#Воскресенье. Рецензия на фильм

В рамках конкурсной программы 41 Московского Международного кинофестиваля состоялась премьера картины Светланы Проскуриной «Воскресенье» с участием Веры Алентовой, Владимира Ильина, Алексея Верткова, Александры Ребенок и Агнии Кузнецовой.

Фото kinopoisk.ru

Фото kinopoisk.ru

В воскресный день провинциальному чиновнику Дмитрию Терехову (Алексей Вертков) не до отдыха: любовница (Александра Ребенок) ночью пыталась покончить с собой, мать (Вера Алентова) при смерти, бывшая жена (Агния Кузнецова) требует устроить их дочь в лицей, а та жаждет папиного внимания, горожане митингуют по поводу вырубки деревьев в парке, отец школьной подруги (Владимир Ильин) давит и подгоняет, стремясь скорее стать ему тестем, да еще эта дурацкая не весть откуда взявшаяся записка «Скоро умрешь», которая все время назойливо о себе напоминает. В общем, жизнь бьет по голове, причем камнем, зажатым в руке жестокого беспризорного мальчишки. Видимо, только таким способом можно достучаться до Дмитрия и заставить его осознать навалившиеся проблемы и наконец подключиться к ним эмоционально. Казалось бы, он занят каждую минуту, даже перекусить некогда: и к выжившей любовнице в больницу заехал, и с матерью посидел, и разгневанных защитников леса успокоил, и даже у дочери тетради проверил, но только вот ни в одно дело Дмитрий не вкладывает душу. Словно школьный зубрила, он исправно посещает уроки, пыхтя, носит в портфеле все необходимые учебники, добросовестно переодевает сменку и с усердием тянет руку ради заветной «пятерки», однако суть заученного остается им неусвоенной. Присутствуя в ситуации лишь физически, он, по сути, либо сбегает, либо дает пустые обещания, либо откупается, дежурно вручая конверт с деньгами. Проблема на время откладывается, но так и не решается, добавляясь к тем, что были проигнорированы еще раньше. В итоге Дмитрий не живет, а терпит и мается. Как, впрочем, и все герои «Воскресенья».

Фото kinopoisk.ru

Фото kinopoisk.ru

Режиссер Светлана Проскурина описывает реальность, в которой всем невмоготу и всем все осточертело. Народ устал от чиновников и уже не верит даже в хорошие их затеи, работников мэрии в свою очередь достали неблагодарные жители, которым что ни делай — все не так, к тому же местная власть утомлена целованием пухлых рук кормильцев из центра, распределяющих куски бюджетного пирога, им нужно непременно угодить столичному начальству: например, по последним данным «Москве нравится, чтоб было как в Европе» и плевать, что не москвичам жить в этом городе. Режиссер пролистывает перед нами крупные планы измученных и застывших в апатии лиц. Это люди день ото дня проживающие по инерции, с зажатыми челюстями, омертвевшими душами и остекленевшими взглядами, вспыхивающими на миг лишь при виде купюр. Денежная инъекция дает им временное облегчение, дарит некое подобие смысла, оправдывающего их суетливую, но при этом не меняющуюся жизнь. В этот бег на месте, в эти бесплодные номинальные действия вложены все силы, поэтому на эмоции, на сопереживание и на глубинное осмысление ресурсов не остается. В таком «выключенном», бесцветном состоянии превозмогания нет места сочувствию, толерантности, любви, в таком унылом мире биороботов рождаются жестокие, бесчувственные и никому не нужные дети, из такого насквозь заржавевшего депрессивного царства хочется сбежать в ночь куда глаза глядят и никогда не возвращаться.

kinopoisk.ru

Фото kinopoisk.ru

Частые крупные планы современных жителей провинциального городка не оставляют шансов актерам на игру вполсилы, потому зритель будет порадован высоким классом исполнения как признанных мэтров, так и менее узнаваемых представителей отечественной киношколы. Особо хочется выделить настоящий актерский подвиг Веры Алентовой, отважно сыгравшей умирающую мать Дмитрия. Всегда эффектная и красивая в жизни Вера Валентиновна предстает на экране страшной, растрепанной старухой, постоянно интересующейся выкуплено ли для нее место на кладбище и выкидывающей своей сиделке деменциальные «фокусы».

Фото kinopoisk.ru

Фото kinopoisk.ru

«Воскресенье» Светланы Проскуриной пугает и заодно отрезвляет, не позволяя игнорировать беличье колесо, в котором мы суетно перебираем лапками ради денег, на бегу решая возникающие проблемы и проскакивая мимо всего того по-настоящему важного, что в итоге составляет полноценную, глубокую, чувственную и плодотворную жизнь.

Фото www.kinopoisk.ru

Автор | | Юрий Аверченков

Поделиться: