#«Октябрь» Цая Гоцяна

 

С  13 сентября по 12 ноября Государственный музей изобразительных искусств  Пушкина представляет зрителям масштабную выставку-инсталляцию «Октябрь», созданную известным во всём мире художником  Цайем Гоцяном.

 

 

Китаец по происхождению, Цай Гоцян широкой публике известен благодаря  уникальной технике своего творчества. Визитной карточкой этого мастера стали знаменитые пороховые  картины и зрелищные пиротехнические спектакли, самым известным из которых является,  пожалуй, церемония открытия и закрытия летних олимпийских игр в Пекине в 2008 году. Выставки Цая Гоцяна с неизменным успехом проходят в крупнейших музеях мира.

Проект «Октябрь» стал итогом размышления художника об Октябрьской  революции, сто лет назад изменившей историю не только нашей страны, но и всего мира. Родившийся и выросший в коммунистическом Китае, Цай Гоцян воспринимает эти события и как часть истории своей страны. «Человек как субъект и объект истории» —  так некогда определил главную тему выставки сам художник.  Основанные на принципах и идеях восточных философий, произведения Цая Гоцяна не дают зрителям однозначных ответов.

«ОСЕНЬ»

Экспозиция выставки — композиция «Осень».  Перед фасадом музея вырастает гигантская гора, доходящая своей вершиной почти до конька фронтона. Она сложена из нескольких сотен детских колыбелек, кроваток и колясок, в каждую из которых посажена молодая берёзка. В создании  этого монумента приняли участие многие москвичи, пожертвовавшие свои личные вещи для инсталляции. Именно так, по мысли  китайского художника Цая  Гоцяна, отдельные человеческие судьбы сливаются в единую историю народа. Вместе с тем использованные вещи – маленькие фрагменты жизни. Они хранят наши воспоминания о прошедшем и былые мечты.  Эта ностальгическая частица памяти оживляет неодушевлённые предметы, придавая им антропоморфные черты. Она позволяет каждому отдельному человеку почувствовать себя частью больших исторических процессов.

 

 

Осенние золотые листья берёз, вырастающие из колясок и колыбелек, это не только жест уважения природе  российской земли, воспетой Левитаном и другими русскими художниками. Подчиняясь смене времён года, листва деревьев во время выставки будет постепенно менять свой цвет. По летнему зелёная вначале, она пожелтеет на осеннем ветру, а затем станет опадать. Это поэтичная метафора жизни: так постепенно уходят в прошлое наши осуществлённые и не осуществлённые мечты, дерзания, надежды. Она напоминает нам о том, что традиционно в искусстве осень ассоциируется со зрелостью, мудростью. Примерно такое же значение это время года имеет и в китайской мифологии, где осень уподоблялась огню, пожирающему прошлое и обещающим новую жизнь.

КИТАЙСКИЙ ШЁЛК И ИНТЕРНАЦИОНАЛ

Над центральной Розовой лестницей музея развивается и парит подобно огромному стягу выжженная порохом строка интернационала: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой». Тонкое полотно китайского шёлка, закреплённое над головами зрителей, по мысли автора должно вызывать различные ассоциации, движимое потоками воздуха. Оно реет, как гигантский флаг, и в то же время, подсвеченное сверху, напоминает нам небо в театральных декорациях. После масштабного нагромождения предметов в инсталляции «Осень»  пространство Розовой лестницы кажется визуальной паузой, но именно здесь мы впервые сталкиваемся со знаменитой пороховой живописью. Специально для Москвы впервые в своей художественной практике Цай Гоцян создал пороховую каллиграфию, в буквальном смысле слова взорвав на полотне строчку интернационала.

 

«ЗНАКИ»

В пространстве Белого зала музея соединились в единую инсталляцию несколько произведений Цая Гоцяна. В самом центре, прямо под ногами зрителей, лежит прекрасная, залитая солнцем, земля, на которой желтеет плодородная нива. Миллион стебельков — это символ богатства и плодородия русской земли, воспетой поэтами, писателями и художниками. Отражаясь в зеркале потолка, земля кажется бескрайней и ещё более прекрасной.

 

 

Чтобы создать гигантское поле с таинственными знаками, Цай Гоцян вместе с волонтёрами проделал титаническую работу. В деревянных каркасах было укреплено несколько тысяч специальным образом высушенных колосков. Внутри каждого стебля находится тонкая проволока. Именно она позволяет художнику складывать на поверхности поля различные рисунки. В этот раз в центре поля художник укладывает колоски таким образом, чтобы они сложились в революционную символику: пятиконечные звёзды, серп и молот. Тем не менее эти знаки не видны непосредственно на земле, входящие в зал не сразу замечают их. Лишь зеркальный потолок делает их видимыми, и они парят над головами зрителей подобно миражу как символ грандиозной утопии, перевернувшей когда-то историю нашей страны.

 

«РЕКА»

4 сентября в павильоне картофелеводство на ВДНХ Цай Гоцян в присутствии несколько сотен зрителей создал первое произведение в уникальной технике пороховой живописи. Им стало величественное двадцатиметровое полотно «Река», выполненное чёрным пиротехническим составом, напоминающее по композиции и тонкой, почти  монохромной, цветовой гамме традиционную китайскую живопись тушью.

 

 

Эта, похожая на свиток или старинную ширму, картина настраивает зрителя на философское и медитативное созерцание. Медленно и торжественно течёт по стене зала величественная  река жизни, воплощающая неостановимый ход  времени. Её движение, как гора «Осени» у входа в музей, складывается из множества отдельных историй. Старые советские и вполне современные фотографии, которые художник использовал как основу композиции этой картины,  напоминают нам о прошлом и настоящем. Одна за другой перед глазами зрителей  проходят сцены повседневной  жизни. Дети, идущие в школу, рабочие на заводе, повседневные домашние хлопоты. Казалось бы, какое отношение имеет всё это  к истории Октября? Но в своём искусстве Цай Гоцян предстаёт как наследник многовековой традиции китайской философии, говорящей о нерасторжимой связи всех жизненных явлений. Активен ты или бездействуешь, всё равно всё равно каждое мгновение своей жизни ты совершаешь выбор. Именно из этих маленьких  незаметных движений складывается наше будущее.

«САД»

В противовес будничному течению будничной  жизни «Сад» Цая Гоцяна ярок и многоцветен. Среди прекрасных маков и ярких гвоздик проступают фрагменты советских плакатов. Перед нами утопический сад  мечты, в котором оживают надежды на прекрасное, но недостижимое будущее. То самое, о котором говорила столь часто советская пропаганда. Как любая утопия, это пространство подобно миражу, оно завораживает своей красочностью и живописностью.

 

 

Для создания этого произведения Цай Гоцян решил использовать технику, впервые открытую им всего  два года назад, когда он добавил к обычным пиротехническим смесям красочные пигменты. Как и в серии картин, показанных в японском музее, главной темой сада становится изображение цветов – жанр, отсылающий нас вновь к традиционной китайской живописи. Выбор художником красных гвоздик и разноцветных маков, конечно же, не случаен. В Советском Союзе красная гвоздика традиционно считалась  цветком  Октября – знаком  крови, пролитой во имя счастливого будущего.

 

КАК СОЗДАВАЛАСЬ ВЫСТАВКА

Появлению произведений Гоцяна в Москве предшествовали несколько дней экспериментов, во время которых художник исследовал особенности используемых материалов: шёлка, холста, пиротехнических смесей. Продумав все подробности и  детали будущей композиции, проработав их в многочисленных эскизах, художник начал работу: на расстеленный  на полу холст нанёс силуэт будущего изображения. Он стал основой, по которой из картона был вырезан трафарет. В московском проекте художник прибег к помощи 80 добровольцев. Готовый трафарет наложили на холст, затем, рассыпая пиротехническую смесь, Цай Гоцян  варьировал количество  порошка,  добиваясь таким образом изменения рисунка и глубины чёрного тона. Закончив работу, художник поджёг порох. Вспыхнув на несколько секунд, порох оставил свой след  на поверхности холста, чтобы отныне и навсегда стать произведением искусства.

Автор || Олеся Суджан, главный редактор

Поделиться: