнейший проект Музея «Гараж».

Антон: Да, Триеннале – наш большой проект, который мы вынуждены были перенести с июня на сентябрь в связи с пандемией, но тем не менее, он открылся и 75 художников стали участниками этого гигантского проекта. Здесь очень сложные взаимоотношения, поскольку все художники отобраны предыдущими художниками, участниками Триеннале 2017–го года, мы видим с вами отношение менторства, учительства, дружбы, любви и соперничества и взаимодействия с предками, поэтому Триеннале сама по себе очень необычная выставка, но поскольку готовилась сильно дольше, чем первая и был еще вот этот период пандемии, мне кажется стало сильно интереснее и художники многие отрефлексировали так или иначе на актуальные события, это можно все увидеть и мне кажется это очень нежное, а с другой стороны очень сильное событие, которое не оставит никого равнодушным.

Ольга: Дает ли Триеннале по-вашему мнению общее представление, срез, картинку того, что такое наше современное искусство на настоящий момент?

Антон: Я думаю, да – общее представление дает. Это, конечно, выставка, не рассказывающая в чистом виде про вот весь срез, она показывает, что происходит, но я думаю тем не менее да, там достаточно много, начиная с видов техники, это инсталляции, перфомансы, живопись и потрясающие фотографии, рисунок, в общем — все что вы себе можете представить, здесь все есть. А с другой стороны это широкая география и Калининград и Омск и Владивосток и Москва и Питер и Пермь, Воронеж. В том числе участник из Киева и японец, переехавший жить в Россию. И конечно же, это совершенно разного уровня практики.

Ольга: Такой подход, когда художники-участники первой триеннале рекомендуют участников для следующей выставки оправдан? Многие стали задаваться вопросом, даст ли это в результате объективную картинку.

Антон: Тут был очень важный принцип, что художник, который выбирает другого художника должен открыто заявить об их степени взаимодействия, что это дружба, любовь, учительство, еще что-то. Это был очень важный параметр. Но при этом, конечно, у нас внутренний слоган Триеналле – это Коррупция и Любовь. И нам это нравится. Ну с одной стороны смешно, мы чуть подшучиваем сами над собой, с другой стороны все процессы в современном мире, и в общем-то троятся на этом.

Ольга: Да, я тоже хотела сказать, коррупция все равно будет, зато она прозрачна.

Антон: И любовь всегда будет и конечно же любовь слепа, и мы часто выбираем что-то своё и мне кажется это очень важные параметры. Субъективность художников не менее и не более субъективна, чем выбор любого куратора, а может быть она более объективна. Были свои ограничения, мы сейчас чуть-чуть утрируем, но как шутят сами кураторы, что их работа здесь стремится к нулю, потому что все сделали художники. Это конечно же неправда, но нам нравится сам этот посыл, что художники выбирали других художников и это важно для этой Триеннале.

Ольга: Триеннале – важное событие, продлится долго.  Что-то еще «Гараж» готовит, какие-то интересные новые действия?

Антон Белов: Конечно, очень много всего готовим, мы в следующем году будем открывать несколько новых пространств, будем делать большие проекты, мы готовим гигантскую кинопрограмму на следующее лето. В общем все-все-все готовится, как только мы объявим, вы узнаете об этом первыми и это вас порадует.

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея «Гараж»

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.