«Подарок»: Фееричная комедия с ноткой грусти в Мастерской Петра Фоменко

 

В то время как в Мастерской Петра Фоменко ещё гремит полюбившейся зрителям спектакль-стендап «Мой Брель», режиссёр и автор инсценировки Юрий Титов представляет очередной хит: искромётную комедию о любви «Подарок» по рассказам Ги де Мопассана. Название спектакля взято из эпизода, где героиня, получив два луидора за адюльер, озадачилась покупкой на эти деньги подарка для мужа. Но спектакль – ещё и настоящий подарок зрителю. Вспомните эмоции во время просмотра фильмов «Соломенная шляпка» или «Собака на сене» – подобное вы испытаете здесь. Удовольствие от инсценировки и костюмов, блистательной игры актёров и литературного языка.

Фото: Лариса Герасимчук

Пять рассказов – «Знак», «Неосторожность», «Шпилька», «Избавилась», «В пути» – не связаны у Мопассана общей повествовательной нитью и персонажами, но с лёгкой руки режиссёра вдруг выстраиваются в единый причинно-следственный ряд. Одна сценка уже содержит импульс для следующей, что придаёт зрелищу своеобразной бурлескной динамики.

Вместе с тем Юрий Титов не пытается осовременить Мопассана. Непринуждённый взгляд писателя на отношения и семейную жизнь и без того находит отклик в сегодняшнем дне. Вот прекрасная куртизанка (Александра Титова), словно только что побывавшая на женском коучинге по привлечению мужчин, ловко «цепляет» одного за другим под завистливые взгляды «приличных» женщин. Вот маркиза де Реннедон (Серафима Огарёва) узнав, что у супруга было до неё больше сотни любовниц, начинает в отместку обольщать смазливого официанта. Вот баронесса де Гранжери (Роза Шмуклер) разрабатывает план с детективом, чтобы выгодно расстаться с мужем-занудой (Михаил Крылов), а вот хорошенькая горничная (Александра Титова), профессионально устраивающая восьмой развод. Рассказ «Избавилась» – кульминация постановки, яркая, сочная, наполненная изящным юмором, даже танцевальные номера здесь сатирически задорны: кульбиты хозяина дома и горничной под вращающийся патефон – отдельный шедевр. 

Фото: Елена Юнина

Но сразу после – рассказ «В пути», словно нежданный дождь, охладивший разгорячённые тела. Можно хохотать над нелепостями семейной жизни, неловкими адюльтерами и мелкими пакостями уставших друг от друга людей, но конечной целью отношений остаётся любовь. Возвышенная, даже жертвенная, какой изобразил её Мопассан, повествуя о чувствах графини Барановой (Наталья Мартынова) и загадочного незнакомца (Амбарцум Кабанян). Феерия завершается щемящей, отчётливо печальной, романтической историей, в которой Мопассан, делает поклон русским зрительницам:  «Вы знаете, как красивы русские женщины, — во всяком случае, какими красивыми они кажутся нам… — с их холодной, отчасти даже суровой грацией! В них есть нечто злое и вместе с тем обворожительное, в них сочетается высокомерие и доброта, мягкость и строгость, и все это совершенно околдовывает француза».

И как тут не ответить Мопассану взаимностью?

2.05.2023
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.