Режиссеры, которые сменили жанровую ориентацию

 

 

 

Большинство режиссеров рано или поздно приходят к жанрам, в которых чувствуют себя комфортнее всего. Кому-то по душе триллеры, кому-то детективы, кто-то предпочитает работать в жанре драмы, а кто-то не вылезает из многомиллионных блокбастеров. Тем не менее, порой постановщики решают выйти из «зоны комфорта» и снять что-то для себя не характерное. Вспомним несколько таких примеров.

 

«Привидение», режиссер Джерри Цукер

Джерри Цукер за 70-80-е годы прошлого века стал прочно ассоциироваться у широкой публики с комедиями и пародиями. Вместе с Джимом Абрахамсом и Дэвидом Цукером он выпустил такие хиты как «Солянка по-кентуккийски», «Аэроплан!», «Совершенно секретно!», «Голый пистолет». Когда Брюс Джоэл Рубин, сценарист мистической мелодрамы «Привидение», узнал, что студия на роль постановщика выбрала комедианта, у него были серьезные сомнения по поводу Цукера. Частично эти сомнения развеял сам Цукер, когда встретился с драматургом лично и поделился своим видением.

Во время съемок Цукер отказался от всех привычных для себя ужимок и гэгов, полностью сосредоточившись на истории человека, который умер, но отказывается покидать наш мир. Единственное, что себе позволил постановщик, – это разбавить серьезный тон повествования, введя ярчайшую героиню в исполнении Вупи Голдберг.

Фильм получил две премии «Оскар»: лучшая женская роль второго плана (Вупи Голдберг) и лучший оригинальный сценарий. Мировые сборы составили больше $500 млн при бюджете в $22 млн – самая кассовая лента 1990 года.

Впоследствии Цукер всего раз снова обращался к более-менее серьезному кино – в приключенческой ленте «Первый рыцарь». А все остальное время веселил публику.

 

«Тор», режиссер Кеннет Брана

Кеннет Брана снискал мировую любовь и популярность как постановщик шекспировских произведений: «Генрих V», «Много шума из ничего», «Гамлет» – это далеко не полный список фильмов, в которых режиссер обращался к наследию знаменитого драматурга. Тем неожиданнее стала новость о том, что Брана поставит комикс-блокбастер по комиксам Marvel.

«Разминка» на исторических лентах не прошла бесследно. Внушительные залы, роскошные костюмы героев, настоящие шекспировские страсти – все это режиссер привнес в фильм, чтобы показать, как разительно боги отличаются от людей.

Фильм не только собрал хорошую критику и кассу, но и познакомил зрителя с новым героем – Тором. Про него уже вышло три сольных фильма, в 2022 году должен выйти четвертый.

Что касается Кеннета Браны, то он продолжает ставить исторические ленты – правда, уже не по Уильяму Шекспиру, а по Агате Кристи («Убийство в Восточном экспрессе», «Смерть на Ниле»).

 

 

«Дюна», режиссер Дэвид Линч

В первой половине 80-х Дэвид Линч обратил на себя внимание продюсеров по обе стороны Атлантики, потому что снимал интересно и за небольшие деньги. А его первые ленты – «Голова-ластик» и «Человек-слон» – многократно окупались в прокате и получали призы на международных кинофестивалях. И в 1983 продюсеры Universal Pictures предложили Линчу экранизировать фантастический роман Фрэнка Герберта «Дюна».

Впервые Линч писал сценарий полнометражного фильма не «с нуля», а адаптировал чужой роман. Многое режиссер решил упростить, а многое – переписать по своему усмотрению.

Однако, пригласить самостийного режиссера делать блокбастер оказалось не очень хорошей идеей. Фильм собрал слабую критику среди профессионального сообщества, его раскритиковали фанаты Герберта, а зрители отказались голосовать валютой – лента провалилась в прокате. Более того, сам Линч некоторое время назад признался, что «Дюна» является единственным фильмом, которым он не гордится. Больше Линч себе таких экспериментов не позволял и радовал своих поклонников крутыми авторскими работами.

 

«Хранитель времени», режиссер Мартин Скорсезе

Мартин Скорсезе прославился благодаря мрачным драмам и криминальным триллерам. За вторую половину ХХ века постановщик выпустил множество шедевров, обласканных критиками и зрителями – «Таксист», «Бешеный бык», «Грязные улицы», «Славные парни» и прочее-прочее-прочее.

И хотя в XXI веке режиссер стал более разнообразным, боль, мрак и драма происходящего сохранялись во всех его кинолентах. До тех пор, пока не вышел фильм «Хранитель времени», в котором Скорсезе рассказал историю обычного мальчишки, который верит в мечту, и отдал дань уважения одному из пионеров мирового кино – Жоржу Мельесу. Начав рассказ в своем фирменном стиле, шаг за шагом режиссер добавлял светлых тонов в мрачное повествование и ярких красок в угнетающий монохром, а завершил ленту на максимально оптимистичной ноте.

«Хранитель времени» был восторженно принят критическим сообществом, а также получил множество наград и номинаций. Одних только «Оскаров» у фильма – целых пять штук! Прекрасная смена жанра. И хотя впоследствии Скорсезе вернулся к драмам, триллерам и криминалу, есть надежда, что он еще порадует зрителя лентами, полными света и веры в будущее!

 


Фото || www.wikimedia.org, www.flickr.com
Автор || Марсель Македонский @mars.makedonsky

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2021

 

Поделиться: