В 2023 году на кинофестивале «Короче» награду за лучший анимационный фильм получила картина «Расцветшая зима» Александра Бруньковского. Фильм разительно отличался от других представленных на фестивале работ не только сюжетом, но и уникальной техникой исполнения. «Как вы это сделали?» – атаковали лауреата вопросами о секретах мастерства зрители и журналисты.
Александру всегда хотелось оживить живопись. Это была детская мечта, которую он даже боялся озвучить вслух: как это сделать? Возможно ли это? Пока однажды не случилось откровение: продолжением живописи является кино. Из любопытства вместе с другом Александр заглянул в одесский киноклуб, где открыл для себя мир настоящего кино. Это был восторг. Потрясением для подростка стали фильмы Тарковского «Солярис» и «Сталкер», картины Антониони и Феллини.
«Оказывается, кино – это искусство, наравне с живописью. Это картина, развивающаяся во времени».
Мечта обретала более явные формы: живопись можно оживить с помощью кино. Желание создавать движущиеся картины привело Александра во ВГИК на режиссерский курс Марлена Хуциева, ставшего его учителем и другом на всю жизнь. Еще одним важным учителем и другом Александра стал итальянский поэт и художник Тонино Гуэрра, с которым они познакомились в 2002 году на съемках документального фильма «Ирина Скобцева. Жизнь Дездемоны». Александр пригласил Тонино и Лору сняться в своем фильме, и те любезно согласились. Встреча переросла в многолетнюю творческую дружбу. Александр снял два документальных фильма о Тонино и его русской жене Лоре.
В 2006 году Тонино рассказал Александру свою маленькую новеллу «Расцветшая зима», и они решили снять по ней полнометражный фильм. Несколько лет обсуждали, писали, разрабатывали сюжет. Сценарий вырисовывался неспеша через совместное проживание истории, дружеское общение и наставничество. Подобрался интересный актерский ансамбль, были найдены важные локации. Но в 2012 году Тонино не стало. Вместе с Тонино постепенно угас и проект.
В 2020 году, когда отмечалось 100-летие Тонино Гуэрры, Александр понял, что не может не снять этот фильм. Отодвинув все прочие проекты, он активно занялся «Расцветшей зимой». За годы размышлений над проектом скопилось много материала: рисунки, акварели, пастели, которые Александр создал, визуализируя кадры, отдельных героев, мизансцены и атмосферу будущего фильма. Пандемия «заперла» художника в мастерской, обстоятельства словно подталкивали взяться за дело.
Юношеская мечта оживить живопись вырвалась наружу. Александр решил сделать рисованный фильм, соединить живопись и кино. Делать с помощью привычной компьютерной графики, как у всех, было не интересно – хотелось снять по-своему, особенно. К тому же главный герой фильма – художник, который рисует комиксы и графические романы. Содержание диктовало форму, хотелось рисованного воплощения. Министерство культуры поддержало проект по линии авторской экспериментальной мультипликации, и Александр начал искать новые технологии, пробовать разные типы бумаги. Пришло понимание, что это будет именно акварель, – никакая другая техника не подходила для движущейся живописи.
«И вот, наверное, произошло то, о чем я мечтал в детстве. Мои картинки ощутимо стали оживать… Настолько ощутимо, что я понял, что стану снимать рисованный фильм в технике акварели – своенравной, текущей и изменяющейся. В этом было не только чудо, но и ловушка: кажущаяся свободная безграничность приводила к моментам, когда фильм «утекал» из рук. Пришло понимание что в анимации немало математики».
В художественном училище Александр серьезно занимался акварелью. Этот материал не прощает неподготовленности и не дает права на ошибку. Работая над фильмом, Александр использовал огромное количество разных слоев акварели. Затем вместе с художником-компоузером Елизаветой Бабаевой они компоновали их в единое сложносочиненное многослойное произведение, в котором акварель как будто перетекала из одного пласта в другой. Получилась совершенно новая авторская технология. То ли акварель движется по руслу сюжетной линии, то ли сюжет течет вслед за акварелью – не разобрать. Единый поток, флуксус, течение.
«Это мой первый анимационный фильм. Мне здесь тревожно, но уютно. Акварель – не только движение твоей кисти, но и еще течение… по воле Творца. Затеки акварели это то волшебное и трудно объяснимое, как и движение человеческой души. Такой художественный метод и философия мне наиболее близки для исследования противоречий человеческих».
Практически весь фильм был сделан в мастерской, которая превратилась в кинофабрику. От традиционного для художника планшета и мольберта, Александр перешел к более сложной конструкции – мультстанку. В процессе работы к созданию фильма на разных этапах производства присоединялись различные знаменитые личности, актеры, мультипликаторы. Анастасия Черток, известная органистка, исполнила на органе Баха импровизации, прообразами главных героев были Станислав Рядинский и Ирина Вербицкая, а Евгений Жаринов, культуролог, гуру и гурман кино, стал прообразом судьи.
В фильме «Расцветшая зима» соединилось много всего, что важно и дорого для Александра как художника и человека: собственный жизненный опыт, впечатления, события, встречи, современники и значимые исторические фигуры. Вечная тема отношений мужчины и женщины в картине осложнена творческой профессией героя, которая требует постоянной самоотдачи и горения и плохо совместима с бытом и будничными заботами, а также детьми, которым хочется нормального папу, а не блудного отца, которого они видят лишь изредка. Показана близкая автору тема пути художника, требующего колоссальной концентрации энергии и самодисциплины, отказа от многих личных удовольствий. Не каждая женщина готова разделить этот непростой путь.
«Расставание – шаг мудрого. Любовь – это когда человек может вернуть другому человеку самого себя. Даже если это больно и жертвенно, вопреки догмам. Отпустить – значит дать раскрыться».
Художественный стиль Александра Бруньковского называют магическим реализмом. Зыбкая грань отделяет вымысел от правды, фантазию от реальности, явь от сновидений. Или вовсе нет этой грани? Как нет контура у его акварельных рисунков, которые перетекают один в другой. Фильм как фантасмагория и череда метаморфоз.
Художественное мифотворчество Александра интересно для вдумчивого зрителя, любящего неодносложные истории и умеющего замечать параллели и ассоциативные ряды. Чем больше насмотренность зрителя, тем больше он увидит ассоциаций, образов, смыслов. Можно проскользнуть по поверхности и считать лишь верхний слой, а можно погрузиться на глубину, слой за слоем. Фильм дает возможность погружения в поисках смысла и радости узнавания. Двуликий Янус и указующий перст, пересекающий дорогу бык и желтая бабочка-лимонница, разбуженная неожиданной весной, дорога в облака и мост над бездной… Все неслучайно в картине и имеет свой смысл. Все рифмуется между собой.
Эмоционально трогательная, живописная история, рассказанная изящно и поэтично, пришлась по вкусу жюри и зрителям кинофестиваля «Короче». Первый премьерный показ фильма «Расцветшая зима» в России оказался триумфальным. Александр «поймал журавля» – приз в номинации «лучший анимационный фильм».
Однако лучшей наградой для Александра стали слова Лоры Гуэрра после просмотра картины: «Красота поражает. Замечательные акварели Александра по духу, по художественному смыслу очень близки трогательному и удивительно автобиографичному рассказу Тонино. Это большой подарок для меня. Фильм нарисован так тепло и так узнаваема в нем Италия Тонино, маленькая Италия, и так прекрасны персонажи, и так легко льется рассказ, что я слушала и смотрела его как музыку».
Александр Бруньковский убежден, что в каждом дне есть место небывалому событию и чуду, которое нужно распознать и которое может позволить войти в новое другое пространство нашей жизни. Жизнь от нас постоянно прячется, вуалируется. Мы живем в каком-то одном ее слое, а жизнь многослойна. Но иногда дверца открывается, и можно попасть в другой слой. События, встречи могут подвести нас к этой дверце. Каждый решает для себя, хочет ли он ее открыть.
7.01.2024
Фото: из личного архива Александра Бруньковского
Автор: Вера Тимошенко