«Аквариум»: не выходи из себя, не совершай ошибку

Полнометражная работа «Аквариум» режиссера-дебютанта Ильи Шагалова была отмечена на фестивале «Короче» специальным призом жюри «За реальность». При этом речь в картине идет об идеальном мире без насилия, ссор и агрессии. Есть ли здесь противоречие? С поставленным вопросом разбирается наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.

 

 

В идеальном мире ничто не помешает быть счастливым. Здесь царят тишина, покой и гармония, ведь проявлять агрессию жителям райского заповедника строго запрещено. Если разговор на повышенных тонах еще простят, то за проявленное насилие точно накажут вынесением первого замечания. Оступившемуся дадут шанс на исправление: к нему приставят инспектора из Службы помощи, обязанного сопровождать нарушителя и днем и ночью. В случае фиксации повторного инцидента агрессивный гражданин окажется в одном шаге от принудительного переселения в таинственный Анклав, из которого никому уже не суждено будет вернуться.

 

 

В фильме «Аквариум» режиссера Ильи Шагалова главный герой Стас (в исполнении самобытного Алексея Филимонова), поддавшись на явную провокацию и потеряв контроль, бьет человека по лицу. Наказание следует незамедлительно. Теперь в доме Стаса, кроме его супруги Риты (Дарья Урсуляк) и маленького сынишки, живет эмпатичный и болтливый инспектор-стажер Макс (Никита Еленев). Новость о злодеянии Стаса мгновенно становится известна соседям, коллегам и друзьям некогда добропорядочной семьи. Отныне никто не желает замараться общением с человеком, находящимся на волосок от изгнания в Анклав. Под покровом улыбок, такта и доброжелательности вершится липкая от вежливости травля…

 

 

Закрученные ленты эшеровских лестниц; яркое солнце и блестящие лужи, как в детстве; отражения в многочисленных стеклах и глянцевых поверхностях; компульсивная чистота в интерьерах; безупречные до безжизненности пейзажи в духе футуристического урбанизма – так Илья Шагалов визуализирует стерильную среду обитания лишенного агрессии общества. Эта пластиковая, залитая светом скорлупа, остается лишь зримо цельной и безмятежной, на эмоциональном же уровне режиссер создает настолько высокое давление, что кажется, будто герои картины вот-вот лопнут от сдерживаемых ими запрещенных чувств. От персонажей напряжение мгновенно передается зрителям. Режиссер все плотнее и плотнее сжимает пружину, которая неминуемо должна разжаться. В ожидании этого медленно созревающего хлопка, наливающегося гноем нарыва появляется желание высвободить весь накопившийся пар: закричать, вскочить, побежать. Отвергаемые эмоции становятся настолько явно осязаемыми, что сразу становится понятно, почему на фестивале «Короче» картина получила специальный приз жюри именно с формулировкой «За реальность». Страх, злость, печаль, обида, ревность словно материализуются, становясь полноправными действующими лицами повествования. Они так же ярко играют свои роли, как и занятые в фильме Алексей Кравченко, Анна Котова, Марина Ворожищева, Любовь Толкалина.

 

 

«Аквариум» получился глубоким рассуждением о человеческой природе, о принятии слабостей и ограничений, о выборе между комфортной жизнью в социуме и пронизанной страхом неизвестностью. Возможна ли вообще любовь в неволе, под гнетом долга, тревоги, общественного мнения? Нужна ли свобода без гарантий элементарного физического выживания? Из таких колючих, неудобных, взрывающих мозг тем и вопросов соткано полотно педантично безупречной и гладкой в визуальном плане картины. Именно этим сочетанием несочетаемого достигается эффект когнитивного диссонанса, когда поступающая по зрительным нервам умиротворяющая информация настолько кардинально противоречит жестокой сути происходящего, что появляется внутренний дискомфорт, разжигающий желание расколотить этот чертов аквариум. Но стоп! Ведь нельзя. Жутко страшно в итоге оказаться в Анклаве…

 

 

26.02.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков

 

 

 

 

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.