Арт-обзор 9.11-16.11.23

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

10.11.23. В Доме культуры «ГЭС‑2» открылась выставка «Кубок созвучий. По направлению к Розановой», посвященная творчеству авангардистки Ольги Розановой (1886–1918) и его отзвукам в советском неофициальном искусстве и в произведениях современных художниц. За очень короткую творческую жизнь Ольга Розанова создала работы, во многом определившие развитие авангардной живописи. Розанова радикализировала супрематизм и создала собственное направление в живописи — цветопись, или «преображенный колорит», — совершив революцию при помощи одной лишь зеленой полосы: именно так — «Зеленая полоса» — называется самое известное полотно художницы, одна из икон русского авангарда. Карен Саркисов, куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС‑2»: «Выставка предлагает извлечь фигуру Ольги Розановой из привычных исторического и художественного контекстов и отыскать следы ее нелинейного, непрямого влияния в искусстве последующих поколений. Художница рано ушла из жизни, не возглавляла творческих движений и не успела в полной мере реализовать свои оригинальные разработки, поэтому допустимо говорить о „наследстве без завещания“, об эхе и рефлексах, об отзвуках и отсветах, источник которых нельзя однозначно локализовать, но можно попробовать реконструировать». С живописью Розановой на выставке перекликаются работы художниц советского неофициального искусства: Ольги Потаповой (1892–1971), Лидии Мастерковой (1927–2008), Ефросиньи Ермиловой-­Платовой (1895–1974) и Татьяны Глебовой (1900–1985). Их дополняют работы современных художниц, каждая из которых по-своему продолжает формальные поиски, начатые Ольгой Розановой: Галины Андреевой (р. 1986), Александры Галкиной (р. 1982), Изы Генцкен (р. 1948), Алены Кирцовой (р. 1954), Анны Кондратьевой (р. 1994), группы «Малышки 18:22», Лизы Неклессы (р. 1989), Александры Паперно (р. 1978), Беллы Покровой (р. 1997) и Анны Титовой (1984). Елена Яичникова, куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС‑2»: «Ревизия искусства авангарда — важная задача. Необходимо распаковать категорию „амазонки авангарда“ — показать несводимость этой группы художниц к зонтичному определению, выделить своеобразие каждой из них. Что касается художниц нонконформизма, или „второго авангарда“, то они часто оставались в тени своих коллег-мужчин, хотя ничуть не уступали им в таланте и масштабе видения, с примечательной настойчивостью прокладывая путь абстрактного искусства». Представленные на выставке работы Ольги Розановой собраны в «ГЭС‑2» из музеев разных городов России: Архангельска, Екатеринбурга, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Нижнего Тагила, Самары, Санкт-­Петербурга, Саратова, Слободского, Тотьмы, Тюмени и Ульяновска. «Зеленая полоса» предоставлена Государственным музеем-­заповедником «Ростовский кремль» и будет находиться в экспозиции до 28 марта 2024 года. Публичная программа, как и полотна Розановой, собрана вокруг цвета: зеленый декабрь (когда Галина Андреева будет вместе с участниками мастерской делать бумагу из водорослей), розовый январь с участием группы «Малышки 18:22», синий февраль с цианотипией Анны Кондратьевой, красный март с Лизой Неклессой и книгами художников и, наконец, белый апрель с керамикой Беллы Покровой. Кроме того, планируется цикл лекций, перформативная лаборатория и тематическая полка в Библиотеке. В феврале начнется программа «Медиация в расширенном поле», посвященная интерпретации художественных и кураторских высказываний: это и обсуждение ключевых феминистских текстов ХХ века, и дискуссии о влиянии Розановой на моду, поэзию и методы современных художников, и разбор произведений авангардных композиторов. Кураторы выставки «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» Андрей Паршиков, Карен Саркисов, Елена Яичникова. Выставка работает до 28.04.24.  

Фотографии предоставлены pr-службой Дома культуры «ГЭС‑2»

10.11.23. В Доме культуры «ГЭС-2» открылась выставка-размышление о космосе «Закат в сто сорок солнц», посвященная космосу как пространству мечтаний и надежд, разочарований и отчаяний. Название выставки отсылает к стихотворению Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). Энергичное и дерзкое описание встречи поэта со светилом в чуть измененном виде приобретает слегка меланхоличный оттенок — как и неслучившаяся советская космическая утопия. Если в 1960-е космос казался как никогда близким и понятным, то сегодня он вновь стал далеким и неизведанным. Наши представления о космосе по-прежнему фрагментарны, и нелинейное повествование «Заката в сто сорок солнц» подчеркивает эту неполноту, невозможность объять необъятное звездное небо. Андрей Василенко, куратор выставочных проектов фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»: «Космос как многослойный нарратив, сотканный из фантазий и философских абстракций, религиозных концепций и онтологий, во все времена и во всех концах света занимал воображение людей. Выставка „Закат в сто сорок солнц“ существует на пересечении двух дискурсивных полей: мы не рассказываем историю космоса в искусстве, а демонстрируем, как трансформировалось космическое воображаемое в СССР после триумфального запуска первого спутника Земли, и размечаем перспективы развития критического взгляда на космос, которые укоренены в противоречивой природе современности, — в пространстве конкурирующих мировоззренческих, политических и социальных установок». Проект состоит из нескольких разделов, и каждый из них предлагает свой вариант осмысления космического. Эпилогом проекта стал раздел «На краю утопии». Утопии не суждено было сбыться, космос остался непокоренным. Об ощущениях потери космоса и жизни «после утопии», размышляют художники этого раздела в своих работах. Кураторы выставки: Андрей Василенко и Артем Тимонов. Выставка работает до 24.03.24.  

Фотографии предоставлены pr-службой Дома культуры «ГЭС‑2»

 

13.11.23. ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставку «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков», посвященную проявлению «испанской темы» в русской культуре: от изобразительного искусства, театра и литературы до кинематографа. Последовательный разговор о метаморфозах и значениях известных испанских историко-литературных образов и архетипов, существующих в художественной культуре России последние два столетия, ведется в семи разделах, где собраны произведения, вдохновленные Испанией и ее историко-художественным наследием: колоритные «испанки» и «испанцы» Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой и Александра Яковлева, выразительные пейзажи Максимилиана Волошина и тонкая архитектурная графика Романа Клейна, театральные образы Александра Головина, Павла Челищева, Александры Экстер. Экспозиция дает возможность проследить, как складывался русский «миф об Испании». Начало ему положили воображаемые поэтические путешествия Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а благодаря путевым заметкам, жанровым картинам русских художников-пенсионеров и графическим травелогам Василия Поленова, Максимилиана Волошина и других миф обрел плоть и кровь.

Ключевые для русской художественной культуры узнаваемые явления и персонажи – коррида, Дон Кихот и Дон Хуан (Дон Жуан), Кармен и Дульсинея – проникли в нее в том числе благодаря французской драматургии. В ХХ веке они получили оригинальное воплощение не только в отечественной театральной графике и книжной иллюстрации, но и стали самостоятельными эмоциональными метафорами в творчестве Михаила Соколова, Веры Ермолаевой, Анатолия Зверева и других. Живопись, станковая оригинальная и тиражная графика, фотография, фрагменты кинофильмов и архивных видеоматериалов, мультимедиа представлены в разделах экспозиции: «Желание быть испанцем», Письма из Испании, В поисках испанского характера, Герои и персонажи, Размышления о Дон Кихоте, От драмы к трагедии. Эпилог выставки Испанский миф в работах Валерия Кошлякова, Франциско Инфанте-Араны, Леонида Тишкова, Александра Виноградова и Владимира Дубосарского подтверждает, что испанский колорит, местные герои и характерные особенности по-прежнему волнуют художников.  Кураторы: Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник директора ГМИИ им. А.С. Пушкина; Дарья Колпашникова, кандидат искусствоведения, начальник отдела региональных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка работает в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков до 04.02.24.

Фотографии предоставлены pr-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

14.11.23.  Музей нонконформизма представил выставку работ Марлена Шпиндлера. В работах Марлена Шпиндлера открывается иная реальность, в которой человек соединяется с окружающим миром, природой, там присутствуют фантастические существа, загадочные фигуры и знаки… Его творчество пронизано общечеловеческой символикой — знаками креста и круга. Судьба этого талантливого человека была трагичной. Из-за своего стремления к свободе, бескомпромиссности Марлен провёл целых 15 лет в тюрьме и ссылке. Серии работ, родившиеся в несвободе отличаются отходом от абстракции, для которой нужна полная раскрепощённость души и тела. Условно обозначаемое движение к цвету в живописи Марлена Шпиндлера 1970—1990 годов есть одновременно движение к свету. В цветовом буйстве этого периода он словно пробует на разрыв свой темперамент. Занимаясь абстракцией, художник с редким постоянством пишет пейзажи своей любимой русской глубинки. В экспозицию выставки «Перед праздником» входит около 50 произведений Марлена Шпиндлера, созданных в период между 1960-ми и 1990-ми годами. Шесть разделов связаны с различными периодами жизни и творчества мастера. Первую часть составляют ранние произведения 1950-х годов, когда Марлен разрабатывал символическую тему иконных «образов». Его особые «полуабстракции» нередко содержали религиозные символы, а таинственные и аскетичные образы напоминали о древнем искусстве. Марлен Шпиндлер намеренно работал красками, изготовленными собственноручно, следуя традициям древнерусских художников, зачастую используя в качестве основы мешковину и другие материалы. Отдельный раздел выставки составляют тюремные работы, когда, несмотря на ограниченные возможности, художник продолжал заниматься живописью, а также пейзажи, которые Марлен писал на протяжении всей своей жизни и в любых обстоятельствах. Марлен Шпиндлер: «Когда пишу картину, стараюсь чувствовать себя непосредственно, делать все сразу, “влет”, чтобы чисто было, не замучено. А вообще-то писать нужно, когда увидишь, и чтоб душа перевернулась. Тогда выйдет что-либо». В конце ХХ столетия к Шпиндлеру пришла известность: в 1996 году с успехом прошла персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее, а в 2010 году в ГЦСИ состоялась презентация трехтомного альбома, посвященного его творчеству, состоялось несколько значительных выставок, в том числе организованных Надей Брыкиной. Музей нонконформизма открылся в Москве 24 июня 2023 года и представляет творчество художников-нонконформистов. Основу музея составляет частная коллекция Нади Брыкиной, которую она собирает с начала 1990-х. Выставка «Перед праздником» работает до 15.03.24.

Фотографии предоставлены pr-службой выставочного проекта

 

15.11.23. В Музее AZ при участии галереи pop/off/art состоялось открытие выставки «Зверев/Михнов-Войтенко. Секунда, умноженная на вечность», посвященная московскому художнику Анатолию Звереву и ленинградцу Евгению Михнову-Войтенко. Выставка в Музее AZ стала первым музейным показом работ Евгения Михнова-Войтенко в Москве. В экспозицию входит более 100 работ Анатолия Зверева и Евгения Михнова-Войтенко из коллекции Музея AZ, Русского музея, Нового музея Аслана Чехоева и частных собраний Москвы и Петербурга. Кураторы выставки: искусствоведы Сергей Попов и Серафима Кострова. Сокуратор выставки — Наталья Волкова, куратор издательского проекта, главный хранитель Музея AZ. Сравнивая двух авторов, кураторы предлагают увидеть общие основы художественных новаций эпохи оттепели, а также знакомят аудиторию с Евгением Михновым-Войтенко, чья живопись открывает особые грани абстракции. Название выставки «Секунда, умноженная на вечность» – это цитата из дневников Евгения Михнова-Войтенко. Отправной точкой выставки стала статья художника Михаила Кулакова, написанная в 1981 году. В этом сравнительном исследовании Кулаков, лично знакомый с художниками, пишет о творческом подходе каждого, манере общения, привычках, взаимоотношениях с женщинами и алкоголем. Это сопоставление-исследование и продолжают создатели проекта. Выставка работает до 14.04.24.

Фотографии предоставлены pr-службой проекта

15.11.23. В Галерее «Давыдково» Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка «Два взгляда – один путь», представляющая произведения живописи и графики из собрания двух московских коллекционеров: Александра Миронова и Юрия Гурова. Коллекционер является одним из наиболее объективных наблюдателей и, в некотором смысле, сам становится точкой отсчета, относительно которой складывается его собственное видение художественных явлений и изменений. Собрание Александра Миронова на сегодняшний день насчитывает более тысячи произведений живописи, графики и скульптуры. Это срез советского и русского искусства второй половины XX и начала XXI века во всём его многообразии.

Его коллекция Юрия Гурова это не только работы, это еще и истории собирательства. Союз коллекционера и художника позволяет глубже постичь творчество живописца и графика, представить этапы развития неповторимого стиля мастера, осознать художественную ценность работ и привлечь к ним внимание аудитории. Куратор: Алёна Борщаговская. Выставка работает до 10.12.2023.

Вячеслав Грачев

 

Фотографии предоставлены pr-службой галереи

16.11.23. Московский музей современного искусства представил первую в России монографическую выставку художницы-авангардистки Марии Васильевой (1884 – 1957) «Возвращение домой» из собрания Эдуарда Мордуховича. Экспозицию составляют более 50 живописных и графических работ, многие из которых ранее никогда не демонстрировались в рамках публичных проектов. Первая ретроспектива Марии Васильевой в ММОМА наглядно иллюстрирует все метаморфозы живописного стиля художницы. Все произведения, представленные в экспозиции, являются частью собрания Эдуарда Мордуховича – коллекционера, чей интерес сформирован вокруг русских имен первой половины XX столетия и чье собрание работ Марии Васильевой по полноте и разнообразию занимает одно из первых мест в мире. Выставка продолжает программу музея, направленную на популяризацию и показ в новых ракурсах частных собраний отечественных коллекционеров. Яркая представительница так называемой «Парижской школы», Мария Васильева переехала из Петербурга в Париж в 1907 году. Во Франции художница брала уроки у Анри Матисса, принимала участие в «Салоне Независимых», а позднее основала собственную мастерскую в районе Монпарнас, которая впоследствии получила название «Свободная Академия» или «Академия Васильевой». Мастерскую посещали такие мэтры эпохи, как Амадео Модильяни и Марк Шагал, а лекции для посетителей «Академии» читал Фернан Леже. На короткий срок вернувшись в Россию в 1915 году, Мария Васильева стала участницей знаменитой сборной выставки «0,10», на которой впервые публике был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича. При жизни художницы ее персональные выставки проходили в Риме и Лондоне, ее произведения постоянно становились частью громких проектов в Париже. Позднее монографические и групповые выставки с работами Марии Васильевой состоялись в Санкт-Петербурге, Берлине, Майами. Единый стиль творчества Марии Васильевой обозначить сложно. Начав с близкого к абстрактному кубистическому искусству, к концу жизни художница пришла к новаторскому сюрреализму – именно в этом стиле выполнены ее поздние работы. В разное время на ее творчество оказывали влияние Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Соня Делоне и другие первые имена начала XX столетия. Со всеми Мария Васильева общалась лично, становясь свидетельницей формирования важной части европейского культурного наследия. Вместе с тем творчество Марии Васильевой органично вписывается в русский авангард, сыгравший особую роль в мировой истории искусства. Выставка работает в ММОМА, Гоголевский бульвар, 10/2 до 10.12.23.

Фотографии предоставлены pr-службой ММОМА

 

16.11.23. Галерея Art & Brut представила выставку «PAST PRESENT FUTURE», направленную на осмысление темы взросления – неразрывного процесса, происходящего в настоящем (PRESENT), отталкивающегося от прошлого (PAST) и переходящего в будущее (FUTURE). Проект объединяет работы Александра Браулова, Марины Глебовой, Антона Левина и Якова Хомича, выполненные из смешанных материалов. Художники часто обращаются к теме детства как самого яркого периода своей жизни, наполненного семейными встречами, воспоминаниями о школьных друзьях, детских играх и страхах. Каждое из этих событий сохранилось в виде ускользающего ощущения прошлого. Считается, что взросление наступает тогда, когда происходит примирение с реальностью и ее многогранностью. Художники выставки ищут свое место в современном мире, пытаясь осознать настоящее, прощаясь с иллюзиями прошлого, как одним из элементов трансформации одного состояния в другое. Процесс перехода создает основу для последующих событий. Будущее туманно, но его все еще охраняют наши «юные смешные голоса». Кураторы выставки: соосновательница галереи Art & Brut Екатерина Нечаева и соосновательница школы GET ART FIT Софья Шапкина.  Выставка работает до 15.12.23.

Фотографии предоставлены pr-службой галереи

16.11.23. В Московском музее современного искусства работает выставка «НЕВОЗМОЖНОЕНЕВОЗМОЖНО», посвященная народному художнику СССР Дмитрию Налбандяну и приуроченная к 30-летию Музея-мастерской художника, который с 2018 года входит в состав Московского музея современного искусства. Проект демонстрирует жанровое и тематическое разнообразие художественного наследия автора и направлен на осмысление значимости его личности в истории отечественного искусства. Начало творческого пути Дмитрия Налбандяна пришлось на первую половину 1930-х годов, и он быстро прославился как мастер советского парадного портрета. Ядром официального творческого наследия художника стал обширный цикл произведений, посвященный личности Владимира Ильича Ленина. Помимо исторических полотен, Дмитрий Налбандян известен как создатель пейзажной живописи и многочисленных натюрмортов, контрастирующих с его историко-революционными картинами. Исследование личности Дмитрия Налбандяна, его окружения, методов его работы над историческими картинами, позволяют рассмотреть проходившие параллельно с его развитием феномены советского официального искусства. Основой выставки стали работы из коллекции ММОМА, ЦВЗ «Манеж», Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля, собрания Владимира Некрасова, Ирины Кондратовой, а также из других региональных архивов, государственных и частных собраний. Дополнительно к выставке готовится публичная программа с участием приглашенных спикеров, серия лекций и выступлений. Музей-мастерская Налбандяна был основан в 1993 году на девятом этаже жилого дома № 8 на улице Тверской. Выставка на Петровке, 25 станет ключевым этапом в дальнейшей реализации музейных планов по переосмыслению, актуализации и новому позиционированию коллекции Музея-мастерской Налбандяна. Выставка работает в ММОМА, Петровка 25 до 31.03.24.

Натюрморт с кувшином. 1984 г.

Фотографии предоставлены pr-службой ММОМА

16.11.23
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: