В марте в Московском театре эстрады прошла премьера балета-дефиле «РУССКИЙ РЕГТАЙМ», эксклюзивную коллекцию костюмов для которого создала известный российский дизайнер Алена Ахмадуллина.
В следующем году бренду Alena Akhmadullina исполнится 25 лет – четверть века! Он был основан в то время, когда в России только начала зарождаться fashion-индустрия, и Алена Ахмадуллина стала одной из тех, кто эту индустрию формировал. Много лет назад дизайнер познакомила иностранный фэшн-мир с новым прочтением русского костюма, покорила Париж своей коллекцией по мотивам сказки «Муха Цокотуха» Корнея Чуковского, а в мае 2020 года Ахмадуллина одной из первых среди российских дизайнеров выпустила коллекцию виртуальной одежды.
Мы поговорили с дизайнером Аленой Ахмадуллиной про синтез традиций высокой моды, русских культурных кодов, современного театра и искусственного интеллекта.
ОЛЕСЯ: Алена, узнаваемая черта бренда Alena Akhmadullina – оммаж русским сказкам. Почему вам близко это направление? Что вас привлекает в этой теме?
АЛЕНА: Изначально мы ассоциировали себя со сказками, но сейчас работаем в более широком поле русского кода, вдохновляемся глубокими слоями русской культуры. Наша работа направлена на поиск национальной идентичности и локальные смыслы, которые становятся глобальными. Стиль Alena Akhmadullina можно обозначить как «русское наследие»: это создание смыслов и образа будущего, основанных на национальных кодах, и любви к национальной культуре как неотъемлемой части мирового наследия.
ОЛЕСЯ: 21 марта в Театре Эстрады в Москве состоялась премьера балета-дефиле «Русский Регтайм», специально для которого вы создали эксклюзивную коллекцию костюмов. Это первая коллаборация бренда с театральным проектом? Почему вы решили принять участие?
АЛЕНА: У бренда Alena Akhmadullina большое портфолио коллабораций, в том числе, и с театральными проектами. Одна из моих самых любимых — разработка костюмов для Cirque du Soleil. В 2015 году мы создали порядка 40 образов для их российского проекта JOEL. Также запоминающимся было сотрудничество с «Ленинград Центром»: создание костюмов для спектакля «Прекрасная М». Что касается «Русского Регтайма», нас сразу заинтересовала концепция проекта, формат балета-дефиле и идея о том, что костюмы для спектакля становятся полноценной фэшн-коллекцией. И конечно, это возможность поработать с легендарными профессионалами индустрии — Егором Дружининым и продюсером Леонидом Роберманом.
ОЛЕСЯ: Алена, расскажите подробнее про костюмы для балета-дефиле «Русский Регтайм». Эскизы мне показались похожими на картины голландских художников эпохи Возрождения, на работы Ян ван Эйка. А также я заметила «отголоски» визуального стиля фильмов Уэса Андерсона. Поправьте меня, если я ошибаюсь. Чем вы вдохновлялись при создании эскизов, от чего отталкивались?
АЛЕНА: Вы очень четко уловили главное — синтетический характер коллекции для «Русского Регтайма», связь временных пластов, которую мы хотели продемонстрировать. Стилю Alena Akhmadullina очень близка эклектичность: мы вдохновляемся не чем-то конкретным, а самим процессом сопоставления разных эпох, соединением классического балета и хип-хопа, современным периодом и 1920-30-ми годами. И конечно, музыкальным стилем регтайм — очень красивым и необычным.
ОЛЕСЯ: Эта коллекция была создана эксклюзивно для балета-дефиле «Русский Регтайм», но могут ли ее предметы или элементы быть использованы в повседневной моде?
АЛЕНА: Это все же театральный костюм, созданный под конкретную задачу в плане конструкции, кроя и выбора материалов. Но конечно, мы можем на его основе разработать коллекцию прет-а-порте или создать уникальную кутюрную вещь.
ОЛЕСЯ: На ваш взгляд, насколько важной была работа дизайнера в «Русском Регтайме»?
АЛЕНА: «Русский Регтайм» — это диффузный жанр, балет-де- филе. Помимо неожиданного соединения музыкальных стилей, здесь видение дизайнера становится неотъемлемой частью концепции. А чем сложнее задача, тем более неожиданный и выдающийся результат дает дизайн: в этом как раз можно убедиться, увидев спектакль.
ОЛЕСЯ: Alena Akhmadullina — один из первых российских брендов, выпустивший в продажу виртуальную одежду. Насколько это направление востребовано сейчас и видите ли вы за ним будущее?
АЛЕНА: Тренд-прогнозы говорят о том, что для поколений зумеров и Альфа проводить 50% времени в виртуальной реальности будет нормой, они не будут разделять эти две стороны жизни. Соответственно, они будут тратить деньги в виртуальной реальности, в том числе и на фэшн. Диджитал-одежда — это проект для будущих поколений. Например, я вижу ее развитие в онлайн-играх и метавселенных: иммерсивных виртуальных мирах, где люди делают все то же, что и в реальном мире, в том числе выбирают себе одежду для разных случаев. А сейчас диджитал-коллекции актуальны как один способов создания контента — прежде всего для тех, кто активно ведет соцсети, для кого это работа, бизнес.
С САЙТА БРЕНДА:
Бренд AKHMADULLINA представил свою первую виртуальную коллекцию одежды в честь 20-летнего юбилея. Продажи digital-луков в онлайн-магазине были запущены в июне 2020 года: для этого бестселлеры бренда переработали в актуальных фактурах и цветах.
Процесс покупки digital-одежды в онлайн-магазине максимально прост: после оплаты выбранного образа Вы присылаете менеджеру свою фотографию, соответствующую определенным требованиям, и дизайнер «надевает» на вас виртуальное платье, которое выглядит абсолютно реалистично.
ОЛЕСЯ: Алена, как и какие нейросети вы используете в рабочем процессе? Мода и искусственный интеллект в наше время уже неотделимы друг от друга?
АЛЕНА: Использование искусственного интеллекта произвело революцию как в процессах подготовки коллекции, так и в создании контента. Мы не боимся использовать ИИ в нашей работе: рассматриваем его как союзника, а не конкурента в части креатива. Например, работа с нейросетью на этапе эскизов позволяет и увеличить скорость, и расширить эскизное предложение, ведь мы можем в короткое время получить практически неограниченное количество вариантов. То же самое касается принтов: мы в коллекциях уже используем изображения, созданные ИИ. Что же касается контента, мы, например, в прошлом году первыми среди российских брендов представили лукбук, сгенерированный AI.
ОЛЕСЯ: Вопрос про российскую моду: как бы вы оценили ее сегодняшнее состояние и потенциал? Русская мода как-то изменилась за последние два года, она вообще куда-то движется?
АЛЕНА: Сегодняшнее состояние российской модной индустрии можно описать как время новых возможностей: в силу сложившихся обстоятельств наши бренды получили карт-бланш, аналогов которому не было. От состояния турбулентности за два года мы прошли путь к устойчивому росту фэшн-сегмента, очевидны лидеры, понятны тенденции. Тем не менее, ниша далека от заполнения, очень интересно будет посмотреть на модный ландшафт еще через два года.
ОЛЕСЯ: Поделитесь, что будут носить поклонники бренда весной и летом 2024 года?
АЛЕНА: Коллекция Alena Akhmadullina Spring-Summer 2024 вдохновлена сказкой Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Сложные кутюрные техники, знаковые для бренда принты с изображениями дубовых листьев, много жемчуга, техника кроше и инновационный деним — концепция «одежда как произведение искусства».
ОЛЕСЯ: Бренду Alena Akhmadullina 24 года, и вы постоянно придумываете что-то новое. Чего ждать дальше?
АЛЕНА: Этой весной мы открываем корнер в ЦУМе, летом планируем показ кутюрной коллекции. В следующем году нас ждет много активностей, приуроченных к 25-летию бренда: юбилейный показ в уникальной локации, ретроспективная выставка в одном из главных музеев страны, выпуск книги.
ОЛЕСЯ: Насыщенные планы! Тема нашего номера — «В ритме мегаполиса». Скажите, как все успевать и одновременно не спешить, живя в мегаполисе? Как сохранить идентичность в большом городе?
АЛЕНА: Я думаю, что очень важно помнить о своих корнях — они дают опору, точку стабильности. Именно это мы вкладываем в том числе и в наши коллекции.
23.04.24
Фото || предоставлены пресс-службой, www.alenaakhmadullina.ru
Автор || Олеся Суджан