#Арт-обзор за неделю 9.07-16.07.20

 

С постепенным переходом арт-жизни из онлайна в оффлайн мы возвращаемся к привычным Арт-обзорам.

 

09.07.20.  Музея AZ возобновил свою работу для посетителей, представив новый проект посвящённый Георгию Костаки (1913 -1990),   который одним из первых начал поддерживать Анатолия Зверева. Покинув Советский Союз в 1977 году, Костаки большую часть своей коллекции подарил Третьяковской галерее, музею имени Андрея Рублева, музею-заповеднику «Царицыно». В 2013 году дочь Георгия Костаки, подарила Музею AZ более 600 работ Анатолия Зверева. Работы из всех этих собраний представлены в новом проекте Музея АZ. 

Выставка «Выбор Костаки» — это не только дань памяти и уважения коллекционеру, но и попытка разгадать тайну его способности увидеть талант в произведениях никому неизвестного или давно умершего и всеми забытого художника; предсказать большое будущее молодому парню, красящему заборы в Сокольниках.  В экспозиции представлена медиа-инсталляцию Платона Инфанте и демонстрируется фильм, в котором о коллекционере рассказывают люди, лично его знавшие. Автор и куратор проекта: Полина Лобачевская, художник-постановщик: Геннадий Синев, медиахудожникПлатон Инфанте, режиссер фильма «Дар Костаки»: Елена Лобачевская. Выставка работает до 08.11.20.

Фотографии предоставлены Музеем AZ

 

10.07.20. Пушкинский музей вновь открылся для посетителей.  В этот же день в Главном здании была представлена выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина». Куратор выставки: В. А. Мишин, ведущий научный сотрудник отдела искусства Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка охватывает пять веков истории европейского рисунка — с конца XV до середины XX века. Из графического собрания музея, представляющей собой одну из самых значительных коллекций подобного рода в России и насчитывающей около 27 тысяч рисунков, отобраны лучшие образцы разных национальных школ — итальянской, французской, немецкой, голландской, фламандской и русской. Впервые Пушкинский музей представил свою коллекцию как единое целое. Выставка организована по хронологическому принципу. Экспонируются работы таких мастеров как Дюрер, Веронезе, Пуссен, Рембрандт, Рубенс, Ватто, Фрагонар, Тьеполо, Давид, Энгр, Домье, Фридрих, Брюллов, Дега, Ренуар, ван Гог, Врубель, Кандинский, Марк, Нольде, Пикассо, Леже, Матисс, Малевич, Шагал. Выставка дает представление о многообразии графических техник и разных манерах рисования, позволяет проследить смену стилей и художественных направлений в истории рисунка, где отразились общие тенденции развития европейского искусства на протяжении нескольких столетий.

Фотографии Cabinet de l’art

 

12.02.20. POP UP MUSEUM представил персональную выставку художника Тамары Аксировой «Carpe Diem». В экспозиции представлено более сорока произведений живописи. Стиль Аксировой сочетает в себе наивное искусство, экспрессионизм и постимпрессионизм, которые позволяют ей подчеркивать в работах неповторимость момента, не упуская эмоциональную составляющую, переданную интенсивностью цветовой палитры.  Мгновение предстает на холсте как статичный отрезок времени. Автор выстраивает объем и глубину изображения при помощи цветовых контрастов и мазков разного размера и направлений, выстраивающих пространство. Жизнь в работах Тамары, предстает как фон для той постановки, в которой, по мнению классика, все люди — актеры. В этом и состоит идея проекта, выраженная в названии.  «Carpe Diem» («лови день») — крылатое латинское выражение, означающее «живи настоящим», «лови момент». Куратор: Ирина Никольская. Выставка работает до 01.09.20.

Фотографии предоставлены POP UP MUSEUM

 

14.07.20. Галерея «Агентство. Art Ru» представила персональную выставку Виктора Умнова «Трактат». В экспозиции представлены работы трех периодов: геометрическая абстракция 1980-1990х гг из цикла «Противоположности», работы на жести 1990-2000х и графика последних лет. Проделав путь от фигуративных работ 1960х, Умнов приобрел большую популярность в 1990е годы, когда для соединения текста и образного решения начал использовать кровельное железо. В названии выставки заложена ее концепция: трактат, от латинского tractatus, как опыт рассмотрения. Форма трактата позволила разноплановому автору соединить важные этапы пути, от геометрической абстракции через материальность работ на жести – к прописям и до интуитивного процесса творчества – уже более десяти лет, как он потерял зрение и осуществляет свои замыслы с помощью ассистентов. Абстрактное понимание линии в данном случае расширяется; черта становится не только графическим инструментом, но и понятием философским, обозначающим предел изречения, предел пространства, предел жизни. Куратор: Наталья Смолянская. Выставка работает до 18.09.20.

Фотографии предоставлены галереей «Агентство. Art Ru»

 

15.07.20. ASKERI GALLERY вновь открыла свои двери для посетителей, представив первую совместную выставку русских художников-реалистов, Павла Полянского и Дарьи Котляровой.  Обоих авторов увлекает тема современной жизни со всеми ее противоречиями и парадоксами.  Концепция выставочного проекта «ПОГРУЖЕНИЕ» – это погружение под воду, которое художники понимают, как единственный оставшийся способ бежать от абсурдности современного мира. Попытка обнажить актуальные проблемы в представленных работах приобретает иррациональный характер: животные и люди меняют среду обитания, переселяясь на морское дно, однако, и это не помогает убежать от насущных вопросов, оставленных на суше. В насыщенных ярких картинах видна ироничная, мягкая попытка поразмышлять об актуальных проблемах современного общества. Значимое место на выставке занимают графические произведения авторов, среди которых находятся как отдельные композиции, так и эскизы к представленным живописным полотнам – в этом состоит цель куратора показать богатство и разнообразие графического языка. «…эта выставка – очень важный и своего рода экспериментальный проект. Мы впервые решили объединить двух полярных по технике, но столь близких концептуально мастеров» — владелец галереи Полина Аскери. Посещение галереи возможно по предварительной записи. Выставка работает по 01.09.20.

Фотографии: Алексей Дупляков. Фотографии предоставлены ASKERI GALLERY

 

15.07.20. В Московском доме художника был представлен масштабный выставочный проект «ХУДОЖНИКИ СЕМИДЕСЯТНИКИ. 1970-2020».  Выставка представляет осмысление важнейшего этапа российского искусства от реализма до абстракционизма, от гиперреализма до сюрреализма. Большинство художников представлены в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галерее и Русском музее — живописцы Виктор Калин, Владимир Брайнин, Ольга Булгакова, Александр Ситников, Наталья Нестерова; скульпторы Владимир Соскиев, Леонид Баранов, Михаил Переяславец, Александр Рукавишников и другие.  Это взгляд на срез времени, эстетики и перехода в новую эпоху художников, начавших свой путь в уникальное время для отечественной культуры. В проекте представлены работы 1970-1980 годов и последних десятилетий.  Выставка работает в МДХ по адресу Кузнецкий мост 11 до 25.07.20. 

Фотографии Cabinet de l’art

 

16.07.20. Галерея «Ковчег» возобновила работу для посетителей, представив новую выставку, которая должна была открыться одиннадцатого июня: в день рождения Натальи Тамручи. Наталья Олеговна Тамручи — историк искусства, куратор, дизайнер, художественный критик, скончалась в Москве 25 января 2020.  После окончания отделения истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Тамручи работала в издательстве «Советский художник». В 1986 году выступила одним из кураторов легендарной 17-й Всесоюзной молодежной выставки на Кузнецком Мосту. С середины 1990-х занималась интерьерным дизайном.  Весной 2009 года создала «Открытую галерею», которая специализировалась на актуальном российском искусстве. В 2014 году галерея сменила формат, сделав выбор в пользу коротких выставок, дискуссий и встреч с деятелями искусств. Она просуществовала до 2016 года. В 2017 году Тамручи стала лауреатом Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинации «Книга года: теория и история современного искусства» за книгу «Право на жизнь» (2016), посвященную творчеству художника Андрея Кузькина.  В выставочном проекте «Искусство как область свободы. Круг Тамручи» объединились художники, друзья и единомышленники Натальи Тамручи, на протяжении многих лет работавшие с ней. Все произведения, предоставленные для экспонирования, участвовали в проектах Тамручи в разные годы. Выставка проходит в пространстве бывшей «Открытой галереи» — сейчас пространстве галереи «Ковчег», которую Наталья Тамручи несколько лет назад пригласила для совместной работы. Вопросы, которые ставила Наталья Тамручи в своих проектах, не относились к области «чистого искусства». Это были способы размышления о проблемах кризиса самоидентификации, соотношения вымысла и действительности. В качестве куратора «Открытой галереи» Тамручи поднимала вопросы, актуальные для художественных практик ХХI века, но каждая ее выставка превращалась в целостное высказывание по одному из «вечных» вопросов. Выставка работает до 02.08.20.

Фотографии с фрагментами экспозиций выставок в «Открытой галерее», в разные годы подготовленных Натальей Тамручи предоставлены галереей «Ковчег»

 

16.07.20. Музей Москвы в Белом зале представил выставку «Москва. Великая пустота» фотопроект Лауреата Пулитцеровской премии Сергея Пономарева о пустой Москве во время пандемии. Наибольшую известность Понамарев получил за свои работы освещающие конфликты на Ближнем Востоке. Он работает с такими изданиями как New York Times, Сноб, Paris Match, Stern, Le Figaro Magazine. В 2016 стал частью команды фотографов New York Times, которые получили Пулитцеровскую премию за освещение кризиса беженцев в Европе. В 2017 году получил Золотую Медаль Роберта Капы за освещение войны в Ираке. Трижды лауреат всемирного конкурса фотожурналистики World Press Photo. Экспозиция составлена из 45 черно-белых панорамных снимков Москвы и призвана запечатлеть в памяти современников и будущих поколений беспрецедентную для современного человека ситуацию. Автору удалось увидеть столицу, которую сами жители города практически никогда раньше не наблюдали, – без людей и машин. Главными героями изображений стали здания, памятники и линии дорожной сети. Барокко, ампир, конструктивизм соседствуют с постмодернизмом и современными высотками, перекликаются репликами в великой пустоте. Среди знаковых объектов, сформировавших композицию выставки как традиционные символы – Красная площадь, отель «Метрополь», «Зарядье» и Парк Горького, столичные мосты, Новый Арбат и Пушкинская, так и ряд современных зданий – Balchug Residence, «Садовые Кварталы» и «Вестердам» – спроектированных всемирно известными архитекторами Хади Тегерани, Сергеем Чобаном, Сергеем Скуратовым и другими. Пономарев, автор выставки: «Для меня это действительно уникальный проект. За время своей карьеры я видел немало войн и конфликтов, а также стихийных бедствий и катаклизмов, но не ожидал, что буду снимать одно из величайших событий XXI века – пандемию коронавируса – у себя дома в Москве». В рамках выставки запланирована параллельная программа: два круглых стола и несколько авторских экскурсий. В конце июля, состоится круглый стол «АРХИТЕКТУРА. Все уйдут, а я останусь» с участием главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, оказавшего помощь в организации съемок для выставки, и ряда ведущих российских архитекторов, урбанистов и девелоперов. В середине августа пройдет круглый стол, посвященный теме городской фотографии, на котором помимо автора выставки примут участие другие известные фотографы – Игорь Мухин, чьи работы входят в постоянные экспозиции ведущих мировых музеев, и Евгений Фельдман, автор самиздата «СВОЙ». Точные даты и форматы круглых столов, а также специальных экскурсий, будут отдельно анонсированы на сайте и в социальных сетях Музея Москвы. Выставка работает по 23.08.20.

Фотографии предоставлены Музеем Москвы

 

16.07.20. White Room Foundation представил в своем пространстве на Подкопаевском переулке третий проект выставочного цикла «Элемент». Выставка «Третий Огонь» —Проект «Элемент» — это отказ от барьера между зрителем и произведением искусства. Идея всего цикла строится на понимании элемента как первоосновы, частицы, составляющей нашего мира. Проект предлагает взаимодействовать путём эмоционального вовлечения и погружения в пространство искусства. Это и отсутствие границ между разными художественными формами и окружающей нас, бытовой действительностью. В части цикла «Третий Огонь» куратор Ася Сегалович выстраивает свою концепцию проекта, находясь в поиске ответа на вопрос – «Что даёт нам огонь? Что остаётся после его прикосновения? Что раскрывает в нас?».   Он и тепло домашнего очага, и разрушение, и страсть, и боль, и пепел. Тактильное прикосновение к стихии почти невозможно, взаимодействие с огнем сохраняется на расстоянии и воспринимается через ментальное осязание. Участники выставки в поиске его сути, истинной формы, и подлинного ощущения, представляют огонь в самых разных формах. Изобразительное искусство, музыка, перформанс и видео-арт сливаются воедино, повергая в огненную стихию и сложные переживания. Выставка работает по 29.07.20.

Фотографии предоставлены White Room Foundation

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: