Как выжить в мире, где всё рушится, как преодолеть страх и на что опереться? Режиссёр Денис Азаров в поисках ответа обращается к рассказам Исаака Бабеля о Гражданской войне. Из всего цикла «Конармия», страшного и бескомпромиссного в своей правдивости, он выбирает, пожалуй, самый изящный и в чём-то притчевый рассказ «Поцелуй». О том, как люди пытаются строить своё самое простое, не пафосное бытовое счастье, влюбляются и любят, сознавая при том, что всё безнадежно. «Это самое ценное, что есть в тексте», — говорит режиссёр, – «маленькая надежда даже не на любовь, а на попытку любви в том кошмаре, который окружает героев. Ведь в любые, даже самые страшные времена, люди хотят любить».
Интерпретация Дениса Азарова отнюдь не банальна. Вроде бы события на сцене разворачиваются линейно – армейцы квартируются у вдовы Елизаветы Томилиной, она знакомится с Лютовым, вспыхивают взаимные чувства, а с ними мечты о будущем, надежды, что «скоро всё кончится». Однако при поступательном развитии сюжета спектакль оставляет ощущение фрагментарности – события рассыпаются на более мелкие, а иногда – повторяющиеся эпизоды – и будто всплывают в памяти годы спустя… обрывчатые, нечёткие, подёрнутые дымкой времени и страданий… скудные ужины в холодной комнате, больной старик в кресле-качалке, молодая женщина… поцелуй… расставание…
А, может быть, этого не было вовсе? Может, это просто видения, неясные образы импрессионистской картины? Каждый герой разыгрывает свою сцену-сон, каждый озвучивает свою простую мечту, но уцелеет ли он? У Азарова оживает сама Степь, в самом начале она появляется как некая сущность, Природа. Люди приходят, уходят, рождаются, умирают… лишь Степь вечна…
Слова уже не так важны, они возникают, когда без них невозможно обойтись. Реплику героя зачастую замещает пластическая зарисовка или музыкальная фраза, музыка Кирилла Таушкина здесь минималистична и выразительна, так же просты и условны декорации Николая Симонова: зияющие окна полуразрушенного дома, несообразно длинный стол, дождь на экране в обратной перемотке – будто это уже не дождь, а рвущиеся в небо снаряды.
Но, создавая атмосферу тревожного ожидания, когда счастье желаемо и вместе с тем призрачно, режиссёр не раз даёт возможность зрителю улыбнуться и над тёмными фигурами, слившимся в поцелуе, зажигает огненный свет софита.
Театр на Таганке
Москва, Земляной Вал, 76/21
Ближайшие показы: 30 октября, 9 ноября, 25 ноября
Фото || предоставлены пресс-службой театра
Автор || Татьяна Михальская
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
Anna Nova. Сity of lost adults 9. 120x180cm
19.12.24. В арт-пространстве Cube.Moscow открылось 8 новых выставок современного искусства. В большом выставочном зале MSCA Gallery представляет групповую выставку 20 молодых художников «Основные ингредиенты». Тема выставки сосредоточена на личной мифологии авторов: художники размышляют о ключевых аспектах своего творчества, чтобы разобраться, что определяет их художественную идентичность. Кураторы выставки: художники и преподаватели MSCA Жанна Бобракова и Алексей Мандыч, художник и директор MSCA Михаил Левин. Новые выставочные проекты представляют также: «КультПроект», Arts Square Gallery, TRIPTYCH Gallery, Artocratia Gallery, Kupol Gallery и M.A.R.S.H.
В лектории Cube.Moscow выставку «Рождество, подаренное Бергманом» открыла галерея Kupol Gallery. Вдохновением послужил фильм культового шведского режиссера Ингмара Бергмана «Фанни и Александр». Декорации экспозиции напоминают усадьбу, запорошенную снегами Швейцарии, в которой сначала происходит праздничная феерия, а затем столкновение детства с иной, суровой реальностью. В своем пространстве резидента Kupol Gallery показывает персональный проект Сергея Копылова«Фаворский свет». TRIPTYCH Gallery представляет коллективный проект «Каждый в детстве верил в чудо» —предновогоднюю выставку, которая предлагает зрителю окунуться в свои самые теплые воспоминания о детстве и беззаботных счастливых днях. Artocratia Gallery открыла коллективный проект «По направлению к неизвестному будущему» — в экспозиции собраны работы, отражающие видения разных художников о прошлом, настоящем и ощущении перехода от одного к другому. Новый проект Arts Square Gallery — персональная выставка Олеси Новиковой «Небылицы». Семейные архивы часто становятся источником вдохновения для Олеси, а некоторые предметы, например, посуда, используются в качестве самостоятельного медиума. Автор исследует детство как период формирования семейных кодов. Галерея M.A.R.S.H. представляет инсталляцию Льва Казака «Окно в ничто» — инсталляцию, повествующую о том, как образ человека в комнате пытается создавать для себя новые идеи в противовес замкнутости и беззвучию. Галерея «КультПроект» подготовила коллективную выставку«Цвет красный». Отбросив идею связи цвета с его символическими значениями: от страсти до ярости, от величия до страдания, от красоты до христианской иконографии, — галерея «КультПроект» сосредоточилась на тональных взаимоотношениях, поверхностях и фактурах. В проекте про цвет красный рассматривается разнообразие поверхностей и материалов, трансформация цвета и его взаимодействие как с плоскостью, так и с объемом. Выставки работают до 19.01.25.
Фотографии Ольги Серегиной
20.12.24. В Москве состоялся финал проекта «Фабрика дизайна 3.0». Этот конкурс дизайн-решений соединяет на одной платформе российский бизнес и талантливых специалистов в сфере дизайна для создания инновационных решений в самых разных сферах производства: машиностроения, электроники, мебельной промышленности, образовательной робототехники, туризма, культуры и других. Конкурс проводится Агентством креативных индустрий (АКИ) совместно с Союзом Дизайнеров России. Агентство креативных индустрий (АКИ) при столичном Департаменте культуры – институт развития креативных индустрий Москвы. Основные задачи Агентства — создание благоприятных условий для развития представителей кино, моды, дизайна, современного искусства, видеоигр, музыки, издательского дела и др., продвижение их продукции на международных рынках, а также формирование положительного имиджа столицы как международного центра креативных индустрий. В третьем потоке конкурса поступило более 60 задач от более чем 40 компаний-заказчиков, 177 дизайнера разработали 85 дизайн-решений. Генеральный директор АКИ Гюльнара Агамова, «За три года из конкурса дизайн-решений проект трансформировался в полноценную профессиональную площадку, где создается облик окружающих нас предметов. Причем самых разных – от планировки машиностроительного завода до мебели, посуды и медицинского оборудования. В этом году мы охватили свыше 60 российских регионов, более 500 дизайнеров разработали свыше сотни дизайн-концепций». На третьей «Фабрике» дизайнеры предлагали свои идеи по трем направлениям — «Промышленный дизайн», «Графический дизайн», «Средовой дизайн и дизайн интерьеров». В категории «Промышленный дизайн» акцент был сделан на функциональных и инновационных продуктах, которые гармонично сочетают практичность и эстетику. В «Графическом дизайне» участники представили креативные визуальные решения, способные эффективно передавать идеи и эмоции. В «Средовом дизайне и дизайне интерьеров» были предложены разработки предметов для повышения качества жизни. В финале «Фабрики дизайна 3.0» свои проекты презентовали лидеры третьего потока. Победителем в категории «Промышленный дизайн» стал Кирилл Никольский с чехлом для насосной станции, спроектированным для компании «Моторкон». В номинации «Графический дизайн» победил Артур Авдеевс проектом бренда Томской области. Лучший проект в области средового дизайна и дизайна интерьеров предложила Юлия Роднова, разработавшая редизайн сети пекарен «ПечъдаХлеб». Участников оценивали ведущие эксперты российской индустрии дизайна.
Фотографии предоставлены пресс-службой АКИ
21.12.24. В Суздале в творческом пространстве «Ларец» открылась выставка-тотальная инсталляция тридцати четырех художников «Где? – на луне!». Ларец — жилая изба XIX века, трансформированная в 2022 году в экспериментальную выставочную платформу творческого сообщества МИРА. Изначально это была крестьянская изба, в советский период здание дважды достраивалось, в 1920-х и 1960-х годах, продолжая быть жилым. Сстояние дома XIX века, сохранность слоев прошлого — обоев и линолеума, удобная для выставок анфиладная планировка навели на мысль о создании выставочного творческого пространства. Бревенчатые стены старинной избы вместо привычного галерейного «белого куба» позволяют по-новому взглянуть на актуальное искусство. Задача «Ларца» — представлять работы современных художников, синтезировать историко-культурный контекст для направления и вдохновления искусства будущего. Выставки «Ларца» предлагают зрителям поразмышлять о динамике художественных методов и практик. Выставочный проект с программой перформансов в день открытия «Где? – на луне!» собрал в 80 квадратных метров избы более 200 произведений, отправив восприятие каждого зрителя в невесомость всевозможного: картины, знаки, книги, скульптуры беспорядочно летают в безвоздушном пространстве… Экспозиционный коллаж куратора рассчитан на создание уникального лунного настроения. Раскрывая тайны непохожих друг на друга художников-лунатиков, этот изо-хаос показывает зрителю мощную силу фантазирования. Куратор: Андрей Бартенев. Партнер проекта POSE magazine. 22.12.24. В центре МИРА состоялась публичная встреча участников проекта «Где? – на луне!» мультидисциплинарных художников Юрия Мелексетяна и Юлии Че, представляющих в «Ларце» совместный творческий проект Мекс & Че. Выставка в Ларце работает до 23.02.25.
Фотографии Ольги Серегиной
В МИРА центре открылась новогодняя выставка для всей семьи «Мы вышли из дома за чудесами» — рождественская сказка о чуде, когда можно путешествовать с волхвами за звездой, послушать овечью колыбельную, заглянуть в ясли и узнать, где живет тайна… Культурное пространство Центр МИРА было создано в Суздале с целью показывать и осмыслять актуальное искусство. Команда, сохраняя наследие города, выстраивает связи между прошлым и сегодняшним днем и развивает современную культуру: проводит концерты, перформансы, кинопоказы, круглые столы и лекции, спектакли-променады и выставки, интегрирует искусство в город или аккумулирует его в МИРА центре. Это пространство диалога и обмена идеями, где можно просто побыть в дружелюбной среде: в библиотеке или во дворике, так как МИРА центр был придуман как место для творческих встреч и коллабораций. Авторы и художники выставки «Мы вышли из дома за чудесами»: Наташа Маркина и Саша Шарапов. Саунд дизайн: Никита Ложкин. Выставка работает до 31.01.25.
Фотографии Ольги Серегиной
22.12.24. В Выставочном зале Суздальского кремля работает выставка «Я есть цвет». Экспозиция погружает зрителей в символический мир, выстроенный вокруг образа цветка. Представлено более 30 уникальных экспонатов, охватывающих период с XII века до наших дней. Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Екатерины Проничевой: «В канун Нового года большая радость открывать наш самый светлый проект этого года – «Я ЕСТЬ ЦВЕТ» Алёны Долецкой. Этот проект превзошел все наши ожидания. Нам удалось благодаря этой выставке взглянуть на неведомое глазами прекрасной женщины, влюбленной в жизнь. С ее совершенно удивительным кругозором, мировоззрением, видением цвета и света. Это шаг вперед для нашего музея и всех, кто приедет и увидит эту уникальную экспозицию». Экспозиция раскрывает цикличность жизни: от расцвета до увядания и нового рождения, отражая каждый уникальный миг существования. В то время как в материальном мире цветы напоминают о бренности, в духовном они становятся символом веры в Бога и бессмертия человеческой души. Место и время выставки выбраны не случайно. Суздаль в этом году отметил свое 1000-летие и продолжает духовные традиции России, знакомя с ними нынешние и будущие поколения. Русская зима и Новый Год для каждого из нас являются точкой отсчета, когда старое увядает, а новое еще только собирается расцвести весной. Выставка работает до 30.03.25.
Фотографии предоставлены Владимиро-Суздальским музеем-заповедником
23.12.24. Санкт-петербургская галерея современного искусства Anna Nova представила персональную выставку «City of Lost Adults» Михаила Левиуса, одного из ярких представителей нового поколения фигуративной живописи. Его визуальный язык строится на многослойности и коллажности: художник использует сложную систему трафаретов, накладывая их друг на друга. Вдохновляясь мангой, американскими фильмами ужасов и массовой культурой 90-х, Левиус создаёт образы, балансирующие между реализмом и фантазией. Михаил стремится исследовать границы между реальным и вымышленным, уютным и тревожным. Новый его проект продолжает тему предыдущей выставки художника «Beware!» («Берегись!»), представленной в московской галерее pop/off/art в 2022 году. «City of Lost Adults» приглашает совершить путешествие по загадочному миру, вдохновленному американской массовой культурой и таинственной эстетикой компьютерных игр 90-х годов. Название проекта отсылает к игре «The City of Lost Children», которая в детстве запомнилась художнику своей специфической атмосферой и предгрозовой палитрой. Её контраст между детализированными, неподвижными фонами и угловатыми не явно обозначенными персонажами стал отправной точкой для создания проекта. Михаил Левиус переносит зрителя в бесконечную прогулку по замкнутому миру, где одинаковые дома, деревья и фигуры людей словно повторяются, но каждый раз открываются немного иначе. Экспозиция охватывает два этажа галереи и включает в себя несколько серий: живопись на бумаге, на холсте, графику и мурал. Выставка работает до 16.03.25.
Фотографии предоставлены галереей
24.12.24. В Новой Третьяковке на Крымском Валу состоялось открытие выставки «Наталья Нестерова. Истории и ребусы», посвященный творчеству Натальи Нестеровой, принадлежащей к числу наиболее значимых отечественных художников второй половины XX века. В 2024 года исполнилось 80 лет со дня рождения Натальи Игоревны Нестеровой, ушедшей из жизни в августе 2022 года. Её самостоятельный творческий путь начался на рубеже 1960-70 годов; закончив МСХШ (1955-1962) и МГХИ им.Сурикова (1962-1968), будучи ученицей Д. Д.Жилинского, она аккумулировала открытия западного и русского искусства. Её стиль можно охарактеризовать, как возврат к экспрессионизму, соединенному с поэтикой примитива, обогащенного элементами сюрреализма. В её мире сочетаются обыденность и фантастичность, инфернальность и святость. С конца 1980-х Наталья Нестерова жила в Москве и Нью-Йорке, участвовала в многочисленных выставках разных стран, её картины пополняли музейные собрания по всей России и миру. В декабре 2024 года Третьяковская галерея представляет масштабный проект, приуроченный к юбилею Натальи Нестеровой, демонстрирующий практически полную картину живописной эволюции мастера. Музейная экспозиция объединит произведения от раннего периода до работ последних лет – принадлежащих музею, из собрания семьи художника, а также из частных коллекций. Впервые показаны большие полиптихи, посвященные – библейской истории, теме цирка, охоты, а также своеобразные произведения, содержащие шутливые и одновременно серьезные зашифрованные послания художника. Кураторы: Татьяна Карпова, Наталья Александрова, Коткина Светлана, Ольга Куприна. Выставка работает по 23.03.25.
Фотографии предоставлены пресс-службой ТГ
25.12.24. В Е.К.АртБюро состоялось открытие выставочного проекта Вари Филипповой «Показалось». Работы Филипповой – демонстрация способности художника находить необычное в обычном, отмечать и выделять для зрителя значения, не присущие объекту «по умолчанию». Варя Филиппова: «… мир меня провоцирует ходить по грани между творчеством и чудачеством. Созерцая (не)простые вещи я часто нахожу парейдолические* артефакты или целые миры. Каждый артефакт, как сокровища, невидимые для окружающих, которые я собираю. ПОЧЕМУ? чтобы поделиться/замедлиться/играть. Я окружаю себя разными персонажами. В объектах рождается своя/целая история: иногда она весёлая и ироничная, а иногда наводит на размышления. Мои работы — это приглашение заглянуть глубже и увидеть историю там, где её не ожидаешь». * Парейдоли́я лат. Pareidoliae – разновидность зрительных иллюзий. В экспозиции представлены фотоработы Вари 2017-2024 гг. — серия «Звук», «Агни», «Парейдолические артефакты» и видео «Эффект бабочки». Выставка работает по 19.01.25.
Фотографии предоставлены пресс-агентством галереи
26.12.2024
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель
В «Особняке на Волхонке» журнал «КиноРепортер» торжественно вручил награды самым ярким кинопроектам года и отметил призами актеров, порадовавших зрителей запоминающимися ролями. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков побывал на церемонии чествования победителей и подготовил обзор картин, попавших в фокус внимания жюри.
ОНА ТАКАЯ КЛАССНАЯ
Жанр: комедия
Режиссер: Александр Домогаров мл.
Звезды: Павел Майков, Татьяна Догилева
Возраст: 18+
Леня – наивная душа. Восемнадцатилетний паренек с задержкой в развитии решает отправиться в Санкт-Петербург и разыскать там обожаемую Алексу Люкс – девушку, за контентом которой он пристально следит в социальных сетях. Леня собирает друзей, помощников, просто сочувствующих и мчится навстречу своей мечте. За роль Лени Лев Зулькарнаев отмечен наградой «Открытие года».
СЛОВО ПАЦАНА. КРОВЬ НА АСФАЛЬТЕ
Жанр: криминальная драма
Режиссер: Жора Крыжовников
Звезды: Иван Янковский, Сергей Бурунов, Юлия Александрова
Возраст: 18+
Нашумевший сериал о бандитских разборках казанских группировок, бьющихся за контроль над районами города в тяжелый период постепенного разрушения огромной советской страны. Орден уличных «рыцарей» завлекает в свои ряды блатной романтикой и жестким кодексом чести. Но это братство лишено благородства и милосердия: подростки совершают грабежи и убийства, все глубже погружаясь в омут зверства и лжи. Картина получила звание «Хит года».
ЮГ
Жанр: приключения
Режиссер: Иван Соснин
Звезды: Тимофей Трибунцев, Юрий Колокольников, Юлия Снигирь
Возраст: 16+
Юг Кипень остался без мамы, когда ему было всего три года. Отца он и вовсе никогда не видел. Растила Юга бабушка. Когда парню исполнилось 14 лет, тот случайно нашел квитанции о денежных переводах с инициалом и фамилией предполагаемого отца. Под эти параметры подошло 7 мужчин, проживавших в разных уголках России. Так, в тайне от бабушки, подросток решил совершить побег в надежде найти своего папу. За исполнение роли Юга актер Ярослав Могильников получил премию в номинации «Открытие года».
ЭЛЬ РУСО
Жанр: детектив
Режиссер: Сергей Мокрицкий
Звезды: Светлана Иванова, Борис Каморзин
Возраст: 18+
Соблюдая традиции, чтя обычаи и сохраняя особенный говор, Мария живет в закрытой общине русских староверов недалеко от Буэнос-Айреса. Ее будущее очевидно: до конца своих дней Мария не покинет единомышленников и единоверцев — таков ее долг. Однако судьба решает иначе. В жизни Марии появляется Павел, эмигрант из России, служащий полицейским в столице Аргентины. Вихри внешнего мира стремительно затягивают Марию в опасный мегаполис, заставляя подчиниться новому укладу и познать настоящую любовь. Светлана Иванова получила приз в номинации «Актриса года».
Я ЗНАЮ, КТО ТЕБЯ УБИЛ
Жанр: триллер
Режиссер: Софья Райзман
Звезды: Александр Яценко, Юлия Снигирь, Евгения Симонова
Возраст: 18+
Преступник похищает трехлетнюю девочку во время представления в московском цирке. Злоумышленник не выходит на связь с родителями ребенка и не предъявляет никаких требований. Он просто хочет, чтобы лишившиеся дочери безутешные супруги страдали и мучились. Ровно так же, как и он сам, когда потерял близкого человека… Александр Яценко, сыгравший главную роль в сериале, победил в номинации «Актер года».
ВОЗДУХ
Жанр: военная драма
Режиссер: Алексей Герман мл.
Звезды: Аглая Тарасова, Сергей Безруков, Елена Лядова
Возраст: 18+
Приз в номинации «Фильм года». «Дорога жизни» — единственный путь, ведущий в Ленинград, осажденный немецкими захватчиками во время Великой Отечественной войны. Авиационному полку, состоящему из ранее не знавших боя девушек, приказано любой ценой защищать магистраль, проложенную по льду Ладожского озера. Отбрасывая врага от Ленинграда, юные летчицы становятся первоклассными героями-асами. «Звездой года» назван Сергей Безруков, сыгравший в картине роль подполковника Астафьева.
СТО ЛЕТ ТОМУ ВПЕРЕД
Жанр: приключения
Режиссер: Александр Андрющенко
Звезды: Константин Хабенский, Виктория Исакова, Александр Петров
Возраст: 6+
Картина получила звание «Прорыв года». Любопытный школьник Коля Герасимов проникает в будущее. Там он узнает, как похорошела Москва за 100 лет, встречает красавицу Алису и вступает в схватку с незнающими жалости космическими пиратами. Бессмертная фантастическая повесть Кира Булычева обретает новое прочтение и расширяется до масштабов отечественной киновселенной.
СТОЛЫПИН
Жанр: историческая драма
Режиссер: Алексей Андрианов
Звезды: Александр Яценко, Стася Милославская, Екатерина Волкова
Возраст: 16+
Фильм назван «Проектом года». История министра внутренних дел и председателя Совета министров Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина. Великий реформатор принимает ключевое участие в подавлении революции 1905-1907 годов, за что становится объектом мести сторонников свержения царя и создания нового государства рабочих и крестьян.
МОСГАЗ. ДЕЛО № 10. МЕТРОНОМ
Жанр: детектив
Режиссер: Евгений Звездаков
Звезды: Марина Александрова, Игорь Золотовицкий, Сергей Шакуров
Возраст: 16+
Из-за череды странных несчастных случаев деятельность Москонцерта привлекает внимание следственных органов. Соня Тимофеева тайно берется распутать загадочное дело, но в нем замешаны настолько влиятельные люди, что Соне теперь самой грозит серьезная опасность. В номинации «Мастер-класс года» победителем стал народный артист России Сергей Шакуров.
03.12.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….