За рамками традиций: молодые режиссеры «Сокуровской школы»

 

Часто ли вы задавались вопросом о том, как видят российский кинематограф в мировом сообществе? С какими работами выступают наши режиссеры на самых престижных кинофестивалях? Это статья-подборка о том, как молодые режиссеры, выпускники «Сокуровской школы», смогли покорить мировую общественность и теперь уже навсегда вписали свое имя в историю российского кино.

В 2010 году в Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х. М. Бербекова в Нальчике открылась мастерская Александра Сокурова. Это был экспериментальный курс, единственный в своем роде, идея которого заключалась в развитии регионального кинематографа, в частности – Северного Кавказа. Курсовые и дипломные работы студентов мастерской были показаны на «Кинотавре», в Локарно и Канне, зарубежные критики и отборщики уже знали некоторых из них по именам. Мы же расскажем о трех выпускниках, чьи работы действительно находятся в центре внимания.

Кантемир Балагов «Теснота», 2017

Кантемир Балагов – наверное, самый известный из выпускников Сокурова на данный момент. Дебютировавший с фильмом «Теснота» на Каннском кинофестивале в 2017 году, Кантемир почти сразу обозначил свой авторский почерк. Тогда фильм победил в номинации «Особый взгляд», а сам режиссер – в номинации «Лучший дебют» на Кинотавре. История происходит в конце девяностых в Нальчике. Илана, героиня фильма, не вписывается в традиционный семейный уклад, тихо, а иногда громко бунтующая, девушка мечтает о своем собственном выборе, что касается любви, семьи и занятия в жизни. Но когда дело касается того, на чем держится семья, – а это взаимопомощь, поддержка, то в сложное время свои потребности уходят на задний план, как и происходит в случае Иланы. Перед ней вскоре встает вопрос выбора: остаться в тисках собственной семьи или же сделать выбор в сторону «собственного пути». История как о тяжести семейных уз, так и о культурном срезе девяностых на территории Северного Кавказа.

Позже, в 2019, Кантемир представит миру «Дылду», что также будет удостоена наградами среди западной и российской аудитории. Сейчас режиссер работает над одним из эпизодов сериала по одноименной игре «The Last Of Us».

 

Кира Коваленко «Разжимая кулаки», 2020

Коваленко дебютировала не с последним своим фильмом. Ее первая масштабная работа, «Софичка» 2016 года, не принесла ей большой известности как сейчас, к примеру, но как минимум привлекла внимание российских кинокритиков, которые оценили по достоинству проделанную Кирой работу и увидели заложенный потенциал. Большую известность ей принесла картина «Разжимая кулаки», взявшая награду в Каннах в номинации «Особый взгляд», а также выдвинутая на Оскар. Сюжет строится на линии семейной прежде всего, на гиперопеке отца над дочерью. В связи с этим можно подумать, что фильмы как Киры, так и Кантемира о том как семья «душит» молодых людей, но речь немного не о том. Истории не столько про традиционность и патриархальность Северного Кавказа 90-х, сколько про жестокость мира в целом. Как забота переходит все границы, как страх за своих родных становится частью обыденной жизни. Фильм о жизненном укладе маленького зажатого меж гор поселке городского типа, о простых и открытых людях и травмах, с которыми они вынуждены жить, о миграции молодежи и оседлости пожилых. Если у Кантемира героиня приходит к некоторой меланхолии, то у Киры – к надежде.

 

Александр Золотухин «Мальчик русский», 2019

Третий в нашем списке режиссер, чья последняя работа еще недавно участвовала в 72 Берлинском кинофестивале, речь идет о фильме «Братья во всем». Совершенно не похожий на своих товарищей, Александр очень «художественен» в своей манере. Его стиль полностью зависит от идеи фильма.

«Мальчик русский» – один из самых виртуозных работ последних лет в российском кинематографе с точки зрения монтажа и постановки картины. Кино о еще молодом парне, участвовавшем в первой мировой войне. Парень потерял зрение, но наотрез отказался возвращаться домой, ведь лучше умереть на фронте, чем вернувшись в деревню стать обузой в и без того тяжелой жизни родственников. Жизнь от этого не стала хуже, он нашел себе место и на войне – за акустическим локатором. Не потеряв ни упрямства, ни поддержку товарищей, паренек с еще детским интересом изучает мир, пусть и на войне, пусть и будучи незрячим.

Фильм больше напоминает документальный «срез» времени, чем художественную, трагическую историю. Кинокартина снятая в стиле пикториализма, который подкрепляет и отсутствие какой-либо музыки, кроме как классической. Вторым планом идет репетиция исполнения Рахманинова – концерта для фортепиано с оркестром №3 (1909 г.) Александр специально ведет эти две линий в кино: репетиция концерта в настоящем и «фотокарточки» прошлого. Фильм так соблюдает дистанцию между зрителем и героем, формируя ее документальность. Работа получила хорошую огласку у кинокритиков и победила на Кинотавре в номинации «Главный приз».

Сегодня в России много молодых талантов, чьи заслуги волнуют новостные сводки киноведческих журналов мира. Но именно с этих «выпускников» началось региональное кино Северного Кавказа, а вместе с ним и выявление главных кризисных тем современности: проблема регионального языка (Кира сняла «Софичку» на абхазском, а «Разжимая кулаки» – на осетинском языке), проблема терроризма («Разжимая кулаки», «Теснота»), традиция семьи с ее гиперопекой и отношением к ребенку как «лекарству» от собственных травм. Именно эти «выпускники», пришитые вместе одним клише, меняют российски киноязык  (Александр Золотухин «Мальчик русский»). Нам остается только внимательно следить за их дальнейшими шагами.

Автор || Анна Курочкина
Фото || www.kinopoisk.ru

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2022

 

Поделиться: