Выставки прошлого в центре внимания сегодня

 

В последнее десятилетие социально значимые выставки прошлого становятся в центр внимания отечественной выставочной практики — наблюдается все более частое обращение музейных институций и независимых кураторов к практике реэнактмента.

Реэнактмент от английского «reenactment» — воспроизведение, повторное разыгрывание события прошлого.

Основная причина воспроизведения культовых экспозиций прошлого отечественными музеями и кураторами — это желание познакомить современного зрителя с выставками и концепциями прошлого.

Например, в 2013 году был реализован масштабный проект куратора Елены Селиной «Реконструкция», воспроизводящий знаковые галерейные выставки, показанные в Москве с 1990 по 2000 год. В 2019 году Государственная Третьяковская галерея открыла выставку «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры», в рамках которой кураторы воссоздали экспозицию Музея, максимально приближенную к той, что существовала в 1920-е годы.

На следующий год художники Ян Гинзбург и Дмитрий Хворостов представили проект «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция», в рамках которой переосмысляется одно из ключевых событий в истории московского концептуализма «Закрытая рыбная выставка» Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Проект даже был номинирован на одну из самых престижных премий в области современного искусства «Премия Кандинского».

Василий Кандинский. Эскиз композиции _Красное с черным_. 1915. Вятский художественный музей

И еще одна реконструкция масштабной экспозиции авангардного искусства «На телеге в XXI век», впервые показанная в Ельцин Центре в Екатеринбурге несколько лет назад, а прямо сейчас представленная в Москве в Музее Русского Импрессонизма под одноименным названием.

Специалисты связывают рост интереса к реконструкциям с несколькими факторами. В частности, концептуальный поворот 1960-х, обозначивший новые способы создания искусства и выставок как таковых, формирование в исследованиях по истории искусства нового корпуса знаний — истории художественных выставок, а позже и истории кураторства, которые предполагали пересмотр традиционных подходов к формированию истории искусства как истории художественных произведений и восприятия явления  выставки только в качестве места экспонирования. Кроме того, ряд исследователей-искусствоведов стали обращаться к теоретическим текстам, темой которых была работа с архивами. Почему именно с архивами? Потому что ни одно воспроизведение события прошлого невозможно без обращения к его артефактам. Практика реконструкции выставок строится на воспроизводимости, так как обращается к документальным свидетельствам, созданным при помощи средств технического воспроизведения — фотография, видео, кино.

Цель реконструкций меняется в зависимости от особенностей их выполнения, а также задач, которые ставились перед кураторской командой или куратором. Например, можно повторно собрать как можно больше произведений, экспонировавшихся в оригинальной выставке, либо их репродукций, чтобы визуально максимально точно воспроизвести экспозицию прошлого. Или частично реконструировать выставку в рамках нового проекта в качестве дополнения или переосмысления конкретных тем, используя историческую выставку как базу, на которой можно строить современное видение и новые интерпретации.

Николай Фешин. Портрет М.Н. Евлампиевой. 1914. Вятский художественный музей

Реэнактменты имеют большой исследовательский потенциал, который пока недостаточно реализуется в отечественной выставочной практике. Со временем, используя опыт западных коллег и формируя свой собственный, можно будет говорить о выставках-реэнакментах как о полноценных исследованиях в области современного искусства.

Фото ||  предоставлены PR-службой Музея русского импрессионизма
Автор || Саша Ришар

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ВЕСНА 2022

Поделиться: