Осенние театральные премьеры

 

ТЕАТР ЕРМОЛОВОЙ

Комната Адлера

В «Комнате Адлера» играют лишь двое – Олег Меньшиков и Евгений Ткачук, но личностей на сцене десять! И девять из них уживаются в герое Евгения Ткачука – преступнике, сознание которого разделилось на «комнаты». В каждой из них находится отдельная субличность – ребёнок, старик, гастарбайтер, интеллектуал… Психотерапевт и психиатр Пётр Алексеевич Адлер (Олег Меньшиков) пытается разобраться в мотивах злодеяний, совершенных пациентом, и синтезировать его личности в одно целое, однако он сам оказывается на грани безумия. Пьеса «Комната Адлера» написана драматургом Анастасией Букреевой по мотивам истории жизни Билли Миллигана, одного из самых загадочных персонажей XX века, в его сознании сосуществовали 24 личности разного возраста, национальности и пола. Он вошёл в историю криминалистики и психиатрии как человек с диагнозом «множественная личность».

Мюзикл «Крем»

К неожиданной теме обращается и мюзикл «Крем» режиссёра Алексея Золотовицкого и композитора Ольги Шайдуллиной. Муж бросает жену, но оставляет ей ресторан. Новая владелица умна, харизматична, полна решимости развивать бизнес, однако выясняется, что ресторан не совсем ресторан, а «Крем» не начинка для торта. Здесь работают странные люди, а из всего оборудования есть только огромная печь. Режиссёр Алексей Золотовицкий, воспитанный на творчестве Тима Бёртона и оригинальных сказках братьев Гримм, обожает чёрный юмор и страшные сказки с ироничным подтекстом. «Когда мне предложили поставить мюзикл про крематорий, я, конечно, сразу согласился, – признаётся он, – надо стараться воспринимать все жизненные сложности через смех. Ведь смерть и смех идут рука об руку». Итак, немного таланта, фантазии и удачи – и свою работу начинает самое зажигательное место в городе!

 

ТЕАТР МАЯКОВСКОГО

Палата № 6

Спектакль исследует экзистенциальный кризис слабого интеллигентного героя. «Этот текст вообще не про психушку! – утверждает режиссёр Евгений Закиров. – Стоит ли бороться с чем-либо вообще? Вот главная тема». Доктор Андрей Ефимыч Рагин (Сергей Беляев), глава больницы уездного городка, решает для себя гамлетовский вопрос: надо ли оказать сопротивленье или уж лучше «умереть, забыться»? Сопротивляться доктору приходится многому: сторож спирт продаёт на сторону, в палатах вонь и крысы, а фельдшер повсюду иконы развесил, как в часовне. Но не имея «железа» в характере, Андрей Ефимыч, «ленивый, рыхлый человек», выбирает эскапизм. «Забыться» помогает ему философия, благо что и собеседник нашёлся: умный параноик Иван, обитатель Палаты №6. Диспуты с ним окончательно закрывают для Андрея Ефимыча дверь в реальную жизнь, и в то же время открывают необъятный внутренний мир другого человека. «У нас есть книги, – говорит Андрей Ефимыч, – но это совсем не то, что живая беседа и общение». Как легко перевести на сегодняшнее: «у нас есть смартфоны, но это совсем не то, что живое общение». В спектакле много философии, неспешной лирики, абсурдного юмора и пронзительной игры актёрского состава.

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ 

Фигаро

Режиссёр Денис Бокурадзе буквальным образом воспроизводит «безумный день» в доме графа Альмавива. Спектакль играется в высоком темпе, реплики произносятся быстрее привычного.  Сам Фигаро (Роман Колотухин) неоднократно переходит на рэп, срывая аплодисменты. Дело в том, что режиссер видоизменил некоторые поэтические сцены, и автором новых стихов стал знаменитый мастер хитов Николай Денисов, композитором спектакля выступил Арсений Плаксин. Впрочем, зритель сможет насладиться не только живой музыкой, но и вокалом Ларисы Долиной – она играет в спектакле Марселину. А вот худрук театра, Ирина Апексимова, – та самая графиня, которой удалось снова влюбить в себя гулящего мужа. Правда, граф Альмавива в исполнении Игоря Ларина настолько харизматичен, что поневоле прощаешь ему интрижку с невестой Фигаро Сюзанной (Анастасия Лазукина).

Кастинг 81/18

Режиссёры Виктория Латышева и Георгия Смирнова сами написали сценарий своего нового спектакля. По сюжету режиссёр приглашает на пробы пять актрис, каждая из участниц находится в ожидании работы и мечтает о той самой роли. Спектакль исследует феномен женщины-актрисы, способной остановить время. Можно ли проживать текущее мгновение в ожидании какой-то другой, настоящей жизни? А, может, нет никакого ожидания, никаких дублей, а есть только одна жизнь?

«Долгие проводы», сцена на Факельном

Режиссёр Александр Карпушин обращается к одноимённому фильму Киры Муратовой. Солнечный зайчик перепрыгнул со шкафа на стол, по комнате пронеслись гоночные машинки, мама второй раз позвала обедать – жаль, что теперь это только воспоминания. Из мира маминых объятий легко убежать, но вернуться в него невозможно. Сын повзрослел, мама больше не встречает его у школы, не кутает в теплую манишку зимой и не целует на ночь – беззаботное время ушло навсегда. В фойе зрителей встретят советские фотографии и ещё множество артефактов, вызывающих острую ностальгию по детству.

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

Опера Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Дмитрия Белянушкина становится чем-то вроде антиутопии – время действия переносится в 2072 год. В страну вернулась монархия и резиденция царя снова располагается в Александровской слободе. Дмитрий Белянушкин рассматривает тему взаимодействия свободы воли человека и воли божественной как краеугольный вопрос русского мировоззрения. «Царская невеста» – история о людях, мечтающих о прекрасном будущем. В центре событий – опричник Григорий Грязной, который в погоне за личным счастьем рушит всё вокруг, но в конце приходит к покаянию.

ТЕАТР «ПРАКТИКА»

Спектакль Юрия Печенежского «Кровоизлияние в МОСХ» по документальной пьесе Алексея Житковского. В новогоднем эфире идёт «Голубой огонёк», гости поют советские песни, вспоминают успехи в сельском хозяйстве и на производстве. А всего месяц назад, 1 декабря 1962 года, Никита Хрущёв посетил выставку «Новая реальность», посвященную 30-летию Московского союза художников. Этот визит стал одним из самых резонансных событий советской эпохи, он привёл к разгрому художников-авангардистов и приблизил закат «Оттепели». Два события – номенклатурный праздник и разгром авангардистов – образуют ироничную композицию. Можно ли оценивать искусство по тем же критериям, что труд колхозников и заводских рабочих?

 

 

МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО

Маяковский.Послушайте 

Юбилейный год Маяковского Мастерская Петра Фоменко отмечает литературно-музыкальной композицией «Послушайте» по мотивам автобиографии поэта «Я сам». За час с небольшим перед зрителем проносятся её ключевые эпизоды: гимназия, Японская война, социализм, первое стихотворение и арест, Бурлюк и желтая кофта, Европа, Америка… Однако зритель воспринимает их через призму сразу двух Маяковских: дерзкого, молодого (Павел Яковлев) и возмужавшего, уставшего от жизни (Анатолий Анциферов). Пространство сцены одновременно и раскрытая книга, и боксёрский ринг, где поэт наносит себе чувствительные удары – его диалог с самим собой максимально откровенен. Есть в спектакле и третий персонаж – непосредственно режиссёр Фёдор Малышев, в афише он обозначен ещё и как тапёр спектакля. Его авангардистские импровизации на фортепиано с открытыми струнами символизируют нерв Маяковского, и в этом смысле герой Малышева – тоже альтер-эго поэта, но альтер-эго творческое, ведь текст и музыка в спектакле «Послушайте» – одно и то же. При всей серьёзности темы постановка полна иронии: чего стоит Лиля Брик в интерпретации Анатолия Анциферова, который к тому же удивительно похож на Владимира Ильича, и эта его особенность спектаклю тоже пригодилась.

 

 

ТЕАТР ТЕРЕЗЫ ДУРОВОЙ

О мышах и людях

Спектакль «О мышах и людях» поставлен по мотивам одноименной повести Джона Стейнбека. Впервые в своей истории Театр Терезы Дуровой приглашает на сцену дипломный спектакль.  В ролях – выпускники Театрального института имени Щукина, режиссёр – Константин Балакирев. Приятели Джордж и Ленни вместе ищут работу, мечтая о независимой обеспеченной жизни. Собственная ферма во времена Великой депрессии – утопия, но такая заманчивая. Ради нее стоит рискнуть всем. По крайней мере, попытаться! История, рассказанная Стейнбеком, особенно близка молодёжи. Она о чести, одиночестве и милосердии, суровом мире и хрупком сердце, о настоящей дружбе и истинном гуманизме. Получился серьезный, вдумчивый разговор со зрителем о будущем, мечтах и стремлениях, о реалиях нашего времени.

 

18.10.2023
Фото || Анна Смолякова
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться: