Киберпанк в кино: жанр о возможном будущем

 

Что мы знаем о такой глобальной вещи, как Интернет? Что представляет собой Сеть? Как происходит кибернетизация человечества? В кинематографе эти вопросы воплощаются в весьма недооцененным жанре – киберпанке, который, в свою очередь, ставит вопрос не «что есть Машина в мире людей», а «что есть Человек в мире Машин».

Все мы имеем представление о жанре «киберпанк» – например, точно слышали про легендарный фильм «Терминатор» или покоривший мир свой аутентичностью «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнева. Сюжеты о недалеком будущем, когда цифровые технологии лишь усугубляют пороки общества, активно культивируются в мировом кинематографе. Уже не одно десятилетие этот захватывающий жанр набирает обороты и находит своих последователей. Почему и как он появился?

Термин «киберпанк» возник в 1983 году, когда американский писатель-фантаст Брюс Бетке выпустил одноименный рассказ «Киберпанк». Но к этому жанру можно причислить и более ранние работы мировых писателей и кинодеятелей, например, книгу Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», по которой Ридли Скотт снял фильм в 1982 году.

Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Киберпанк – поджанр научной фантастики – «cybernetics» (от англ. кибернетика) и «punk» (от англ. панк, мусор). В «золотую коллекцию» кибербанка в кино входят фильмы по книгам Уильяма Гибсона «Джонни Мнемоник» (1981), картина «Нейромант» (1984), научно-фантастическая манга Масамунэ Сиро «Призрак в доспехах» (1989), работы Дэвида Кроненберга «Видеодром» (1983) и «Экзистенция» (1999), фильмы Вачовски «Матрица» (1999), Джеймса Кэмерона «Терминатор» (1984), Габриэля Сальватореса «Нирвана» (1997) и так далее.

Процессу становления киберпанка способствовали изменения в мировой культуре, в частности, в США и в Японии. Во многих героях киберпанковских произведений угадываются популярные образы из 1980-х, когда в литературе в моду вошли истории о маргиналах. В то время появились ранние представления о хакерах, было полно разных радикально настроенных субкультур: от панк-рокеров до рэперов. В мире популяризировалась японская культура, а сама Япония казалась самым технически продвинутым местом на планете, из-за чего в киберпанковских произведениях много самураев, дзайбацу и борекудан. Глобализация шла полным ходом, так что в киберпанке во всю цвел мультикультурализм.

Но главным изменением было то, что жизнь, благодаря новым технологиям, ускорилась до небывалого ранее уровня. Будущее представлялось смутно, многим думалось, что дальше будет только хуже. И в то же время, была некоторая романтическая надежда на тотальные изменения к лучшему, столь присущая поп-культуре того времени.

Первому игроку приготовиться (2018)

Чем же отличаются сюжеты киберпанковских произведений? Во всех кибермирах благодаря научному прогрессу произошло нечто непоправимое и даже страшное для человека – и с этим всем приходится мириться. Но в то же время общество пытается приспособиться: продолжают активно создаваться новые изобретения, новые технологии проникли во все сферы жизни – от них не спрятаться. Людям в киберпанке приходится меняться духовно и физически, зачастую при помощи киберимплантов или генной инженерии, лишь бы просто не отстать от всего остального общества. И часто такие изменения отчуждают от всего человеческого, превращают их в чудовищ.

В чем заключается особенность жанра, и почему так важно, чтобы он жил среди прочего разнообразия фильмов? Сюжет включает в себя вопросы слияния Человека с Машиной, поглощение его Сетью и не менее актуальные вопросы, такие как, например, кибертерроризм. В киберисториях Человек погружается в новую для себя среду, переходит на глобальный уровень, вокруг него меняется скорость потока информации, тем самым упрощая влияние Человека на мир и наоборот. Соответственно, человеческое существо примеряет на себя новые маски общественных ролей, а, значит, у нас появляется возможность нового анализа его природы. Заметьте, все, что нам показывают в «далеком будущем» воссоздано самим Человеком, однако, почему-то он не находит для себя гармонии и порядка. Герои фильмов, как правило, находятся в некотором отшельничестве, они замкнуты и вынуждены самостоятельно искать ответы на дуалистические вопросы актуальной для них реальности: кем является Человек? Что отличает его от искусственного разума? Что есть жизнь, и в чем заключается ее мера и ценность? Вопросы, перетекающие из фильма в фильм, находят свои отклики в философии «cogito ergo sum» Декарта – «мыслю, следовательно, существую», что прямо цитируется во многих работах в стиле киберпанка: «Я разумное существо, потому что я мыслю и осознанию тем самым свое существование» («Призрак в доспехах» Мамору Осии,1995). Братья Вачовски и вовсе воплощают мысленный эксперимент «мозги в колбе» Хилари Уайтхолла Патнэма в «Матрице».

Кино о будущем, о технологиях – не просто переосмысление прогресса, а попытки новой интерпретации человеческой сущности в рамках новой реальности.

Одна из идей киберпанка в кино – восприятие себя через Сеть, например, фильм «Эксперимент Лейн» (1998), а также погружение в кибернетическую реальность и ее соотношение с действительной: к подобному ряду можно причислить большое количество фильмов, например, «Аватар» Джеймса Кэмерона и «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга.

Алита: Боевой ангел (2019)

Интересно, что в кибкрпанковских произведениях в условиях перенаселения и глобализации персонажи часто все больше внимания уделяют своей человеческой природе, самопознанию, эмоциям, искренности. И хоть внешний антураж мира, в котором они живут, не отличается радушием, герои вынуждены искать первопричины своего статуса. В картинах эмоции и человеческие чувства теряют свою краску, мир становится настолько тесным, что сложно воспринимать чью-либо индивидуальность. Сеть своей глобальностью вынуждает героя быть постоянно в кругу общественности, но при этом совершенно одиноким по своей реальной природе. Получается, что резонанс его положения не отвечает его естественным потребностям, поэтому так ясно ощущается реальное одиночество, поэтому он либо поглощается Сетью, либо ищет реальные причины собственного существования.

На Каннском кинофестивале 2022 года канадский режиссер Дэвид Кроненберг представил свою новую работу в жанре «киберпанк» о слиянии Человека и Машины – фильм «Преступления будущего».

По идее, большинство киберпанковских произведений ведут  к определенному итогу – переосмысление значения Человека о самом себе в кибернезированном мире. Человек не может без Человека, потому что не может заменить, как-то дублировать свои эмоции, чувства, душу. Режиссеры и писатели обозначают связку этих важных моментов в чуть более утрированном виде, но ни в этом ли прелесть киберпанка? Этот жанр может поставить вопрос о природе Человека лучше, чем какой-либо другой, поэтому, возможно, его и недооценивают. Мы рекомендуем вам самим определить для себя, что есть Человек в мире Машин или в Сети.

Элизиум: Рай не на Земле (2013)

Фото || www.kinopoisk.ru
Автор || Анна Курочкина

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2022

Поделиться: