Третьяковская галерея представляет сезон 2016/2017 нового и стремительно развивающегося направления в работе музея — «Кино в Третьяковке».
С октября стартуют годовые программы об истории отечественного кино и анимации и начнутся показы классики зарубежного кино. Каждый сеанс сопровождает краткое выступление специалистов перед показом, а также дискуссия после его окончания.
• Годовые программы об истории кино и анимации
Зрителям будут представлены две образовательные программы, посвященные отечественному кинематографу: «Московские школы кино: учителя и ученики» и «История отечественной мультипликации».
В центре программы «Московские школы кино: учителя и ученики» — преемственность и развитие культурной традиции в отечественном кинематографе, эволюция кино как вида визуального искусства в рамках различных творческих мастерских. Многие известные кинорежиссеры нашей страны были и замечательными педагогами, воспитавшими не одно поколение кинематографистов: Лев Кулешов, Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Игорь Савченко, Михаил Ромм, Александр Довженко, Сергей Герасимов. Им и их ученикам посвящена эта образовательная программа. Куратор программы – Наум Клейман.
Программа «История отечественной мультипликации» охватывает период от зарождения искусства анимации в России до настоящего времени. Значительное место в ретроспективе займет наследие партнера данной образовательной программы — киностудии «Союзмультфильм», отмечающей 80-летний юбилей в 2016 году. Комментарии экспертов, которые будут сопровождать киносеансы, сделают просмотры интересными как для детей, так и для их родителей. В беседах, сопровождающих показы произведений современной российской анимации, примут участие их авторы. Куратор программы — Павел Шведов.
• Специальные программы к главным выставочным проектам 2016–2017 годов
К выставке «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» (24.11.2016–19.02.2017) Третьяковская галерея совместно с Итальянским институтом культуры в Москве готовит две программы: «Cinematographia Franciscana» и «Imago Dei: евангельская иконография в итальянском кино».
К проекту «Оттепель» — самой масштабной выставке 2017 года — специалисты музея формируют обширную кинопрограмму в сотрудничестве с Госфильмофондом России, Российским государственным архивом кинофотодокументов, Киноконцерном «Мосфильм», сетью кинотеатров «Московское кино», посольствами стран Европы и СНГ. Просмотры фильмов, приуроченных к выставочным проектам, позволят продолжить изучение тематики выставки за пределами экспозиционных залов.
• Зарубежные программы
Новый сезон открывают программы, созданные в сотрудничестве с культурными центрами и посольствами Венгрии, Болгарии и Японии.
Программа «Художественные миры Золтана Хусарика»
Золтан Хусарик (1931—1981) — венгерский график, художник по костюму, кинорежиссер, один из самых самобытных классиков венгерского кинематографа. За свою недолгую жизнь он успел снять лишь один цикл экспериментальных философско-поэтических короткометражных фильмов и две полнометражные ленты — «Синдбад» и «Чонтвари». Эти работы признаны выдающимися образцами кинематографического и изобразительного искусства. Ретроспективу откроет второй и последний полнометражный фильм режиссера, посвященный творчеству и судьбе венгерского живописца-примитивиста и рисовальщика Тивадара Костки Чонтвари. Специальный гость программы — исполнитель главной роли в этом фильме Ицхак Финци (Болгария).
Ретроспектива японского режиссера Ёсисигэ Ёсида
Ёсисигэ Ёсида (род. 1933) — кинорежиссер, сценарист, один из лидеров японской «новый волны» 1960–1970-х годов, изменивший историю японского кинематографа. В своей стране и на Западе Ёсида давно имеет статус одного из самых талантливых и изобретательных авторов в кинематографе послевоенной Японии. Для российского зрителя знакомство с его творчеством только начинается. В своих картинах режиссер поднимает острые и подчас запретные темы, избегая привычных методов повествования. Он разрушает стилистические и жанровые условности коммерческого кино, стремится освободить кинематограф от «авторского я», сделать его открытым для любой зрительской интерпретации.
Подробная информация о порядке посещения кинопоказов на сайте http://www.tretyakovgallery.ru/
Первый кинопоказ — 15 октября 2016 года
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12
1
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….