Правила жизни Пьетро Аретино

 

Основатель журналистики, пиара и даже основ экспрессионизма, тот, кого сегодня назвали бы «медиакиллером», – Пьетро Аретино – в XVI веке носил звание «бич князей». Писатель, комедиограф, светский лев, акула пера, он был сыном сапожника, а начинал как уличный певец, погонщик мулов и помощник палача. Неподражаемый, противоречивый Пьетро Аретино, он так и не сумел получить приличного образования, однако, вся богема Ренессанса водила с ним дружбу, и его портреты украшали фронтоны дворцов. Какие же качества, какие правила жизни помогли Пьетро Аретино сделать столь впечатляющую карьеру? Давайте представим, что у нас встреча с самим маэстро, и послушаем, что он расскажет.

ПРАВИЛО 1

Не взирайте на чины и звания. Всегда выражайте истинные чувства! 

Это тернистый путь, кто спорит, но велика награда для смелых. Однажды Папе Льву Х португальский король Мануэл I подарил белого слона по имени Ханно. Белый слон – символ власти и достатка, поэтому папа особенно пестовал его, наряжал и потчевал. Для слона возвели отдельное здание между Базиликой Св. Петра и Апостольским дворцом. Ханно часто принимал участие в службах и праздничных шествиях. Безусловно, он достиг бы и больших вершин, если бы не начал страдать запорами. Врачи прописали ему свечи с высоким содержанием золота, и…  – о, злая ирония! – это слона убило. Папа был безутешен, впал в тоску и сочинил эпитафию, полную слезливого пафоса. Когда сам Рафаэль Санти взялся проектировать надгробие, я не выдержал и написал «Последнюю волю и завещание слона Ханно». «Разберите слона на мощи», – издевался я над прелатами. – «Разошлите по церквям Европы его кожу, бивни, язык и пенис!». И что вы думаете? Лев Х в ярости учинил надо мной суд? Нет, господа, он взял меня под свое покровительство! Вот с чего началась моя блестящая карьера и поистине сумасшедшая слава. Впрочем, Папа Лев Х вскоре и сам отправился на небеса вслед за своим любимцем и, должен вам признаться, смерть его не настолько расстроила прихожан, как гибель Ханно.

Портрет Пьетро Аретино. Тициан, примерно 1537 год

ПРАВИЛО 2

Смех – самое страшное орудие в руках таланта

Мой ровесник Франсуа Рабле, опытный образованный врач, отчасти и мой коллега, всегда говорил, что единственное лекарство от болезней – это смех. Я же использовал это лекарство в самых высоких дозах для исправления пороков. В самом деле: трудно воздействовать на вельможу упреками, жалобами и угрозами, но сделайте из него посмешище – и вся его спесь мигом исчезнет. Принцы и князья, которых я поднимал на смех, чуть ли не дрались за мое перо. Каждый хотел привлечь меня на свою сторону или, напротив, обратить вспять мои стрелы, и ни один не жалел для этого средств. Вот мой портрет кисти Тициана – я, кстати, часто оказывал рекламные услуги этому дарованию – взгляните на увесистую золотую цепь, что вручил мне сам Карл V, Император Священного Рима. Думаете, я удостоился награды за низкое раболепие? Как бы не так!  Парадокс в том, что великие мира сего порою рвут посвященные им страницы, несмотря на хвалу, которую воздают им продажные музы. Те самые, что, задрав подол, бегают за своими покровителями. Я же никогда ни за кем не бегал. Вооружившись сатирой, я никого не боялся, повсюду у меня были осведомители. Скандалы и преступления мгновенно становились достоянием публики благодаря моему язвительному едкому перу. В Италии ходил анекдот: якобы собеседник, наслушавшись от меня поношений всего и вся, удивлялся: «А вот о Господе Боге вы пока ничего дурного не сказали. С чего бы это?» – «К сожалению, я с ним незнаком», – отвечал я. Да, хотя от меня доставалось папской курии, хотя разврат и разгул были моей визитной карточкой, Бога и чистую веру в Него я действительно не задевал.

ПРАВИЛО 3

Святое должно оставаться святым

А Микеланджело? Этот самонадеянный гений, лобызающий собственные статуи и привыкший к восхищению и признанию. Он, видите ли, не хотел, чтобы люди наблюдали за его работой в Сикстинской капелле. Трудился один с утра до поздней ночи и даже папе не позволял приходить! Я уговаривал Микеланджело открыть свои планы мне, советовал, как искуснее изобразить «Страшный суд», но всякий раз получал вежливые отказы. Каков результат? То, что наконец открылось взорам, сразило всех. Папа рухнул на пол и стал молиться, чтобы Господь не припомнил ему грехов, а я возмутился обнаженной вакханалией в святом месте. Спасибо Даниеле де Вальтера – он, преданный ученик Микеланджело, прикрыл срамные места мучеников и мучениц, хотя и снискал славу «порточника».  Я разнес «Страшный суд» в пух и прах, намекая на нравственную нечистоту самого художника! Развернул против него кампанию. И, вот, взгляните, на фрагмент росписи у Алтарной стены: видите святого Варфоломея, держащего снятую с него же кожу? Узнаете? Это я, собственной персоной! А содранная кожа в моих руках – кожа самого Микеланджело! Да-да, всмотритесь в наши лица. Так ответил мне хваленый гений, и так я украсил собой «жемчужину Высокого Возрождения». Без ложной скромности скажу: я по праву расположился на фреске, это вполне соответствовало моей славе.

Фрагмент фрески «Страшный суд» с Пьетро Аретино. Микеланджело, 1537-1541 гг.

ПРАВИЛО 4

Любите роскошь, господа, обожайте ее!

К чувству прекрасного добавьте сибаритства, злите всех своих завистливых врагов, ведь кто они такие? Поскольку за свободомыслие и прямолинейность меня отовсюду изгоняли, мне пришлось долго скитаться, прежде чем я обрел истинный дом. Венеция! Республика Св. Марка, центр книгопечатания! Я так полюбил этот город, что после смерти мечтал стать гондолой. Острое слово и злой язык венецианцы ценить умели, ну а, кроме того, здесь, в раю олигархов, было где развернуться почитателям роскоши. Я владел мраморным дворцом на Гранд Канале. С внутренним садом и убранством, достойным короля. На входе красовался мой бюст, украшенный лавровым венком. На стенах, обитых красным бархатом, горели золотом медали с моим изображением. Хрусталь, зеркала, муранские вазы… Представьте еще, что в моем доме никогда не прислуживали мужчины, а только хорошенькие девушки, называющие себя Аретинками. Кто только не побывал под сводом моего гостеприимного дворца! Тициан, Тинторетто, Веронезе, Джорджоне, архитекторы Сансовино и Палладио, актеры, музыканты, священники, куртизанки, монахи и пажи… Все любили мой дом!  Сказать правду, господа, я служил роскоши всего-то с помощью бумаги и бутылки чернил, выплескивая яд на таких же любителей роскоши так, что люди говорили, осеняя себя крестным знаменем: «Храни Бог всякого от языка его». Это ли не забавно? Даже умер я, захлебнувшись собственным смехом. Впрочем, это легенда. Как было на самом деле пусть останется в тайне.

ПРАВИЛО 5

Чем больше складывают о вас небылиц, тем масштабнее ваша личность!

 

Фото || www.wikipedia.com
Автор || Татьяна Михальская

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2022

 

Поделиться: