Уильям Шекспир – один из самых популярных драматургов, чьи произведения благополучно ставит год за годом каждый уважающий себя театр. Однако, при более глубоком погружении оказывается, что Шекспир совсем не ограничивается школьной программой. Этот любитель придворного закулисья гораздо больше, чем «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Макбет» и «Король Лир». В этой статье мы решили «Заглянуть за», «перешагнуть через» и рассказать об известных постановках малоизвестных произведений Шекспира.
Тит Андроник
Мало кто знает, что иногда национальный английский поэт отказывался от собственных же принципов минимальной жестокости и беспощадности. И его трагедия «Тит Андроник» – яркий пример такого отхождения. Кровавый и убийственный сказ о военачальнике, который вернулся из похода и обнаружил, что «неспокойно стало в римском королевстве», моментально обрел бешеную популярность на сцене. Режиссеры самозабвенно ставили его раз за разом, а публика жадно алкала монологи на фоне залитых кровью декораций. Однако, мода – дама бескомпромиссная, и в первой половине XVII века трагедия на театральных подмостках появлялась все реже. Лишь в середине прошлого столетия она триумфально вернулась на мировую сцену. Главные роли в ней исполнили идолы не одного поколения – Лоуренс Оливье и Вивьен Ли.
Бесплодные усилия любви
Комедия, в которой король решает, что отсутствие еды, сна и женщин, откроет новые границы разума, просто обязана была сразу попасть в руки какого-нибудь театрального режиссера. Причем, не простого режиссера, а того, кто бы смог ее поставить специально для королевы Елизаветы. Премьера состоялась в 1597 году, однако, дальнейший путь комедии в театре нельзя назвать идеальным. После заката «эпохи Шекспира» она пропала с театральных подмостков, и вспомнили про нее лишь два столетия спустя. В 1839 году она оказалась на сцене королевского театра Ковент-Гарден. Казалось бы, вот он «звездный» час. Но не случилось. В разгромной рецензии The Times присутствовали эпитеты «утомительно», «непонятно», «обременительно». Труд Шекспира терпеливо ждал XX века. И дождался. На протяжении прошлого столетия комедия ставилась несколькими крупными театрами, и на этот раз она получала благосклонные отзывы. Например, критик Майкл Билленгтон написал, что чем больше он смотрит «Бесплодные усилия любви», тем больше понимает, что это самая интригующая комедия Шекспира. Словом, не зря она столько ждала! А еще в этой пьесе самое длинное слово из всей библиографии знаменитого драматурга – honorificabilitudinitatibus. Оно означает состояние, в котором человек способен принять почести.
Троил и Крессида
Любовь во время Троянской войны – эдакий аналог пира во время чумы. Правда, Шекспир решил поозорничать и высказаться на тему самого известного древнегреческого мифа в своей манере. В этой пьесе он нарушил несколько собственных же правил: в конце главные герои остаются в живых, но это не означает happy end, вместо изменщиков-мужчин тут непостоянство женщин, да и сама любовь начинается неслучайно. И, возможно, это стало причиной, по которой она ждала своей постановки целых 400 лет. Зато в самом начале ХХ века постановки «Троила и Крессиды» стали очень популярны. После Первой мировой войны циничное изображение безнравственности и разочарования пришлось зрителю очень даже по вкусу.
Виндзорские Насмешницы
Эту комедию впору назвать современным словом спин-офф. Главным героем тут выступает персонаж, который до этого фигурировал на вторых ролях в исторической хронике «Генрих IV». Более того, это единственный случай, когда Шекспир отошел от Англии придворной в пользу Англии провинциальной. История человека, чье самомнение кратно превышает его же возможности и способности, моментально стала популярной на площадках по всему миру. Ее премьера состоялась в 1597 году в Гринвиче, а на протяжении последующих столетий, где только публика не смеялась над неуклюжим, но самоуверенным Джоном Фальстафом. Свои двери ему открыли и «Олд Вик» в Лондоне, и Немецкий театр в Берлине, и «Одеон» в Париже, и Малый театр в Москве. Тот самый случай, когда поводов посмеяться и хорошо провести время – просто бесчисленное множество.
Автор || Марсель Македонский
*Эту статью можно прочитать в номере журнала #16. осень 2018
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….