Цели установить авторство фразы «Дорогу осилит идущий» — на латыни Viam supervadet vadens — нет. Интереса рассуждать о ее смыслах тоже нет. Есть желание — поделиться мыслями о том, как, не сумев определить для себя направление движения, не оказаться в патовой ситуации; рассказать о том, какие возможности искусство дарит нам для того, чтобы пройти личный путь понимания, услышать себя и найти опору в себе.
Искренний разговор об этом состоялся с Ксенией Макшанцевой и Еленой Яичниковой, Катей Бочавар, Алиной Крюковой.
Дом культуры «ГЭС-2» — городское пространство, основная площадка фонда V–A–C в России, новая модель культурной институции.
«Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений. Семь камерных сюжетов об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой» — проект Дома культуры «ГЭС-2» и одновременно продолжение, усложнение и завершение разговора, начатого в 2022 году в проектах «Настройки» и «Настройки-2» об отношениях между музыкой, визуальным искусством и архитектурой. Первые две части были выстроены на материале сочинений современных российских композиторов. «Настройки-3» — это семь уникальных «павильонов» — историй, созданных из семи музыкальных произведений разных авторов ХII-ХХ веков и произведений из музейных коллекций. Одновременно это и семь альтернативных вселенных — Штраус/ Шёнберг, Бетховен, Шостакович, Хильдегарда Бингенская, Шуман, Лист, Вагнер. В каждом уникальном зале можно остаться со звуком наедине и, вслушиваясь в музыку и собственные ощущения от нее, настроиться на ощущение места, времени и обстоятельств, погрузиться во взаимоотношения музыки, визуального искусства и архитектуры.
Кураторами проекта выступили Андрей Василенко, Андрей Паршиков, Дмитрий Ренанский, Андрей Титов-Врублевский, Катерина Чучалина, Елена Яичникова.
ОЛЬГА: Ксения, на что настраивались вы как продюсер и команда проекта, при- ступая к работе над семью камерными сюжетами «Настроек-3»? Конечно, у каждого пришедшего на выставку, в зависимости от личного опыта, настроения, взглядов, ощущений, сложатся индивидуальные варианты личных настроек. Но какие были базовые настройки, которые команда задавала самому проекту?
КСЕНИЯ: В каждом павильоне мы создаем некую ситуацию, и в каждой из этих ситуаций ты абсолютно по-разно- му себя чувствуешь. Это достигалось как визуальным решением, сценографическим решением, так и музыкальным, в том числе методом слушания. Для меня общим принципом является то, что все эти ситуации про разные ощущения себя относительно того, что вокруг: про частное и общественное, про камерное и публичное, про феномен социального камуфляжа.
ОЛЬГА: Пространство, где кто-то только что был с тобой, но ушел, а кого-то ты ждешь, но их так и нет.
КСЕНИЯ: Да, и этих людей там нет, но ты чувствуешь их, находясь в этом очень формальном общественном месте. Ощу- щения возникают очень личные. У тебя есть возможность надеть наушники, и ты абсолютно отключаешься от этого слоя. И в другой истории — в инсталляции Urangst (2003-2022) Ирины Кориной ты сможешь пройтись по шаткому полу, взглянуть на потолок под звуки послед- него сочинения Шумана — вариациями ми-бемоль мажор под названием «Вариации духа». Здесь, в павильоне объединившем работу Ирины вместе с кураторским дисплеем Андрея Паршикова, состояние тревожности, развивается на протяжении твоего пути в очень маленьком пространстве, когда по уходящему из-под ног полу, еле передвигаясь, ты за углом абсолютно неожиданно встречаешься с Бэконом. Выходя оттуда, ты уносишь супертревожное состояние.
И, наверное, кульминационной точкой, нарратива про общественное и частное становится твое индивидуальное слушание Вагнера. Для нас было очень важно создать в этом павильоне возможность присутствия одного или нескольких людей. Находясь в этом оркестре, с пустым, будто обрамляющим тебя в пространстве, кинотеатром Хироси Сугимото, ты ощущаешь мощь потока. Это тоже очень важный момент слушания.
ОЛЬГА: Ксения, вы совершенно правильно сказали, что отгородиться, замкнуться или присоединиться, разрушить барьеры — например, надеть наушники или нет, — это выбор человека. Вы со- гласны, что искусство, музыка — это как раз то «пространство», которое помогает людям выйти из «ракушки»? Такие вы- ставки, где есть этот выбор и есть возможность, — это ведь очень хороший спасательный круг?
Я абсолютно согласна, что этот выбор очень важен в нашем случае, именно поэтому мы создавали очень разные методы слушания. Где-то это решение кураторское, например, в павильоне Глущенко и Шостаковича — здесь диалог между временем, художником и композитором абсолютно конкретный: ты не можешь находиться в этом пространстве, не будучи погруженным в довольно мощное произведение. Там хочется находиться довольно долго, потому что этого как будто требует музыка, ты не можешь коротко пробежаться по павильону и выйти, здесь нужно побыть какое-то время. С точки зрения спасения, наверное, это очень важно, потому что есть возможность погрузиться в оба произведения — и в музыкальное и в работу Кирилла Глущенко. Все наши «истории» очень разные, и от твоих настроек зависит то, что ты чувствуешь здесь и сейчас, в моменте.
ОЛЬГА: Семь «павильонов», семь ситуаций, все авторы действительно очень разные. Но что-то связующее все-таки есть в них? Есть какая-то точка соприкосновения у всех произведений?
КСЕНИЯ: Важный момент, что разные ситуации формировались по-разному: музыка наполнялась некими тонкими связями, причем не очевидными, не «в лоб», не иллюстративно, есть там очень хитрые моменты… Я остановлюсь на исключении, оно одно — когда музыкальная композиция подбиралась под работу. Это инсталляция — воссозданная комната Эль Лисицкого — пространство, которое было им создано для экспонирования авангардной живописи и скульптуры на Международной выставке в Дрездене в 1926 году. Тут важный момент: очень долго кураторы определялись, что же за композитор сюда подходит, и что за композиция должна наполнять эту пустоту — универсальное пространство с кинетическим эффектом, которое создавалось для того, чтобы быть наполненным искусством. В этом случае Лист получился самым авангардным: в своих поздних работах он уже отошел от своего «стадионного», назовем это так, признанного творчества, начал экспериментировать с формой. Важно, что именно в это пространство погружена его композиция, это реверсивная история, когда музыка наполняет это пространство.
Вид экспозиции выставки «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» Павильон 3. «Шостакович» Кирилл Глущенко. Инсталляция «Венец», 2017–2022 Фото предоставлено автором Даниил Анненков, 2022 © Дом культуры «ГЭС-2»
ЕЛЕНА: Композиторов и их произведения, звучащие в павильонах, связывает идея перехода, слома времен. Эта идея была очень важна — в каждом музыкальном произведении встречаются разные эпохи, по ним проходит некий слом времен, они являются знаковыми для истории классической музыки. В павильоне Листа, который упомянула Ксения, звучит пьеса «Серые облака» 1881 года — следующая после вагнеровских «Три- стана и Изольды» поворотная точка в истории музыки на пути от позднего романтизма к искусству ХХ века, по словам нашего коллеги, куратора музыкальной части Дмитрия Ренанского. В случае каждого павильона нашей задачей было создать визуальную среду, которая не являлась бы искусственной.
ОЛЬГА: Композиторы в разные эпохи, как и художники, чутко улавливают и отражают ощущения и настроения переходного времени. Какими чувствами ваша команда руководствовалась? Что в работе над проектом вам давало опору?
ЕЛЕНА: Камерное прослушивание на нашей выставке происходит, когда в разных пространствах зритель остается наедине с музыкой, произведениями визуального искусства и в итоге наедине с собой. Это интроспектива, путешествие в себя. Человек прислушивается к себе, к своим чувствам и мыслям, ищет опору в себе.
КСЕНИЯ: Да, это было для нас очень важно, потому что в рамках первых и вторых «На- строек» мы зарекомендовали себя, закрепили за собой место, концертной площадки. Здесь нам захотелось углубиться, создать возможность для каждого совершить личное путешествие и пройти свой путь понимания.
ЕЛЕНА: Композиторов и их произведения, звучащие в павильонах, связывает идея перехода, слома времен. Эта идея была очень важна — в каждом музыкальном произведении встречаются разные эпохи, по ним проходит некий слом времен, они являются знаковыми для истории классической музыки. В павильоне Листа, который упомянула Ксения, звучит пьеса «Серые облака» 1881 года — следующая после вагнеровских «Три- стана и Изольды» поворотная точка в истории музыки на пути от позднего романтизма к искусству ХХ века, по словам нашего коллеги, куратора музыкальной части Дмитрия Ренанского. В случае каждого павильона нашей задачей было создать визуальную среду, которая не являлась бы искусственной.
ОЛЬГА: Композиторы в разные эпохи, как и художники, чутко улавливают и отражают ощущения и настроения переходного времени. Какими чувствами ваша команда руководствовалась? Что в работе над проектом вам давало опору?
ЕЛЕНА: Камерное прослушивание на нашей выставке происходит, когда в разных пространствах зритель остается наедине с музыкой, произведениями визуального искусства и в итоге наедине с собой. Это интроспектива, путешествие в себя. Человек прислушивается к себе, к своим чувствам и мыслям, ищет опору в себе.
КСЕНИЯ: Да, это было для нас очень важно, потому что в рамках первых и вторых «На- строек» мы зарекомендовали себя, закрепили за собой место, концертной площадки. Здесь нам захотелось углубиться, создать возможность для каждого совершить личное путешествие и пройти свой путь понимания.
21/03/23
Фото || предоставлены героями интервью и пресс-службами
Автор || Ольга Серегина
ё