Когда он шел по улицам Парижа прохожие невольно провожали взглядом этого статного красавца с пронзительными голубыми глазами и лицом патриция. Он шел и думал, что скоро должна зайти к нему та самая «мисс Хепберн», и что пора готовить к выходу первую коллекцию haute couture.
По улицам Парижа шел молодой дизайнер Юбер Живанши, ему было 25 лет, и у него все было впереди. Он еще не знал, что первый показ навсегда запишет его имя в список величайших кутюрье мира, а жены президентов и голливудские актрисы станут заказывать платья «как у Живанши». Не знал он и о престижных наградах из мира кино, и о своей будущей дружбе с самой Одри Хепберн и о предстоящем мировом признании. Тогда он хотел лишь творить для тех, кто способен оценить аристократичную простоту его нарядов и изысканность классического стиля.
Живанши был чужд авангард и безвкусная роскошь, его одежда была образцом элегантности. Одри Хепберн шутила, что зависит от нарядов Живанши, как американцы от своих психоаналитиков. А Юбер описывал суть своего уникального стиля так: «Мода — это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным».
«Мода — это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным».
У него одевались певица Мария Каллас, актрисы Марлен Дитрих и Грета Гарбо, принцесса Монако Грейс Келли, первая леди США Жаклин Кеннеди, императрица Ирана Фарах Пехлеви и баронесса Полин де Ротшильд.
Граф Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши родился 21 февраля 1927 года в маленьком французском городке Бове в семье маркиза Люсьена Таффена де Живанши. Маленький Юбер мечтал стать летчиком, как его отец, и о карьере модельера не помышлял. Но склонность к изящным искусствам передалась ему по наследству – его прадеды оформляли Елисейский дворец и Гранд-Опера.
В 1930-е годы его отец умер от гриппа, и воспитанием мальчика занимались бабушка и мама. Последняя, когда мальчику исполнилось 10 лет, отвела его на парижскую выставку искусства и техники. И тогда Юбер впервые задумался о том, что он хочет создавать такие же наряды, как и на выставке. А может быть, еще лучше. Он начал рисовать свои первые эскизы одежды, стараясь превзойти именитых участников выставки.
После окончания Второй мировой войны 18-летний Живанши поступил в Школу изящных искусств в Париже. Юбер был не только одаренным, но и поразительно удачливым юношей. Он устроился в ателье к дизайнеру Жаку Фату в 1945 году, а спустя год уже работал ассистентом у Робера Пике и Люсьена Лелонга, чьи наряды считались эталоном стиля. В тот период он познакомился с молодым Диором и Бальманом, которые позже стали его друзьями. Судьба свела его с экстравагантной и властной женщиной мира моды Эльзой Скиапарелли. Молодой иприлежный ассистент так понравился дизайнеру, что Живанши вскоре начал руководить одним из ее бутиков. Он работал у нее до 1951 года.
В 1952 году Живанши понял, что пришло время действовать и самостоятельно прокладывать дорогу в модный мир. Он занял деньги у родных и открыл в феврале 1952 года на улице Альфреда де Виньи свой первый Дом моды, который вскоре переехал на улицу Георга V, где находится по сей день.
Его первая коллекция из-за нехватки средств была создана из бюджетного хлопка, а на сам показ пришли всего пятнадцать человек. Но тот показ произвел эффект разорвавшейся бомбы. И все благодаря белой блузке с широкими рукавами с черно-белыми воланами, названной в честь модели Беттины Грациани. За блузкой «Беттина» модницы Парижа устроили настоящую охоту, каждая мечтала заполучить ее в свой гардероб. Эта блузка вошла в историю моды и стала визитной карточкой дома Живанши. «Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми. Форма и силуэт должны подчеркивать достоинства тела», – любил повторять дизайнер о своей первой коллекции.
Новаторство Юбера было не только в использовании доступных материалов, но и в введении термина prеt-а-porter
(«готовое платье» – фр.). Его наряды были произведением искусства, доступным массовому потребителю.
Если спросить, кто в большей степени повлиял на формирование коллекций и образов Юбера Живанши, то вспоминаются два человека. Хрупкая девочка Одри Хепберн и испанец Кристиан Баленсиага. Если с первой дизайнера связала нежная дружба, то модельера Баленсиагу он называл своим учителем. «Это был настоящий портной, ремесленник, виртуоз, умеющий строить линию. Благодаря ему я понял, что такое подлинное искусство конструкции». Баленсиага привнес в работы своего протеже изысканность испанского стиля и лаконичность в деталях. Кутюрье боялся, что пресса будет влиять на мнение зрителей, поэтому не допускал на свои показы журналистов, но не мог отказать в удовольствии показать разработки Живанши. А когда Баленсиага закрывал свой Модный дом, Юбер получил его лучших клиентов.
О великой дружбе Юбера Живанши и Одри Хепберн можно говорить часами, и, кажется, что невозможно рассказать
все, что они пережили вместе. Началось все в начале 1950-х с ошибки секретаря Живанши. В то время дизайнер еще не был известен широкой публике и был крайне удивлен, когда ему сообщили о визите «мисс Хепберн». Юбер не верил своему счастью: сама «оскароносная» Кэтрин Хепберн решила почтить его визитом. Каково же было его изумление, когда на пороге показалась молоденькая нескладная девушка-подросток и представилась как Одри Хепберн. Она искала наряды для нового фильма «Сабрина», и кутюрье предложил выбрать образы из его новой коллекции. Одри отобрала несколько нарядов: среди них главным стало платье, в котором героиня Хепберн вошла в историю кино и моды – белое со шлейфом, вышитое черным шелком. Фильм получил «Оскар» за костюмы, хотя имени Живанши даже не было указано в титрах. Тем не менее, весь мир узнал, кто придумал эти платья, и устремился к дизайнеру. Все девушки мечтали выглядеть, как Одри Хепберн. Это послужило началом их дружбы, а «малышка Одри» стала на- веки его музой, вдохновляя на новые свершения.
Юбер одевает Одри для фильмов «Любовь после полудня», «Шарада», «Париж, когда там жара» и «Как украсть миллион». За алое платье для фильма «Забавная Мордашка» Живанши получил заветный «Оскар», а для фильма «Завтрак у Тиффани» он создал легендарное черное платье, которое в 2006 году было продано на аукционе за $1 млн.
Одри была для Юбера не просто хорошим другом, она умела вдохновлять мастера на создание шедевров невзначай сказанным словом. В 1955 году актриса обмолвилась, что хотела бы получить на Рождество духи. И Живанши пригласил знаменитого на весь Париж парфюмера Франсиса Фаброна, чтобы вместе создать аромат L`Interdit («Запрет»). Когда парфюм поступил в продажу, на рекламном плакате красовалась Одри Хепберн. Это был первый случай, когда актриса стала «лицом» аромата.
В 1974 году Живанши запустил мужскую линию одежды, а годом позже создал первые мужские духи Givenchy Gentleman. В тот период он выпустил молодежные коллекции в спортивном стиле, участвовал в создании костюмов для театра и балета, оформлял интерьеры знаменитых отелей Hilton и выпустил одежду для куклы Барби.
В 1995 году Живанши решил уйти из мира моды. Он провел свой последний показ в Доме моды на авеню Георга V и передал бренд молодому дизайнеру Джону Гальяно. После ухода Живанши бренд резко поменял свое направление: классическим идеям Юбера Живанши предпочли модернизм и китч.
Сам Юбер не сильно сожалел о своем уходе. «Главное – уметь вовремя остановиться», – говорил кутюрье. Он перебрался в загородный дом недалеко от Парижа и посвятил себя ландшафтному дизайну, позже организовал выставку в память Кристобаля Баленсиаги, участвовал в восстановлении садов Версаля и разрабатывал почтовые марки французской почты в честь Дня Святого Валентина.
Великий дизайнер покинул этот мир в марте 2018 года, оставшись в истории последним классиком французского мира моды.
Автор || Валерия Воробьева
*Эту статью можно прочитать в номере журнала #17, зима 2018/19
Фото обложки: Ylenia [CC BY 2.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0)]