«История одной комнаты»: философический перфоманс от труппы «Балет Москва»

 

Тёмная одинокая фигура в пустом интерьере, холодном и стерильном, будто процедурный кабинет или даже морг. Синеватые тени, холодный рассеянный свет, затем резкий внезапный звук – и одинокая фигура приходит в движение – так начинается спектакль «История одной комнаты» в исполнении труппы «Балет Москва». Зрителю необходимо время, чтобы погрузиться в атмосферу, созданную хореографом Артёмом Игнатьевым, но, когда происходит сцепка, аскетичное пространство начинает демонстрировать свои грани и тайные глубины.

Фото: Людмила Сафонова

Опираясь на творческую идею знаменитого польского аниматора Збигнева Рыбчинского, автор постановки развивает и переосмысляет понятие комнаты, такое очевидное, такое личное, что кажется, в этом пространстве нет ни одного потаённого угла, оно – часть жизненной рутины и потому эти стены уже не замечаешь, их будто нет. Но если у Збигнева Рыбчинского комната предстаёт в её бытовой интерпретации прежде всего, то у Артёма Игнатьева она обретает иное измерение. Создавая схематичное пространство, режиссёр утверждает, что «комната существует вне конкретного летоисчисления, словно образ небытия и безвременья, погружая героев в состояние консервации».

Однако по мере того, как эти герои населяют комнату и развивают своё хореографическое высказывание, мы видим, что все они – живые типажи со своей слабостью и силой, добродетелью и пороком, местью и всепрощением. И эти противоречия пульсируют в них, обретают какую-то нарочитую динамику.

Фото: Яна Бритаева

Что же это за комната? Символизирует ли она условности, заданные социумом, или планку, очерченную внутренним перфекционистом? А, может, комната символизирует тело в его религиозном контексте? Тело как темницу души? И тогда левая сторона пространства, где только что красивый юноша танцевал под азиатские мотивы – это мечта о рае? Трактовок и аллюзий так много, что уложить их в единую концепцию невозможно, да и не нужно – каждый увидит своё, ведь у каждого есть своя комната, своё сакральное пространство.

Автор постановки не ограничивается индивидуальным восприятием. Появляется тема «человек и другой». Человек и друг, сосед, возлюбленный, коллега… Ищут ли они истинные смыслы бок о бок или предпочитают индивидуализм? А «человек и толпа»? Это слаженная работа душ или конкурентная, где все вместе, но каждый сам по себе. А, может, это просто шайка одичалых зомби?

Движения танцоров то нарочито угловаты, схематичны, роботизированы, то плавны, изящны и воздушны, герои то низвергаются с высот, то завоёвывают пространство. Финал эффектен: бесконечная вереница людей возникает из ниоткуда и уходит в никуда, скованная одной невидимой цепью, связанная одной невидимой нитью, – в комнату возвращается первоначальный покой.

Спектакль «История одной комнаты», 16+

Театр «Школа драматического искусства», сцена на Новослободской

Адрес: ул. Новослободская, 23

Ближайшие показы: 11.11.22; 24.12.22

https://baletmoskva.ru/

 

Фото || предоставлены пресс-службой театра
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: