#Vernissages en Provence. Французские проекты галереи «Квартира S»

Французские проекты московской галереи «Квартиры S» были созданы для друзей и всех тех, кто любит творчество. История прованских вернисажей началась с создания галереи три года назад и превратилась уже в устойчивую традицию.

Мэр города Санари-сюр-Мер Фердинанд Бернар, художник Андрэ Лабан, Джордж Климофф, Олеся Суджан, Евгения Плохих. Открытие выставки Кино в Провансе

Мэр города Санари-сюр-Мер Фердинанд Бернар, художник Андрэ Лабан, Джордж Климофф, Олеся Суджан, Евгения Плохих. Открытие выставки Кино в Провансе

Никакой другой район Франции так сильно не связан с творчеством знаменитых на весь мир художников и не поражает своим удивительным обаянием и природной красотой, как Прованс. Исторические имена и многогранная уникальная красота юга Франции — вот то обрамление, которое «Квартира S» выбрала для своих вернисажей, проводя их в прибрежном городе Санари-сюр-Мер (Sanary-sur-Mer).

Проекты галереи поддерживает мэрия города Санари-сюр-Мер и Генеральное консульство РФ. Мэр города Фердинанд Бернар и Генеральный консул Сергей Молчанов — частые гости на вернисажах.

Посетители вернисажа единодушны в своей оценке проекта: им интересно видеть работы художников их России разных поколений и разных направлений, но неизменно высокого качества. Особую симпатию со стороны местных жителей встречает инициатива галереи привозить в Прованс авторов-участников вернисажа: работая на пленэрах в самых разных живописных уголках региона, художники «Квартиры S» удивляют зрителей, показывая им в новом ракурсе знакомые, часто связанные с приятными воспоминаниями, места.

На седьмом вернисаже Женевьева Канто (Genevieve Canto) — основатель и преподаватель Академии художеств города Бандоля, ученица Сальвадора Дали — выразила общее отношение к проекту: «Квартира S помогает нам обрести единый язык, так как язык искусства универсален».

 

Олеся Суджан, создатель и директор галереи «Квартира S»

Олеся Суджан, создатель и директор галереи «Квартира S»

Олеся Суджан, создатель и директор галереи «Квартира S»

ОЛЬГА: Олеся, история вернисажей в Провансе насчитывает три года. Это достаточный срок для приобретения опыта и понимания правильных правил «игры». В шутку на дне рождении галереи мы назвали эти вернисажи – «вернисажами адекватных художников». На самом деле в каждой шутке есть доля правды. Ведь «адекватный» — это значит согласующийся, который соответствует тем вещам, к которым относится, способствует достижению цели. Ваши вернисажи очень популярны и любимы в Санари-сюр-мер, работы ваших художников получают повышенный интерес. Значит, они адекватны на арт-рынке юга Франции, адекватны местным привычным вкусам и предпочтениям. Поэтому два основных вопроса:

— как вы сумели добиться адекватности своих вернисажей в Провансе?

— и какие художники, работы адекватны для Прованса?

ОЛЕСЯ: Могу честно сказать, что за три года мы проделали большую работу. Первый проект произошел почти случайно, мы привезли художника Ольгу Машкину, с которой нам нравилось работать в Москве, и картины которой любили клиенты галереи. Мы постарались сделать искренне и… выставка имела успех! Сейчас проводим выставки на юге Франции дважды в год.

Public talk в рамках выставки Человек и космос

Public talk в рамках выставки Человек и космос

Я понимаю, почему у нас это получается. С провансальцами не так-то просто выстроить отношения: во-первых, они довольно закрыты в общественной жизни – небольшие города, в арт-сообществе все друг друга знают, к тому же недоверчивое отношение к русским. Но наш энтузиазм, целеустремленность и искренний интерес сыграли решающую роль. Звучит банально, но это важно, ведь искренний интерес – не интерес к финансовой составляющей, а именно к своей работе, творчеству презентуемого художника, культурной жизни места, где проводится выставка, – это чувствуется всегда, независимо от местоположения на географической карте. По-моему, вот в этом и состоит «адекватность» наших проектов: мы умеем адаптироваться к людям и ситуации, чувствуем потребности зрителя и делаем то, что любим.

Мы умеем адаптироваться к людям и ситуации, чувствуем потребности зрителя и делаем то, что любим.

В международных проектах могут участвовать только художники галереи «Квартира S»: ведь нам необходимо познакомиться с творчеством, посмотреть реакцию на работы на московских выставках. Так как во время проекта мы тесно общаемся и работаем вместе на протяжении нескольких недель, поэтому важно желание и умение художника работать в такой «связке». У выставки всегда есть тема и концепция, мы ориентируемся в том, что определенно вызовет интерес, поэтому художнику необходимо прислушиваться и сотрудничать.

Художник Екатерина Лебедева

Художник Екатерина Лебедева

Кроме того, часть или все картины пишутся на проекте – в Провансе и полностью или частично о Провансе, поэтому, разумеется, художник должен уметь работать на пленэрах, вдохновляться и передавать атмосферу, быть готовым трудиться много и продуктивно. Мне кажется, для талантливого художника возможности, которые мы предоставляем, — это, скорее, радость, чем вызов. Но, скажу честно, не всегда все проходит гладко и легко. Но у тех, с кем у нас все складывается, появляется отличная долгосрочная перспектива с работе с галереей.

ОЛЬГА: Расскажите немного о вашей «группе поддержки».

ОЛЕСЯ: «Тропинку» себе мы протаптывали сами: ездили, знакомились, лично вручали приглашения на выставку. Мы за живое общение, а ведь во время пленэров это сделать наиболее уместно. За три года проектов пришлось выучить французский язык, потому что, как известно, французы неохотно говорят на английском, особенно о делах.

Постепенно мы нашли друзей и партнеров. На месте у нас есть консультант по культурным связям – Джордж Климофф – человек с большим опытом проведения культурных фестивалей на юге Франции и, кстати, в прошлом – переводчик Юрия Гагарина. 

Также нам очень помогает отель La Farandole, на площадках которого проходят наши вернисажи и выставки. Нас поддерживают местные производители – мы проводим дегустации в рамках выставок. Для проекта «Человек и космос» мэрия города Санари-сюр-Мэр предоставляла зал и выставочную площадку. Мэр и представители Департамента культуры региона всегда интересуются и посещают вернисажи. Последние три проекта проходили при поддержке Генерального консульства России в Марселе. Мы очень ценим все приобретенные связи.

Российский космонавт Олег Котов и французский космонавт Пьер Эньере у картины Антона Тотибадзе. Выставка Человек и космос

Российский космонавт Олег Котов и французский космонавт Пьер Эньере у картины Антона Тотибадзе. Выставка Человек и космос

ОЛЬГА: Поскольку мы говорим уже о сложившейся истории вернисажей в Провансе, и, наверное, не всегда все бывает адекватно, как, впрочем, везде со всеми и всегда, расскажите пару самых забавных историй, связанных в вернисажами в Санари-сюр-Мер.

ОЛЕСЯ: Здесь все время что-то происходит. И, мне кажется, это часть творческого процесса. То дует сильный прованский ветер – Мистраль, и нам приходится привязывать этюдник к дереву, то холст улетает в море, то на пленэре в виноградниках хозяин нам устраивает внезапную дегустацию, то рыбак угощает рыбой. Все это появляется в картинах. Настоящие арт-приключения! И, конечно, случается много приятных моментов: например, когда мы случайно услышали хороший отзыв о нашей выставке по местному радио, когда обнаружили, что в приемной мэрии висит картина художника нашего проекта, когда у нас при поддержке Роскосмоса получилось дозвониться на Международную космическую станцию прямо на открытии выставки, когда практически все картины распродаются за считанные дни.

Олеся Суджан и Евгения Плохих

Олеся Суджан и Евгения Плохих

ОЛЬГА: В начале июня прошел уже седьмой вернисаж, его тема — «Пять чувств».  Что вы можете сказать о нем?

ОЛЕСЯ: Мы попробовали расширить наш седьмой проект и сделали выставку картин, написанных ранее, — это проработанные произведения, на их создание художники — Сергей Герасимов и Константин Лупанов — потратили длительное время, и добавили к ним «свежие» эскизы, написанными непосредственно на пленэрах в Провансе. Нам хотелось сделать такую выставку, на которой каждая работа вызывает помимо удовольствия от созерцания, желание прикоснуться или прислушаться, почувствовать, задействовать все пять чувств. В каждом нашем проекте есть участник с французской стороны – в этот раз это мы пригласили известного парижского фотографа Жозе Николя. Черно-белые фотографии замечательно вписали в живописную экспозицию. Выставка будет длиться до 31 августа.

ОЛЬГА: Все работает, вас любят, знают в Провансе. Вы хотите оставаться в рамках сложившейся схемы или есть интересные новые планы?

ОЛЕСЯ: Планов и предложений много. Мы хотим попробовать провести наши проекты не только в Санари. Сейчас обсуждаем концепцию будущей выставки с центром искусств соседнего города. Уже начали работать над осенней выставкой. Надеемся, это будет нечто более масштабное. Очень хотим сделать проект, посвященный искусству готовить, — ведь это часть местного art de vivre! Помимо художественной экспозиции на кулинарную тему, планируем сделать баттл шеф-поваров. Также сейчас рассматриваем вариант сделать проект по нашей французской схеме – с пленэрами и торжественным вернисажем — в Греции. Скоро поделимся новостями!

Олеся Суджан и Евгения Плохих

Олеся Суджан и Евгения Плохих

Евгения Плохих, PR-директор «Квартиры S»

ОЛЬГА: Женя, на ваши вернисажи в Провансе приходит до 400 гостей. Как вы этого добились? И отличается ли pr-компания на юге Франции от Москвы, где вы тоже проводите вернисажи?

ЕВГЕНИЯ: Перед каждым вернисажем во Франции мы проводим очень большую подготовительную работу. Здесь невозможно разослать приглашения по интернету и ждать гостей, мы лично развозим пригласительные. Людям нужен «живой» пиар, поэтому мы любим когда художники пишут в городе на пленэрах. Местные жители и гости города всегда живо реагируют на работу художника, интересуются, наблюдают, спрашивают о проекте, и, естественно, им очень интересно прийти на вернисаж посмотреть — какая в итоге получается выставка. Горжусь тем, что специально на наши вернисажи прилетают гости из Москвы. Параллельно мы ведем работу со СМИ, а также с госструктурами. 

ОЛЬГА:  А были какие-то смешные ошибки, ляпы на начальном этапе организации вернисажей или вы очень хорошо знаете местные условия и менталитет?

ЕВГЕНИЯ: Я поначалу очень страдала, что здесь невозможно работать в московском ритме, забежать — поздороваться — отдать пригласительный — и дальше. Нужно поговорить о погоде, поинтересоваться о здоровье, посетовать на налоги… В общем минут 30-40.  С печатью промо-материалов также особая история — срочный заказ на юге Франции это 2-3 дня. Также невозможно оперативно переиграть сценарий событий, так как французам все нужно обдумывать за полгода. Да и до сих пор мы можем собраться закупать материалы в субботу или воскресенье, когда ни один нормальный французский магазин не работает.

«Квартира S» перед всеми вернисажами устраивает встречу представителей СМИ с художниками. Жак Браше (Jacques BRACHET), журналист в EvasionMag, писатель, пресс-агент деятелей искусства, постоянный участник встреч с прессой.

Жак Браше

Жак Браше

ОЛЬГА: Первые шаги «Квартиры S» в Провансе по времени совпадают и с рождением самой галереи. Вы журналист ведущего интернет-издания в Провансе, вы интересуетесь искусством,  вы тесно общались с основателем галереи Олесей Суджан, pr-директором Евгенией Плохих во время всех вернисажей, отличает что-то их в работе от французских галеристов?

ЖАК: Главное, что бросилось мне в глаза – это то, что галерея выводит своих художников на первый план. У нас я обычно общаюсь только с галеристами, они же представляют и работы, и информацию о художниках, которые остаются фоновыми фигурами. «Квартира S» всегда устраивает встречи с авторами своих вернисажей, я узнаю людей, начинаю их чувствовать, соответственно и лучше понимать работы.

ОЛЬГА: Галерея «Квартира S» всегда включает в программу пребывания художников не только общение со СМИ перед вернисажем, но и выезды на пленэр, когда жители и гости Прованса могут присутствовать при написании работ, а потом видеть на вернисаже узнаваемые и часто полюбившиеся места. С вашей точки зрения, чувство сопричастности и к процессу создания работы и к ее сюжету имеют значение для популярности художников галереи?

ЖАК: Думаю, да. Мне очень нравится видеть знакомые места, кафе, улочки, кусочек набережной, виноградник шато, где делают мое любимое вино. К тому же мне интересно, как художник видит знакомый мне пейзаж, совпадает ли наше видение – тем более это и интересно видеть в работах художников из России.

Художник Анастасия Захарова

Художник Анастасия Захарова

ОЛЬГА: Жак, сейчас проходит уже седьмой вернисаж «Квартиры S» в Санари-сюр-мер. Это уже практически традиционное событие здесь у вас. Вы всегда приходите на встречи с прессой. Это говорит о добром отношении к галерее. Какие бы советы вы могли дать галеристам относительно дальнейшего развития?

ЖАК: У нас в Санари главная статья бюджета города – это искусство и культура. Этому направлению уделяется большое внимание. Думаю, пора «Квартире S» обзаводиться постоянной «квартирой» здесь у нас. Вернисажи в гостинице можно продолжать делать как разовые акции, и одновременно постоянно представлять в галерейном пространстве российское искусство. Я уже писал об этом. И интересно было бы, чтобы галерея представила французских художников на аналогичном вернисаже в Москве. Мне кажется, это был бы интересный опыт для всех.

EAhUpV5QWkM

О своем опыте участия в проектах галереи «Квартира S» Vernissages en Provence рассказали  художники разных вернисажей.

Игорь Василич

ОЛЬГА: Игорь, вы были участником шестого вернисажа галереи «Квартира S» «Art de vivre». К тому времени у галереи уже был накоплен опыт работы во Франции, выработана линия поведения на рынке, и художникам-участникам поездок в Прованс предлагается определенная схема работы. Ваше мнение о программе работы «Квартира S»?

ИГОРЬ: Во-первых, огромное спасибо галерее «Квартира S» за все их труды, неформальное нестандартное и очень индивидуальное отношение к каждому художнику. Они старались максимально облегчить мою работу в поездке, на пленере. Очень помогла их легкость, с которой они решали многие маленькие и большие вопросы в стране. Лимит времени был очень хорошим стимулом для интенсивной работы.

ОЛЬГА: Как вы оцениваете значение этой поездки для вашего творчества?

ИГОРЬ: Разрушение барьеров и стереотипов прежде всего в моей голове. Нестандартный взгляд на темы для картин. Максимальный позитив в рабочих и нерабочих отношениях продолжает вдохновлять. Отношение к творчеству стало легче, свободнее и раздвинуло границы

Виктория Роз

Виктория Ros

Виктория Ros

ОЛЬГА: Четвертый вернисаж галереи «Квартира S» в Провансе назывался «Дорога вин». Галерея выбрала тему, которая очень близка и интересна местной публике. Помните отзывы, что говорили гости о ваших работах и подаче темы?

ВИКТОРИЯ: В своих работах я пыталась рассказать больше истории о людях, которые пьют вино, а не о самом вине. Думаю, это ощущение жизни привлекло многих гостей.

ОЛЬГА: То, как принимает публика художника на вернисаже, какие отзывы он получает, и в результате насколько востребованными со стороны покупателей становятся его картины, говорит о правильном подходе и стратегии галереи. По этим параметрам вы остались довольны своим участием в проекте галереи «Квартира S» в Провансе?

ВИКТОРИЯ: Да, для меня «Квартира S», является чем-то вроде «матернель». Этот проект помогает составить целостность картины современно мира искусства. Это своего рода ворк-шоп, где тебя постоянно направляют кураторы, если ты в этом нуждаешься. Ты не останешься брошенным и одиноким.  

Ольга Машкина

ОЛЬГА С.: Ольга, вы участник самого первого прованского вернисажа «Квартиры S». Ваши впечатления от поездки, вернисажа, самой галереи, которая только начинала работать?

ОЛЬГА М.: Потрясающий опыт. Столько картин написалось… такая была мобилизация. До того дошло, что в последнюю ночь, мне намекали —  пора бы мол уже заканчивать. А я все не могла остановиться. Ну и это чувство, в день открытия… когда у всех праздник. Все готовы были кричать: «Ура, мы сделали это!

 

Фото || PR-службой галереи “Квартира S”

Автор || Ольга Серегина, арт-обозреватель

Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО. 2019

2019-09-09_23-16-00

Поделиться: