«Сердце пармы»: мистическое прошлое Урала

 

В августе 2022 года Московский международный кинофестиваль открылся масштабным полотном режиссера Антона Мегердичева «Сердце пармы», снятым по одноименному роману Алексея Иванова. В широкий прокат фильм выйдет в начале октября, а пока своими впечатлениями после премьеры делится наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.

С давних времен, медленно, постепенно собиралась великая Русь. Сходились народы. Когда в безжалостной бойне, когда в совместном труде или взаимовыгодной торговле, а когда в поиске помощи да защиты, либо стоя плечом к плечу против единого врага. Завершались войны, угасали конфликты, одерживали победу мудрость, слово, сочувствие, любовь. Свыкались народы с различиями своих соседей, становились они терпимыми к иным взглядам, религиям, традициям и со временем братались настолько, что обретали готовность за прежних чужаков даже жизнь отдать. Так сложилась многонациональная и самобытная Русь. Фильм режиссера Антона Мегердичева «Сердце пармы» описывает присоединение Иваном III Пермского княжества в 15 веке. На фоне захватывающих дух суровых просторов, живописных рек, могучих лесов, в контексте реальных исторических событий разворачивается увлекательная легенда о любви Пермского князя Михаила и вогульской шаманки Тиче. Два совершенно разных мира, православный и языческий, волшебным образом соединяются благодаря большому искреннему чувству. Однако любви Михаила и Тиче предстоит проверка на прочность: в столицу Перми Великой пребывает епископ Иона с целью крестить все местное население, а также воевода Федор Пестрый с приказом от Ивана III подчинить земли Московскому княжеству. Михаилу приходится совершать сложный выбор между созидательным, дипломатичным правлением и кровопролитием, а Тиче предстоит принять решение: оставаться ли ей женой и матерью либо отправиться к своему народу, чтобы верно служить богам вогулов.

Создателям картины удалось детально и правдоподобно показать зрителю не только быт старинных северных городов Руси, но и колоритные традиции местного языческого населения. Кровавые обряды, масштабные баталии, осады крепостей, мистические шаманские преображения действительно завораживают и не оставляют шансов отвлечься от экрана. По качеству и драматизму фильм являет собой яркий пример российского кино, которым можно гордиться. Без сомнения впечатляют и заставляют сопереживать работы молодого поколения актеров: Александр Кузнецов в главной роли князя Михаила и талантливая дебютантка Елена Ербакова, сыгравшая шаманку Тиче, составили достойный и органичный дуэт. Отдельное удовольствие – следить за жизнью на экране многоопытных Евгения Миронова, Сергея Пускепалиса, Елены Пановой, Розы Хайруллиной, Федора Бондарчука и Алексея Кравченко. Всем им, несмотря на отведенные роли второго плана, удалось создать объемные образы, за которыми интересно и волнительно следить.

Мощная литературная основа романа Алексея Иванова в сочетании со сценарной проработкой Сергея Бодрова-старшего позволили создать кино, заставляющее задуматься о верности, отваге, мудрости, смирении, исторической справедливости. Надо признать, «Сердце пармы» – фильм, побуждающий больше узнать об истории своей страны, лично посмотреть на красоты неизведанных пока регионов и удивиться тому многообразию народов, которые при всех значительных различиях смогли сохранить свою идентичность, соединившись в единую Русь.

Автор || Юрий Аверченков  

 

 

 

 

Поделиться: