Арт-обзор 12.10-19.10.23

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Александр Егоров, Без названия, 2022, хромогенная печать.

13.10.23. В залах РОСИЗО в Петроверигском переулке РОСИЗО, ГИТИС, Бахрушинский театральный музей представили выставочный проект «Марк Захаров. Формула Мастера», посвященный 90-летию российского режиссера. В экспозиции собрано более 50 экспонатов – материалы из личного архива дочери режиссера Александры Захаровой, из архивов Театра сатиры, Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова», киноконцерна «Мосфильм», друзей и соратников Марка Анатольевича. В состав выставочного проекта также вошли предметы из фондов РОСИЗО, ГИТИСа и Бахрушинского театрального музея. В оформлении выставочной экспозиции приняли участие студенты факультета сценографии ГИТИСа. Уникальность проекта заключается в объединении материалов, относящихся к сферам театральных и кинематографических работ режиссера. Это позволяет заглянуть в творческую лабораторию Захарова, где в слиянии классической драматургии, режиссуры, сценографии, музыки и актерской игры рождался художественный образ, влиявший на формирование внутреннего мира зрителя. «Для нас, кто готовит эту выставку, Марк Анатольевич Захаров – выдающийся режиссёр, мастер иронических высказываний, но не во вторую даже очередь, а одновременно – живой человек, наш старший современник, встречи и разговоры с которым были важной частью нашего счастливого театрального быта, радостной театральной повседневности – в Театре им. Ленинского комсомола, позже – в «Ленкоме», в ГИТИСе. Больше всего хочется передать эти радость и счастье от общения, которое формировало нас, как меняли нас его спектакли, фильмы, репликами героев которых мы говорим, порой не задумываясь, что – с захаровскими интонациями, так часто помогавшими нам справляться с разными невзгодами и несчастьями, которых и прежде хватало», – Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства – ГИТИСа. Марк Захаров вырастил несколько поколений актеров, он духовно и физически изменил пространство внутри и вокруг своего театра и почти полвека отдал театру «Ленком». «Имя Марка Захарова навсегда вписано в российскую историю театра и кино, без его творчества невозможно представить картину русского искусства ХХ века. Кинофильмы “Тот самый Мюнхгаузен”, “Двенадцать стульев”, “Формула любви”, “Убить дракона” и другие ленты, спектакли “Юнона и Авось”, “Поминальная молитва”, “Женитьба Фигаро” являются частью культурного кода любого нашего соотечественника», – генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова. Куратор проекта: искусствовед Андрей Райкин (РОСИЗО).


3 октября
на Никитском бульваре открылась фотовыставка, посвященная 90-летию Марка Захарова. Более 30 фотографий рассказывают о жизни и творчестве мастера. В церемонии открытия выставки приняли участие народная артистка РФ, актриса театра «Ленком Марка Захарова» Александра Захарова и куратор выставки Андрей Райкин. На представленных на выставке фотографиях режиссер Марк Захаров, его любимые актеры, друзья и семья показаны в моменты репетиций и закулисной жизни, спектаклей и отдыха. С помощью экспозиции можно вспомнить яркие художественные тандемы режиссера с Николаем Караченцовым, Евгением Леоновым, Александром Абдуловым, Инной Чуриковой, Александром Збруевым, Александрой Захаровой и другими звездами театра и кино. «Я хотела бы поблагодарить директора РОСИЗО Ольгу Николаевну Галактионову, ученицу моего отца, — она сочинила проект „Марк Захаров. Формула Мастера“ и пригласила меня в нем участвовать…Отец вырастил не одно поколение актеров, вписал плеяду ленкомовцев в театральную историю, сочинил свой театр и свой кинематограф. Он очень много сделал — Марк Анатольевич Захаров. И мне кажется, это очень правильно и достойно — чтить его память», — отметила Александра Захарова. В экспозиции фотовыставки представлены материалы из личного архива дочери режиссера – Александры Захаровой, из архивов Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова», МХТ им. А.П. Чехова, друзей и соратников Марка Анатольевича.

Выставка «Марк Захаров. Формула Мастера» в залах РОСИЗО работает до 03.12.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой РОСИЗО

13.10.23. Фонд In artibus подготовил выставку «Искусство знания», посвященную Дмитрию Владимировичу Сарабьянову, российскому искусствоведу, ученому, критику и педагогу, специалисту по истории отечественного искусства XIX–XX веков. На выставке представлены документы и рукописи из государственных и частных архивов, раскрывающих личность и творческий путь ученого, редкие фотографии и написанные Д.В.Сарабьяновым на протяжении шестидесяти лет книги и статьи, кадры фильма, снятого по его сценарию. Научная судьба исследователя представлена в контексте самих художественных произведений, составлявших предмет его интересов. Среди них работы И.Репина, П.Федотова, художников «Голубой Розы» и знаковых фигур аванграда, а также картины старших и младших современников Д.В.Сарабьянова – Р.Фалька, А.Тышлера, П.Никонова, Андронова и др., с которыми ученого соединяли не только художественные, но и дружеские, человеческие связи. Благодаря ему многие явления, без которых сегодня невозможно представить разговор о русском искусстве – авангард, эпоха модерна, русско-европейские связи – впервые стали достоянием отечественной и мировой науки. Еще в самый разгар эпохи застоя, в 1980 году вышла монография ученого «Русская живопись XIX века среди европейских школ: опыт сравнительного исследования», позволившая после долгого периода изоляционизма ввести русское искусство в западноевропейский контекст, при этом ярко высветив своеобразие, своеобычность отечественной традиции. Пока авангард становился базовой ценностью западной культуры, Дмитрий Владимирович пошел дальше и вновь радикально изменил становящийся мейнстримом подход. В своих поздних работах, он сосредоточился на специфике пограничных явлений культуры и показал возможность рассмотрения русского искусства в глубинном свете восточно-христианской философской традиции. В одном из интервью последних лет он говорил: «Я мечтаю о таком цельном мышлении, где все соединится — наука, искусство, вера. Надо найти какие-то способы этого согласования, соединения, хорошо бы придумать, как это сделать. Я пока не придумал, у меня только предчувствия, догадки…» В год 100-летия ученого, эта и другие, поставленные им задачи остаются по-прежнему актуальными и ждущими ответа. Куратор выставки: Анна Корндорф. Выставка работает до 12.11.23.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой

14.10.23. Галерея современного искусства Anna Nova представила персональную выставку Андрея Кузькина «жить забыть жить забыть» – размышление о жизни и смерти, памяти и забвении. Андрей Кузькин известен своими перформансами и акциями. В сферу его интересов входят медитативные практики и изучение отношений человека со временем. Художник обращается к графике, живописи, скульптуре и инсталляции. Экспозиция состоит из двух художественных высказываний – проекта «Я ещё жив. Я ещё жива» и масштабной инсталляции «Дар забвения или формула пустого мира». Работы были показаны в Центре творческих индустрий «Фабрика» в Москве в 2021 и 2019 году соответственно. «Представленные на выставке работы появились в разное время. Прошло несколько лет, но они не только не потеряли своей актуальности, но, наоборот, наиболее остро и правдиво отражают сегодняшнее время. В этом сила и значимость искусства Кузькина, которое мы можем оценить уже сейчас», – директор галереи и куратор выставки Лилиана Маррэ.  В проекте «Я ещё жив. Я ещё жива» Кузькин, размышляя о ценности человеческой жизни и временности существования, делает попытку сохранить личный голос и утвердить ценность единичной жизни. В «Даре забвения» он напрямую сталкивает нас с механизмами забывания исторических трагедий и коллективных травм.

Персональные проекты Андрея Кузькина были представлены в Московском музее современного искусства и в Stella Art Foundation. Художник принимал участие в Берлинской биеннале современного искусства (2010), параллельной программе 54-й Венецианской биеннале (2011), Биеннале современного искусства в Нью-Йорке Performa (2011), Московской биеннале современного искусства (2015, 2019), Триеннале российского современного искусства (2020) и др. Андрей Кузькин является двукратным лауреатом Премии Кандинского (2016, 2021) и премии «Инновация» (2008, 2017), а также трёхкратным лауреатом премии «Соратник» (2009–2011). В 2017 и 2018 годах художник вошел в российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных авторов в возрасте до 50 лет. Работы художника находятся в коллекциях Центра Помпиду, Национального музея Гданьска, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства, Архива музея современного искусства «Гараж», Stella Art Foundation, BREUS foundation и Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Выставка работает до 10.12.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

16.10.23. В Западном крыле Новой Третьяковки открылась выставка «Свет», объединившая произведения живописи, компьютерной графики, фотографии, видео, инсталляции и объекты художников разных поколений и направлений, разного уровня опыта и известности – но все представленные работы объединяет одна тема – свет. Свет – не только и не столько как функциональный элемент жизни, а как самостоятельный герой изобразительного искусства, архитектуры, театральных постановок и перформансов, как источник вдохновения, как инструмент в руках художника. Работы участников проекта наполнены зашифрованными смыслами, обращением к ключевым вопросам самопознания. Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках экспериментальных мастерских Творческого союза художников России. Руководитель проекта: Константин Худяков. Автор идеи: Ольга Красуцкая. Выставка работает по 14.01.24.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

17.10.23. Российская академия художеств представила выставочный проект «Действительность видимости», в котором представлены произведения московских авторов, академиков РАХ Александра Ситникова и Ольги Булгаковой, а также члена-корреспондента РАХ Натальи Ситниковой. Проект продолжает серию академических выставок творческих династий. Художники делают акцент на изображении картины как специфическом объекте, который одновременно обладает и материальностью и образностью. Творчество Александра Григорьевича Ситникова характеризуется интеллектуальной многозначностью, эрудицией, иронией, метафоричностью, игрой и театральностью. Его художественный стиль объединяет элементы пластической системы искусства архаики и древнерусской иконописи, авангарда и европейского модернизма, отход от традиционных принципов изобразительности, основанных на подражании реальности и ориентация на символистский опыт. Творчество Ольги Васильевны Булгаковой, так же как и Ситникова, тесно связано с направлением «семидесятников». В своих произведениях Булгакова словно конструирует мир, используя некий пластический код в колорите, свете, пространстве, соотношении объёмов, метафоричности. В каждом ее холсте есть подтекст, тайный замысел. Работа обретает себя на уровне зрительного восприятия и способности образа быть окном в действительность, быть острием ножа, разрезающего дыры в пространстве между мирами. Наталья Александровна Ситникова – представитель современного абстрактного искусства. Так же как и её родители она является художником-философом, создающим свой образно-пластический художественный мир. Работая в основном с форматом станковой абстрактной картины, Ситникова ищет сферу применения и границы языка живописи, существующей в пространстве современной искусства и преодолевающей границы культурной и исторической памяти модернизма. В живописи Натальи нет ни чисто внешней структуры, ни исключительно внутреннего основания, но скорее есть логика, удерживающая изображение и образ вместе – в пределе развертывающегося события. На указанной границе получает развитие визуальный язык, продиктованный сериями картин и живописными объектами-инсталляциями.

В экспозиции «Действительность видимости» произведения Ольги Булгаковой, Александра и Натальи Ситниковых образуют диалог, отражая, при всех стилистических различиях, внутреннюю сущностную близость. Представленные на выставке работы демонстрируют глубокую индивидуальность авторов и одновременно с этим непрерывное развитие выбранной линии в искусстве. На основе статьи Александра Саленкова. Выставка 18+ работает до 05.11.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой РАХ

18.10.23. Галерея на Шаболовке Объединения «Выставочные залы Москвы» открыла выставку «Путь Малевича», представляющую собой маршрут по главным для художника местам, в которых были созданы его ключевые произведения и философские труды. Проект также задуман как отправная точка для создания музея мастера под открытым небом, который мог бы появиться на территории Москвы и ближайшего Подмосковья. На выставке представлена важная часть личной истории Казимира Малевича, архивные фотографии и документы, а также работы современных художников, чьи арт-объекты могли бы стать частью маршрута по мемориальным местам художника и привлекать к нему посетителей. В экспозицию вошли работы: Леонида Тишкова, Аллы Урбан, Сергея Катрана, Марины Звягинцевой, Александра Панкина, Александра Матвеева, Михаила Рошняка, Елены Болотских. В рамках выставки проходит спецпроект «Метафизика деревни» Игоря Новикова, посвященный теме природы в творчестве Малевича. Выставка работает до 26.11.2023.

 

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

18.10.23. В галерее ГУМ-Red-Line открылась выставка Михаила Балана «Дхьяна. Глубокое сосредоточение». В экспозиции представлены более 25 работ художника, выполненных из дерева, найденного в разных точках планеты. Создавая свои абстрактные композиции, он ведет диалог с материальной структурой, из которого проявляется будущая форма, и затем предлагает зрителям продолжить это взаимодействие на их личном уровне, побуждая таким образом к бесконечному познанию мира. «Дхьяна» в переводе с санскрита означает: глубокое сосредоточение, медитация, созерцание, отстраненность и даже избавление. В японской культуре для обозначения понятия используется синоним «дзен». Тактильные многослойные объекты конструируют пространство, в них заключено течение времени, визуальная поэзия. «Работая над композициями, представленными на выставке, я вдохновлялся природой и самим деревом. Я предлагаю новый взгляд на этот материал в современном искусстве, демонстрирую возможности интеграции новых образов в существующую среду», – Михаил Балан. Куратор проекта: Светлана Калашникова-Прокофьева. Выставка работает до 27.11.2023.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

19.10.23. Галерея Ruarts представила четвертую персональную выставку фотографа Александра Егорова «Лучи солнца в листве айвового дерева» – знаковый проект для творчества автора. Название выставки отсылает к одноименному фильму выдающегося испанского режиссера Виктора Эрисе, повествующего о буднях одинокого художника, который день за днем рисует айвовое дерево в своем саду. И каждый раз дерево выглядит по-разному, указывая на эластичную сущность вещей, когда они становятся объектом зрительного восприятия. Эрисе показывает, что именно свет является онтологическим основанием любого изображения, являясь по сути соавтором любого художника. Так и в работах Александра Егорова – световой поток, хоть и регулируемый автором, сохраняет самостоятельность, открывая для художника новые горизонты выразительности.

Александр зарекомендовал себя как талантливый экспериментатор в цифровой фотографии, в новых работах он вернулся к аналоговой съемке и создал свой первый тотально абстрактный образ. Егоров использовал метод прямого взаимодействия: свет напрямую попадал на светочувствительную бумагу. Каждый снимок – уникальный отпечаток без негатива. Название поэтично отсылает к идее одноименной кинокартины, в которой герой пытается ухватить идеальное мгновение красоты. Данная выставка – результат работы Александра в программе Collab, учрежденной фондом V-A-С и центром художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2». Экспериментируя со свойствами фотобумаги, художник создал несколько десятков абстрактных фотограмм. Они сделаны без участия камеры – непосредственно световым потоком. В этом случае автор не может полностью контролировать процесс. Именно непредсказуемость и спонтанность, становится основой выразительного метода и обнажает важность самого процесса производства изображения. Егоров использует различные предметы или источники света – например, лазерную указку и хрустальные бокалы, через которые преломляются пучки света, одновременно выбирая колористическое решение. Возможно лишь примерно предугадать как отреагирует фотоэмульсия на тот или иной окрашенный с помощью фильтров световой поток. По словам Егорова, метод напоминает традиционный для японской керамики раку способ работы с глазурью, когда до обжига не вполне понятно, каков будет окончательный результат. Эстетически и композиционно проект напоминает искания современных немецких фотографов, в том числе Вольфганга Тиллманса, исследующих искажения, абстракционистские ассоциации соотношений сна и бессознательного, основы фотографической среды. Приглашенный куратор: Андрей Василенко. Выставка работает до 26.11.13.

Фотографии предоставлены пресс-службой Фонда и галереи Ruarts

19.10.23. В галерее Выхино Объединения «Выставочные залы Москвы» открылся выставочный проект о российских художниках-дизайнерах оттепельного поколения – «Выставка четырёх». Экспозиция представляет дизайнерское и художественное творчество: Виктора Зенкова, Игоря Березовского, Евгения Богданова и Александра Ермолаева, начиная с 1970-х годов до нашего времени. На выставке представлены фотографии и архивы: эскизы, графика, живопись, тексты, проекты, рельефы, арт-объекты, макеты и часть коллекции личных предметов авторов.

Пятьдесят лет тому назад молодые дизайнеры открывали художественные ценности, которые сегодня стали нормой проектного творчества. Органично соединяя призывы архитектурной традиции и дизайнерские эксперименты в практике художественных реализаций, дизайнеры переплавляли в своих проектах принципы, закономерности, нормы – в формы, которые принято было в 60-70-ые годы называть «художественным проектированием». Не ангажированное идеологией и свободное от самоутверждения, такое искусство возвращает нас к принципам экологического существования – принципам особенно актуальным в сегодняшнем обществе потребления.  Общие установки по-разному преломлялись в творческих реализациях художников: у Игоря Березовского – в технологических экспериментах с шелкографией и графическом дизайне, у Евгения Богданова и Александра Ермолаева – в проектах музейных и выставочных экспозиций, у Виктора Зенкова – в эстетике художника-постановщика кино. Выставка работает до 26.11.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

19.10.23. В галерее «Наковальня» открылась выставка «Мгновение Ока», которая представляет космогоническую картину группы «Россия». Группа «Россия» – уникальное явление в современном московском искусстве, которая скорее характеризуется как художественное сообщество или круг единомышленников. Группа была основана в начале 90-х годов под крышей знаменитого дома страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, месте обитания неофициальной художественной жизни Москвы. «Россия» сохранила академический стиль живописи, вдохнув в него новейшие идеи и одновременно вернувшись к истокам греческой и мировой философии относительно бытия искусства в мире. В группу «Россия» входят художники: Иван Дмитриев, Людмила Блок, Егор Дмитриев и Дмитрий Луканин. Куратор: Влада Закс.  Выставка посвящена одной картине – «Вещь вещей» создающей собственную космогонию из живописных элементов. «Воображение оперирует тенями, занимающими переходную область между материально-телесным и духовным. Как ночные мотыльки роятся захваченные светом китайского фонарика, так и вещи собираются в огромную кучу, отвечая на наш немой призыв», – Егор Дмитриев. Выставка работает до 12.11.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой галереи

 

19.10.23. В пространстве «Дома на Хлебном» открылась выставка современного искусства под кураторством искусствоведа Геолины Моргулис «Под водой танцуют тени», посвященная теме детских воспоминаний и снов. Проект объединил произведения молодых современных художников из Москвы и Санкт-Петербурга – Якова Хомича, Сослана Сосиева и участников объединения INTERLNKD. В экспозиции, которая разместилась в недавно отреставрированном историческом здании начала XX века, представлены работы, созданные в разных техниках – графика, текстиль, керамика, живопись, – но объединенные визуальной метафорой хрупкости и неуловимости наших детских воспоминаний и ощущений. «Выставка молодых художников становится своеобразной попыткой с помощью визуальных образов ухватить тот магический миг, когда детские фантазии и воспоминания сливаются воедино. Это путешествие в забытые уголки нашего подсознания, где реальность и мечты переплетаются, создавая уникальные образы и ощущения. Надеюсь, каждый зритель сможет найти здесь свой собственный портал в прошлое и ощутит волшебство, которое присуще искусству и нашим самым сокровенным воспоминаниям», – куратор Геолина Моргулис. Выставка работает до 20.12.23.

Фотографии предоставлены пресс-службой проекта

 

19.10.23. Организаторы Маркета WIN-WIN – совместной инициативы ЦСИ Винзавод и издательства Формат Один, рассказали о своей миссии, составе участников и программе VII Осеннего Маркета современного искусства WIN-WIN.  Совместная инициатива ЦСИ Винзавод и издательства Формат Один направлена на поддержку арт-индустрии по созданию эффективного доступа к искусству и творческим процессам для каждого. Это возможность для независимых художников и творческих объединений представить свои работы наравне с галереями и издательствами. Для гостей – это возможность познакомиться лично с авторами и поддержать творческое сообщество. «Седьмой выпуск WIN-WIN объединит независимых художников, мастерские, издательства и галереи для знакомства аудитории со своим искусством, обмена опытом и выстраивания эффективных горизонтальных связей в демократичном сегменте арт-рынка. Более половины участников впервые покажут свои работы гостям маркета»,Эльчин Али-заде. В этом году на маркет поступило рекордное количество заявок – более 600. Агентство креативных индустрий (АКИ) второй год подряд поддерживает маркет современного искусства WIN-WIN, предоставляя возможность начинающим креаторам и малому бизнесу Москвы презентовать свое творчество. В рамках седьмого выпуска маркета, экспертный совет выбрал для поддержки 20 участников из числа художников, галерей и издательств. В экспертном совете осеннего маркета современного искусства WIN-WIN: Катрин Борисов, арт-директор фонда и галереи Ruarts, Сергей Гуськов, арт-критик, Юрий Кассин, основатель платформы Форма, Эльчин Али-заде, основатель издательства тиражного искусства Формат Один. Маркет современного искусства WIN-WIN будет проходить 21 и 22 октября в Центре современного искусства Винзавод.

WIN-WIN_маркет_Винзавод 6

Фотографии предоставлены пресс-службой ЦСИ Винзавод

20.10.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: