Александр Ханжонков — забытый патриарх Русского синематографа

Рождение русского кино связано, прежде всего, с именем Александра Ханжонкова, первого Отечественного кинопродюсера. Чем же была «десятая муза» в его жизни? Абсолютно всем. Это была его судьба.

 

Александр Ханжонков

 

Когда появилось диковинное развлечение — синематограф, все зрители немого кино разделились на две группы: одни им восхищались, другие относились пренебрежительно. Сейчас нам кажутся смешными и наивными первые шаги кинематографа. «Фильм» назывался «фильмой», ленты снимали от двух дней до недели, а сценарий и сюжет до начала съемок держали втайне от актеров, чтобы информация не просочилась к конкурентам. Стоимость картины оплачивалась как ткань — за метр, артисты обязаны были приходить со своими костюмами, играли очень театрально, искусственно. Появиться известному актеру в «фильме» было стыдно — снимались от денежной безысходности, позже мучительно краснея за роли. В кино пришло много случайных людей — например, Вера Холодная вообще не имела никакого актерского образования. Как-то раз казачий офицер Ханжонков, гуляя по городу, зашел — так, между делом — посмотреть «фильму», и жизнь его изменилась за полчаса. После сеанса Александр Алексеевич вышел преображенным, новым человеком. Он заболел, заболел неизлечимо, до конца своих дней — заболел синематографом. Отставной подъесаул вложил в кинопроизводство все свои небольшие деньги, полученные при увольнении в запас, — в такое непонятное, рискованное, но очень интересное предприятие. Неоднократно Ханжонков влезал в долги и выкручивался, как мог, чтобы сохранить собственное дело. В 1906 году Ханжонков открыл первое кинематографическое предприятие как филиал иностранной, организующей субтитры заграничных фильмов компании. И уже в 1907 году он снял первую ленту. Так, один из ранних фильмов назывался «Драма в таборе подмосковных цыган». Оцените поэтическое название! Да и сюжет был соответствующий.

 

Дело Александра Алексеевича стремительно развивалось. В кинопроизводстве Ханжонкова работали такие замечательные режиссеры, как Петр Чардынин и Евгений Бауэр, актеры Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский, Владимир Максимов, Вера Каралли. В 1913 году на Триумфальной площади в Москве был простроен первый электротеатр «Пегас» на 500 мест. На торжественном открытии Дома кино присутствовали именитые гости, которых угощали заморскими деликатесами, шампанским и черной икрой. А после показа «премьерной фильмы» люди увидели самих себя на экране — операторы сняли приезд гостей и тут же показали пленку зрителям. Сначала это вызвало переполох и недоумение, а затем бурный восторг публики. Ханжонков искал новые направления и жанры. На киносеансах помимо игры таперов за сценой создавались звуковые эффекты, иллюстрирующие происходящее на экране. Продюсер даже предлагал смесь взаимных кино-театральных сцен, написанных по специальному сценарию. Ведь в то время в обществе велись серьезные дебаты, вытеснит ли новое киноискусство театр. И мы с вами сегодня знаем ответ.

“Сергея Эйзенштейна? Режиссер на одной из лент лично раскрасил на каждом кадре флаг красным цветом, и красное зарево на черно-белом фоне было сенсацией. Оказывается, Эйзенштейн не был первооткрывателем такого «цветного» кино. Более ранний, но, увы, неудачный колористический опыт был как раз у Ханжонкова. По его задумке ученица Строгановского училища раскрасила кадры пленки, но краска растеклась, и от дальнейших экспериментов отказались.”

А первая кукольная анимация! Да, да, и это было в кинопроизводстве Ханжонкова. Короткий фильм с игрушечными насекомыми был настолько реалистичен, что зрители посчитали этих жучков и кузнечиков дрессированными или загипнотизированными. Были и документальные, пропагандирующие фильмы: «Пар», «Глаз», «Электрический телеграф». Интересен фильм «Пьянство и его последствия», где великолепный Иван Мозжухин сыграл пьяницу, и где были черт и белая горячка как непременные атрибуты этой пагубной привычки. В 1915 году у кинопроизводства Александра Ханжонова возникли сложности. Ушли замечательные режиссеры, актеров переманили более высокой оплатой в другие ателье. Александр Алексеевич очень тяжело переживал сложившуюся ситуацию. Стоит упомянуть, что из-за полученной травмы Ханжонков провел полжизни в инвалидном кресле. А потом был сложный 1917 год, и отъезд Александра Алексеевича из России… Ханжонков был верен своему делу до конца жизни, ради этого он вернулся из эмиграции в 1923 году, чтобы работать в концерне «Русьфильм», его приветствовал телеграммой сам Анатолий Луначарский. Правда, в 1925 году, работая завпроизводством в «Пролеткино», Ханжонков был обвинен в финансовых злоупотреблениях и оказался под судом. Александра Алексеевича оправдали, ведь доказательств вины не было. Но Ханжонков так и не оправился от этого последнего удара. Он отошел от дел, переехал с семьей в Ялту. Мастер отечественной киноиндустрии умер в 1945 году. До революции половина всех отечественных фильмов была сделана на «ханжонковской» «Фабрике грез». Публике пытались привить вкус, стиль и определенные правила поведения. Благодаря в том числе и Александру Ханжонкову мы имеем сегодня феномен русского кино.

 

24.02.2024
Фото || из личного архива автора
Автор || Екатерина Руссиян

 

 

 

 

Поделиться: