«С вечера до полудня» Виктора Розова в Школе драматического искусства

Драма Виктора Розова «С вечера до полудня» не настолько известна, как пьеса «Вечно живые», по которой был снят оскароносный фильм «Летят журавли». Она редкий гость на московских подмостках, но режиссёр Егор Равинский не случайно обращается именно к ней: в тягучих, неспешных разговорах интеллигенции эпохи семидесятых раскрывается тема нынешних двадцатых: достигаторы и «обиженные судьбой». Впрочем, во времена Розова термина «достигатор» не существовало, вместо него драматург использует слово «всадник». Успешный человек подобен всаднику. Оседлав жизнь, как коня, он «несётся во весь опор и не замечает, куда и на кого лошадь ставит копыта».

Эля Закирова

Изначально пьеса называлась «На беговой дорожке». Егор Равинский в своей постановке этот образ оставляет: линиями беговых дорожек расчерчена сцена, они «ковёр» под неприхотливой мебелью семьи Жарковых. Нет делений на комнаты, как нет внутренних границ у членов семьи – все живут проблемами друг друга, но у каждого есть свой ментальный «уголок», свои переживания и тайны, которые герои тщательно скрывают даже от самих себя. Старший Жарков (Олег Охотниченко), в прошлом известный писатель, вымучивает новый роман, совершенно не чувствуя запросов современности. Его сын Ким (Андрей Финягин), некогда спортсмен международного класса, теперь скромный тренер. Жена бросила его ради дипломата и уехала за новой жизнью в Бразилию, Ким ужасно боится, что однажды она переманит к себе их общего сына Альберта. Альберт привязан к отцу, но сердце тоскует по матери и возможность поездки за границу ему интересна. Дочь Жаркова, 30-летнюю Нину, девять лет назад предал молодой человек, с тех пор она так и не устроила личную жизнь, хотя мечтает о ребёнке. Жарковы с их бытовыми проблемами на линиях беговых дорожек олицетворяют собой несуразные препятствия, которые легко обошли те самые всадники, но всадники скачут всё дальше и дальше, а жизнь Жарковых застыла в травмах прошлого.

Однажды на пороге квартиры появляется Лёва, бросивший Нину. Холёный и свежий, он теперь учёный, живёт в прекрасно обустроенном академгородке, к Жарковым наведался вынужденно: в гостиницах не оказалось мест. Актёр Максим Маминов, стройный блондин, с изящной лёгкостью вживается в образ неприступного мужчины, холодное обаяние которого, как ни странно, всё ещё притягательно для Нины. Лёва – типичный нарцисс, не способный к любви и сопереживанию. «Обрывай нити, связывающие тебя с другими, если они мешают в достижении цели», – раскрывает он своё кредо юному Альберту. – «Ничто не должно держать людей за руки». А чувства Нины, до сих пор не остывшие, неприятно удивляют его – страдать? ради чего? Нина в исполнении Ольги Бондаревой не лишена внутренней силы и достоинства, но внезапное появление красавца Лёвы побуждает её снова попытать счастья.

Битва с фантомами прошлого разворачивается и в душе Кима – в нём ещё живы чувства к бывшей жене, но несмотря на это он не находит в себе сил принять её как мать их общего ребёнка: Альберт должен принадлежать только ему. Андрей Финягин, играя Кима, заостряет в нём разочарование и озлобленность, но наделяет почти детской незащищённостью, что граничит порой с комичным и вызывает сарказм Лёвы: «Что делать с обиженными судьбой»? «Всех вешать. На свете должны жить только удачливые», – иронически парирует Нина.

Но в чём же заключается пресловутая удачливость? Зритель отметит, что, сегодня, как и полвека назад, карьера и жизнь за границей остаются мерилом успеха. А «Песня иммигранта» Led Zeppelin, звучащая в спектакле, по-прежнему содержит близкие многим смыслы: «направь корабль из страны снега и льда к западному берегу». А считать ли успехом воспитание хорошего сына? Преданность не денежным, а общественно-значимым профессиям? Можно ли жить с обидой и не желать обидчику возмездия? Взгляд Виктора Розова на успешность отнюдь не прост. Хотя он разводит героев «С вечера до полудня» по разным сторонам улицы, в своей оценке их мировоззрений он далёк от категоричности. Всадники и те, кто оказались под их копытами, – образно говоря, два крыла одной птицы. Для Нины и Кима встреча с бывшими – не только рассечение старых ран, но и точка роста: воспитав в себе добрые качества, важно уметь их защищать. Прощая обидчиков, нужно отпустить прошлое. За собственное счастье следует взять ответственность в свои руки, а близким позволить свободно выбирать свой путь, даже если внутри всё сжимается от боли расставания.  

4.12.2023
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.