В летнем номере журнала мы решили затронуть вечную тему — проблему отцов и детей. Ее можно рассматривать и на макроуровне как общественный конфликт, как борьбу между старым и новым, и в рамках каждой семьи.
Язык искусства универсален, искусство интернационально, это «несущая конструкция», скрепляющая наш мир по географической горизонтали и временной вертикали. А семья – это то звено, «кирпичик», из которого строится общество. Конечно, две семьи совсем не достаточно для того, чтобы делать выводы, но у нас и не было цели проводить научное исследование. Конечно, все отцы, все дети разные, и художники не исключение. Но разговор с двумя семьями замечательных художников — с Ольгой Булгаковой, Александром Ситниковым и их дочерью Натальей Ситниковой; с Валерием Тимофеевым и его дочерями Марией и Татьяной Тимофеевыми — о взаимоотношениях «отцов и детей» убеждает, что искусство сближает, освобождает от ограниченности в суждениях и нетерпимости, дает свободу и родителям, и детям мыслить, анализировать, выражать себя, готовность развиваться и вступать в диалог.
Валерий Тимофеев
художник, педагог
Заслуженный работник культуры РФ.
Член Союза художников России, член Международной федерации акварелистов.
Преподаватель высшей категории, преподает в художественной школе
им. А.А. Бузовкина в Серпухове.
Награжден золотой медалью «Духовность, традиции, мастерство», золотой и серебряной медалью Союза художников России.
Внесен в энциклопедию «Лучшие люди России» в 2005 году.
Мария и Татьяна Тимофеевы
художники, дизайнеры-декораторы интерьеров, преподаватели живописи
Получили образование в Академии Печати, Москва, и Synergy IT Institute, Москва.
Члены Союза художников России с 2000 года
Победители конкурса женщин-художниц России «Весенний салон 2000».
Мария — победитель конкурса «Учитель года-2017» лучший педагог дополнительного образования (живопись).
ОЛЬГА: Ваши приоритеты в жизни?
ВАЛЕРИЙ: Быть честным перед собой. Быть максимально искренним в творчестве. Отдавать максимум ученикам. Да, я классически консервативен. Ценю прежде всего порядочность во всем.
МАРИЯ И ТАТЬЯНА: Все что мы делаем — делаем с любовью. Приумножать красоту, трансформировать минус на плюс. Наше отношение к жизни, к творчеству строится через призму данного постулата. Общаемся с теми, кого любим, рисуем то, что любим.
ОЛЬГА: Что для вас самое важное в творчестве?
ВАЛЕРИЙ: Искренность в выражении эмоций в творчестве. Мне открыто сокровенное — вижу, как прекрасен мир. Созерцаю, делюсь, творю. Думаю, творческим людям несколько легче в жизни: они способны радоваться оттенкам, тонким сочетаниям, ловят нюансы. Каждый день открытия. Столько красоты в мире! Я из тех людей, кто умеет находить в обыденном волшебство. Преподаю живопись всю свою жизнь. Научить детей наблюдать и чувствовать красоту — моя скромная задача.
МАРИЯ: Важно само присутствие творчества в нашей жизни. Для нас это образ жизни, код к личной самоидентификации.
Творчество для меня очень интимный, глубоко личный процесс — рассказ о мире именно своим языком. Не вижу смысла ставить амбициозные цели, мне важен сам процесс. А оценить всегда найдется кому. Было бы что-то стоящее.
ТАТЬЯНА: Для меня драйв в том, чтобы поставить сложную профессиональную задачу перед собой. Пока я настроена ее выполнить — ощущаю рост и креативный подъем.
ОЛЬГА: Насколько вы объективны в оценке работ своих дочерей/ своего отца?
ВАЛЕРИЙ: Будучи художником-педагогом и, без ложной скромности, хорошим, вижу все плюсы и минусы их творчества. Это большая ответственность — учить своих собственных детей. Не скрою, это сложно. Переживаешь больнее, чем за себя.
Пока дочери росли, учил их художественному ремеслу. Прежде всего заложил понимание, что искусство требует максимальной отдачи, трудолюбия, внимания. Без иллюзий, что получится что-то само собой. Для любых экспериментов хорошо бы иметь прежде всего классическую школу. Такова моя позиция.
МАРИЯ И ТАТЬЯНА: Мы любим отца, поэтому остаемся объективными и честными по отношению к нему как к опытному художнику. Ему важнее наш свежий взгляд.
ОЛЬГА: Возможно ли здесь вообще быть объективным?
ВАЛЕРИЙ: Объективность важна. Смысл обманывать? Правда, предпочитаю промолчать, если вижу, что кто-то из дочек мечется в креативных поисках. Мне это понятно. Это путь художника. Уважаю их творчество. Да, я считаю их очень талантливыми! Я их фанат, как иначе?!
МАРИЯ И ТАТЬЯНА: Да, безусловно. Насмотренный глаз художника остро видит любую неточность, все нюансы. Оставаться объективными в вопросах оценки творчества важно. В этом есть позитивная энергия для креативного развития и дальнейшего движения.
ОЛЬГА: Валерий, был ли выбор у ваших дочерей стать художниками совершенно свободными? По вашему мнению, были ли у них альтернативы или возможности ими не стать? Мария, Татьяна, насколько свободными вы были в своем выборе профессии художника?
ВАЛЕРИЙ: Обе росли в мастерской. Чтобы не мешали мне писать — все краски и поверхности были в их распоряжении. Да и еще научились с младенчества варить мне кофе. Выбор конечно был! (смеется)
МАРИЯ: К счастью, другой возможности не было! Нам посчастливилось родиться в семье художника. Хватило таланта тоже стать художницами.
Была среда, в которой можно пробовать самые разные техники, идеи, подходы и никто тебя за это не критиковал. Да, самое ценное — это доверие! Как-то не задумывались, но именно сейчас, когда говорим с вами об этом, осознаем насколько нам повезло! Среда и доверие — идеальная почва для художника.
Всегда вспоминаю папины слова — цитаты для жизни от художника и педагога: «Художника каждый обидеть может» — если требуется заняться чем-то нехудожественным, «Художник думает карандашом» — если много мечтаешь, «Не знаешь, чем заняться, — делай наброски»… Так что, шансов не рисовать, пожалуй, не оставалось.
ТАТЬЯНА: Спасибо вам за этот вопрос. Задумалась, какой мудростью обладал отец, каким терпением, что дал нам возможность совершать ошибки. Спокойно наблюдая, давая свободу и возможность набраться собственного творческого опыта.
ОЛЬГА: Династии, иногда даже говорят кланы, — это хорошо? Принадлежность к семье известного художника помогает ребенку сделать карьеру как носителю имени?
ВАЛЕРИЙ: Безусловно, помогает в творческом становлении, но и сильно усложняет поиски своего творческого языка. Здесь необходима смелость — выбрать свою дорогу.
Мне было значительно сложнее выйти на путь Художника. Родители — военные люди. Одобрялись «понятные», нужные профессии. Я по молодости стал профессиональным спортсменом — мастер спорта по фехтованию, потом учился на врача. Долгий путь полный приключений и испытаний.
МАРИЯ: Да, безусловно, быть по рождению причастным к домену изобразительного искусства — большая удача для творческого человека. Изначально ты ощущаешь себя «своим» в арт-среде. Нет синдрома «самозванца» и задачи доказывать, что «художник» — тоже профессия.
Ведь еще в детстве у нас были совместные пленэры-путешествия. Папа — всегда предводитель, конечно. Романтика ситуаций: кофе из котелка на костре, бесконечные разговоры, этюды и полное погружение в природу. Совместные тайны, профессиональная общность…Это очень сблизило нас.
Педагогический «лайфхак» нашего папы — это творческие задания за деньги на каникулах! Платил он нам — вот это точно здорово срабатывало. Выдавались альбомы знаменитых художников и поступало предложение нарисовать все, что понравится и в любом количестве. Я умудрялась нарисовать по 50 эскизов-иллюстраций за каникулы!
ТАТЬЯНА: Мы сами очень трепетно относимся к художественным традициям своей семьи. Дед был художником-любителем. Мне искренне жаль, что наши дети не продолжили арт-династию. Рисовали, конечно, но без определяющего для карьеры художника — потребности, жизненной потребности делать это: я не могу НЕ рисовать! Это мое! Но, посмотрим…
ОЛЬГА: Художники, даже очень известные и с большим опытом, всегда нервничают перед открытием своей выставки. Выставляться вместе с детьми/ родителями более нервно и сложно? Или благодаря родственным узам легче?
ВАЛЕРИЙ: Да, мы делаем совместные выставки. В нашем случае это всегда семейное событие – праздник. Радость от осознания, что твои дети — твои коллеги. И отличные, надо сказать, профи!
МАРИЯ: Переживаний перед открытием выставки, пожалуй, нет. Ты уже выложился, отпустил картины в «свободное плавание». Критику важно услышать и…забыть! Мы и так самые безжалостные критики для самих себя. Я очень ценю именно позитивные отзывы. Их стоит коллекционировать и перечитывать время от времени — это очень благотворно для нежных художественных душ. Ты буквально расцветаешь. А выставляться очень важно. Да, мы планируем совместные проекты.
ТАТЬЯНА: Для нас совместные выставки — позитивные события, положительное взаимодействие. Несмотря на разные творческие языки, сила отцовского профессионализма добавляет статуса совместным проектам. Ему тоже приятно ощущение драйва, энергии более молодого поколения.
Фото || из личных архивов героев интервью
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель