Ольга Свиблова. Интервью с директором Мультимедиа Арт Музея

«Искусство — это экосистема, где все взаимосвязано…»

 

Интервью с Ольгой Свибловой, директором Мультимедиа Арт Музея, Москва

ОЛЬГА СЕРЕГИНА: Мультимедиа Арт Музей — первый музей фотографии и современного искусства, созданный по мировым стандартам в постсоветской России в очень непростое время в 1996 году. Музей очень хорошо знают и любят. МАММ является одним из самых посещаемых музеев не только Москвы, но и России. Безусловно, для всех стало приятной новостью, когда Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow объявил победителей программ 2021, и Мультимедиа Арт Музей, Москва, стал «Музеем года». Как вы восприняли это решение? Что этот почетный статус значит для вас?

ОЛЬГА СВИБЛОВА: Я люблю соревнования, хотя олимпиады в искусстве — сложный вопрос. «Не сравнивай: живущий несравним», и, тем не менее, мы все с интересом следим за итогами Каннского фестиваля, Turner Prize (прим. ред. Премия Тернера — премия в области современного искусства, одна из самых престижных в мире), премиями Кандинского, The Art Newspaper, Инновация, Московская Арт Премия и другими. Выбор победителя из художественных произведений или деятельности художественных институций сложен, всегда субъективен и все-таки важен. Мы работали, работаем и будем работать, независимо от того, какие звания, медали, награды мы получаем. Работаем, потому что любим свое дело и видим, что то, что мы делаем, нужно людям. Каждая выставка — новая влюбленность. Этой любовью мы стараемся поделиться со зрителями.

ОЛЬГА СЕРЕГИНА: Какое ваше понимание значимости Cosmoscow?

ОЛЬГА СВИБЛОВА: Cosmoscow — это, прежде всего, ярмарка. У ярмарки есть очень важная функция — она помогает встретиться художнику с коллекционерами, галеристами и представителями музеев. Искусство — это экосистема, где все взаимосвязано, и одно не существует без другого. В центре этой экосистемы стоит художник. Он — главный герой. Но художника нет без коллекционера. Работы художника должны быть востребованы. Желательно, чтобы это произошло при жизни. Вспомним знаменитые строки: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Если художник «рукопись» не продает, не продает произведение, то он физически не может существовать, потому что надо жить самому и кормить семью. Ему нужно вкладывать средства в материалы, ему нужна мастерская. Коллекционер — это вторая составляющая экосистемы искусства. Для каждого человека очень важно — а лично для меня это самое важное — быть нужным кому-то. Коллекционер не просто покупает понравившуюся ему работу — фактом покупки он подтверждает художнику, что его творчество нужно и важно людям, создает мотивацию для творчества. Между коллекционером и художником есть посредники — галереи, дилеры, без которых система искусства нормально не функционирует. Художественные салоны, ярмарки помогают собрать воедино все звенья экосистемы, в том числе и музеи. О ярмарках обязательно пишет пресса, без которой также нельзя представить экосистему искусства.

Cosmoscow — главная и, что важно, международная ярмарка искусства в России. Art Basel (прим. ред. Art Basel — международная художественная ярмарка, которая проводится ежегодно в Базеле, Майами-Бич и Гонконге), которую с 1989 года я пропустила лишь однажды, демонстрирует то, как меняется актуальная ситуация в мировом искусстве. Cosmoscow позволяет почувствовать пульсацию художественного ритма, меняющегося год от года, прежде всего в российском искусстве, открыть новые имена, увидеть неожиданные работы хорошо знакомых авторов. То, что ярмарка обросла большим количеством функций, которые традиционно для нее были не характерны, — это замечательно. У ярмарки теперь есть параллельная программа, серьезная круглогодичная образовательная программа, появился Фонд Cosmoscow.

Благодаря образовательной программе Cosmoscow постоянно расширяется круг коллекционеров. С умением любить и понимать искусство никто не рождается. Это то, что нужно прививать, желательно в детстве. Но «fall in love with art» можно в любом возрасте. Важно, чтобы рядом оказались талантливые медиаторы, которые интеллигентно и увлекательно приводят тебя в мир искусства. Cosmoscow отлично справляется с этой образовательной и просветительской миссией. Художественная коллекция, если она собрана умно, — хорошая инвестиция. Коллекционирование —  одно из лучших хобби, которое иногда становится профессией. Произведения, которые коллекционер покупает в коллекцию — «узелок на память», в дальнейшем помогающий увидеть, как менялся ты сам, потому что искусство меняет нас. Разговоры об искусстве сплачивают семью, дают возможность найти новых друзей, так как искусство — это неисчерпаемая тема для размышлений и обсуждений.

Коллекционер, привыкший покупать искусство, иногда попадает в зависимость от собственной страсти. Это самая полезная зависимость.

Ольга Свиблова и Маргарита Пушкина на 8-м благотворительном аукционе Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow  в МАММ

ОЛЬГА СЕРЕГИНА: Основатель ярмарки Cosmoscow Маргарита Пушкина в 2017 году учредила Фонд Cosmoscow. Он стал, по словам Маргариты, логическим продолжением некоммерческой деятельности ярмарки. Это действительно очень важная часть всего проекта и, используя ваш образ экосистемы, можно сказать, что он «подпитывает» эту систему, финансово поддерживая ее участников — победителей традиционных программ, в том числе и «Музей года». Какие закупки вы планируете сделать на средства Фонда?

ОЛЬГА СВИБЛОВА: Фонд Cosmoscow — важнейшая часть и логическое продолжение деятельности создателей ярмарки Cosmoscow. Аукционы и пожертвования, которые «питают» этот Фонд, помогают и художникам, которым нужны средства на реализацию их проектов, и музеям, которым всегда и во всем мире не хватает средств на закупку новых произведений.  Музей, как я уже говорила, — важнейшее звено экосистемы культуры. Делая выставки, музеи популяризируют искусство, ведут образовательную программу, но сердце музея — это коллекция.  Всем известна инсталляция Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех». Работы, идущие в музейные фонды, попадают в будущее. Коллекции европейских и российских музеев неделимы и непродаваемы. Важно, чтобы эти коллекции не лежали в запасниках мертвым грузом, а постоянно работали. Наш музей, не имеющий постоянной экспозиции, активно работает с коллекцией, насчитывающей более 170 000 единиц хранения. МАММ показывает работы из наших фондов как на собственных выставках, так и выдавая их российским и зарубежным музеям на временное экспонирование. Только в российских регионах ежегодно мы показываем 35-40 проектов на основе нашей коллекции. До пандемии ежегодно делали еще 5-7 проектов за рубежом.

ОЛЬГА СЕРЕГИНА: Вы уже определились с выбором произведений? Какие факторы повлияли на решение?

ОЛЬГА СВИБЛОВА: В юбилейный год МАММ, помимо существенной поддержки на закупки от Cosmoscow, получил еще один очень важный подарок от Правительства Москвы — новое фондохранилище в Юрово. Когда музей приобретает в коллекцию или получает в дар работы, он несет за них ответственность. Все должно храниться в соответствии с музейными нормами. Фондохранилища – еще одна проблема всех музеев мира. Наконец она начала решаться и в Москве. До хранилища в Юрово — 2 500 кв. метров — у нас было всего 300 кв. метров для размещения 170 000 единиц  хранения, поэтому мы собирали, прежде всего, фотографию и видео. Теперь же, в соответствии с широчайшим диапазоном выставочной деятельности МАММ, мы можем позволить себе покупать и принимать в дар живопись, скульптуру, крупноформатные инсталляции. 

На деньги, которые нам как Музею года выделила Cosmoscow, мы уже закупили прекрасный проект Валерия Чтака, замечательную инсталляцию Сергея Шутова, а также его ранние видео. Частично новые поступления МАММ показал на своем стенде на ярмарке Cosmoscow 2021.

Проект «Могло бы быть и хуже» Валерий Чтак делал специально для нашего музея, и мы уже начали предлагать его своим коллегам в региональных музеях и за рубежом. Выставку Сергея Шутова на основе новых закупок мы с сентября показываем в МАММ и также уверены, что она будет интересна другим музеям.

Приобретая те или иные работы в коллекцию музея, мы оцениваем их художественную значимость, а также то, как в ближайшем и очень отдаленном будущем  — через 50-150 лет — эти работы смогут жить в персональных выставочных проектах художника и в групповых выставках, посвященных той или иной проблематике. Мы также оцениваем, возможно ли собрать необходимый массив важных работ художника, пусть не сразу, а когда они всплывут на рынке, и будут средства на закупку. Мы рассматриваем каждое поступление, прогнозируя перспективы его жизни внутри контекста нашего и других музеев. Иногда встречается супер-работа, но она не вписывается в нашу музейную стратегию. И тогда я всячески пытаюсь обратить на нее внимание своих коллег-музейщиков, для которых она может стать «профильным активом».

ОЛЬГА СЕРЕГИНА: Какая концепция была у вашего стенда на Cosmoscow 2021, на которой вы выступили как Музей года?

ОЛЬГА СВИБЛОВА: В юбилейный год принято подводить итоги, однако трудно вместить в один стенд 25 лет жизни музея.  За четверть века музей сделал около 2 500 выставок. В это с трудом верится даже нам самим. Мы показали сухие цифры статистики, а видео на экранах напомнило важные этапы развития и трансформации музея. Наше главное достижение – зрители. На очень сложных выставках современного искусства, в том числе на выставке «Тень души, но заостренней чуть», мы принимали по выходным около 4 000 человек в день. Надо учитывать, что у нас всего 2 150 кв. метров выставочных площадей.

: Выставка «Тень души, но заостренней чуть», МАММ, Москва, 22.01-23.05.2021

Нельзя сравнивать чисто количественные показатели посещаемости, как это делают многие рейтинги. Важнейший показатель — количество людей на квадратный метр выставочной площади. При этом необходимо учитывать лимиты антропогенной нагрузки, которые у каждого музея разные. Мы гордимся тем, что наша публика молодежная. До января 2021 года 82% зрителей были от 18 до 35 лет, а после локдауна с 23 января к нам хлынули подростки 14-16 лет, которые вообще не часто ходят в музеи. Сегодня около 90% посетителей — от 14 до 40 лет.  Если этой аудитории с нами интересно, это огромная радость и большая ответственность.

На стенде мы рассказали не только о наших выставках, но и о других программах МАММ: MAMM Music, MAMM Cinema, MAMM Discussion, MAMM Performance и другие.

В этом году МАММ исполняется 25 лет, а нашему структурному подразделению — Школе фотографии и мультимедиа им. А. Родченко — 15 лет. Мы очень гордимся школой, которую с момента ее основания возглавляют два замечательных директора — Ирина Успенская и Елена Лунгина. В школе работают блестящие преподаватели. Набор в школу осуществляется по конкурсу — это 30-35 человек в год. Абитуриенты должны иметь за плечами не менее 3 лет обучения в любом ВУЗе по любой специальности. Обучение в школе  — бесплатное, оно длится 3 года. В 2018 году в Париже Школа Родченко получила звание «Лучшая арт-институция в области художественного образования Центральной и Восточной Европы». В рейтинге The Art Newspaper «50 Most Promising Young Artists from Russia» (прим. ред. «50 Самых Многообещающих Молодых Художников из России») более 30% — выпускники Школы Родченко, которые неоднократно становились номинантами и лауреатами наиболее престижных российских и международных Премий в области современного искусства. 

Еще мы показали на стенде новые поступления в коллекцию МАММ — то, что мы уже закупили благодаря поддержке Cosmoscow, и дары коллекционеров, галерей и художников. Надеюсь, что эта мини-выставка простимулирует, прежде всего, коллекционеров дарить работы в музей, как это принято во всем мире, а мы, со своей стороны, планируем в музее цикл выставок, связанных с новыми поступлениями в музейные фонды.

Леонид Богданов. Рекламный плакат к фильму «Кин-дза-дза!». 1987. Бумага, полиграфическая печать. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва. Плакат был представлен в экспозиции выставки «Советский киноплакат 1950-1980-х годов. Дар семьи Карисаловых Мультимедиа Арт Музею» в МАММ, Москва 15.07. — 29.08.21

ОЛЬГА СЕРЕГИНА: Юбилейный год МАММ уже спланирован?

ОЛЬГА СВИБЛОВА: У МАММ есть девиз — «Самое интересное впереди!». Мы начинаем празднование в начале декабря 2021 года новой биеннале «Искусство будущего/ Art for the future». Задача биеннале — показать искусство, использующее новые технологии: нейросети, дополненную и смешанную реальность, 3D-принты, и рефлексирующее над тем, как индустрия 4.0 меняет жизнь каждого из нас. В рамках биеннале будет создана платформа artforthefuture.art, на которой будет представлено искусство, созданное онлайн, а также образовательные онлайн-программы биеннале. В МАММ биеннале «Искусство будущего/ Art for the future» закончится в марте 2022 года. Затем работы, участвовавшие в биеннале, будут показаны в 6-8 городах российских регионов. В апреле стартует юбилейная «Фотобиеннале-2022» (первая состоялась в 1996 году). Летом музей займет юбилейная выставка Школы Родченко. В сентябре в МАММ из Центра Помпиду приедет проект «Коллекция!» — российское современное искусство с конца 1950-х до начала 2000-х годов — дар Фонда Потанина и российских коллекционеров одному из крупнейших европейских музеев. Этот проект станет завершением программы нашего юбилейного года и будет демонстрироваться в музее до конца ноября 2022 года.

ОЛЬГА СЕРЕГИНА: Благодарю и поздравляю вас и всю команду Музея с Юбилеем. И ждем, ждем, ждем — самое интересное впереди!

Фото || предоставлены пресс-службой МАММ.
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: