Большинство людей не задумываясь называют все текущее искусство современным, хотя это далеко не так. По мнению философов, начиная с 1990-х годов мы все живем в эпохе метамодерна, а некоторые художники выбирают для своего творчества не что иное, как метамодернизм. Несмотря на то, что теория еще не прошла проверку временем и подвергается из-за этого критике, отрицать вытеснение постмодерна и приход новой эпохи с ее искренностью, граничащей с иронией, не стоит. Художникам, творящим в метаморденизме присуще «чистое» искусство. Их стилистике свойственна глубина, пустота, ирреальность, естественность, а методам – экологичность. Поговорим о творцах, которые сами определили свою деятельность как метамодернистское искусство.
«Метамодернизм заменяет границы настоящего на пределы бесперспективного будущего; и он заменяет границы знакомых мест на пределы беспредельного. На самом деле, это и есть «судьба» человека метамодерна: преследовать бесконечно отступающие горизонты».
Авторы термина «метамодернизм» – голландский философ Робин ван ден Аккер и норвежский теоретик медиа Тимотеус Вермюлен.
Художник-концептуалист из Лос-Анджелеса Крис Энгман создает воображаемые инсталляции, в которых пейзажи, сделанные из множества фотографий, переселяются в реальные интерьеры. Подобным приемом он пытается стереть грань между реальностью и нереальностью, заставляя зрителя задуматься, не обманывает ли его восприятие.
Олафур Элиассон – современный датско-исландский художник, известный благодаря своим масштабным арт-инсталляциям на стыке науки и искусства. Так или иначе, в его произведениях задействованы свет, вода, температура и давление, хотя сама природа не является конечной целью Элиассона. Она служит лишь способом изучить зрителя и его субъективные переживания. Его легендарная инсталляция «The Weather Project», которая в 2003 году заняла все пространство в Tate Modern в Лондоне служит этому примером. В этой работе художник воспроизводит солнце и небо. Приближая человечество к горячей звезде, художник перечеркивает концепцию антропоцентризма. Олафур Элиассон предлагает почувствовать причастность людей к Солнечной системе, и в то же время дает шанс осознать их незначительность. Вводя «природные» явления в культурную среду, творец призывает зрителя задуматься над своим пониманием и восприятием окружающего физического мира.
Другой художник, приводящий зрителей в явление чистого опыта, – Джеймс Таррелл. На протяжении длительного художественного пути он исследует отношения света и пространства. Несмотря на отсутствие физической оболочки, его работы связаны именно с ощущениями человека и интенсивностью его внутренних переживаний. В серии своих инсталляций «Ganzfeld» он обращается к возведению замкнутых помещений, внутри которых зритель теряет ощущение верха и низа, границ, расстояния, и просто остается один на один с цветным светом, что и приводит к катарсису.
Известный московскому зрителю художник и перформер Рагнар Кьяртанссон – тоже метамодернист. Его трагикомические спектакли сочетают в себе печаль и счастье, ужас и красоту, драму и легкомыслие. Так, в своей, по мнению творца, первой настоящей художественной работе «Я и моя мать» 2000-го года на художника плевала, в прямом смысле этого слова, в течение 20 минут его собственная мать, а тот в ответ оставался непоколебимым.
Еще один яркий представитель новой искренности в живописи – английский художник Дэвид Торп. В его серии пейзажей соседствуют правда и вымысел и, безусловно, прослеживается влияние романтического концептуализма: одного из стилей метамоденизма. Он своеобразный герои одиночка, который с помощью своего искусства борется с чувством ограничения как в личном, так и в социальном плане.
Автор || Анастасия Дмитренко
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2022
Зима – это не только время шумных корпоративов, юбок с пайетками и новогодних колпаков. Это еще и пора постоянных морозов. А чтобы в этом сезоне вам не приходилось выбирать между теплом и красотой, мы подготовили для вас подборку трендов для ухода за кожей и создания стильного макияжа этой зимой.
ТЕМНЫЕ ГУБЫ
В моду снова вошли темные помады ягодных, сливовых и бордовых оттенков. Такой макияж привлекает внимание и добавляет яркости всему образу. Лучше отдавать предпочтение матовым средствам, которые не сушат губы и не забиваются в трещинки. Эффект должен быть не глухой, а немного сатиновый, с легким намеком на блеск. Помада должна слегка увлажнять губы — если спешите, можно обойтись без предварительного нанесения бальзама. Пример такого средства — помада с пудровым эффектом от Lancome L’absolu Rouge Intimatte.
www.lancome-usa.com
МАТИРУЮЩАЯ ОСНОВА
После нескольких сезонов популярности влажной и сияющей тональной основы матовая фарфоровая кожа снова начала входить в моду. Достаточно заменить сияющую базу на матирующую — и у вас получится трендовый макияж! Для зимних будней может прекрасно подойти база от Clarins Instant Smooth.
www.clarins.ru
«БЕЗ МАКИЯЖА»
Этот тренд для тех, кто не любит наносить много косметики, но хочет выглядеть стильно и ухоженно этой зимой. Для этого достаточно слегка выделить брови, скулы и внутренний уголок глаза. Можно нанести немного туши и бальзам для губ. Для создания такого образа идеально подойдет набор для макияжа бровей Beautiful Brows от Deliah.
www.delilahcosmetics.com
РУМЯНЕЦ SNOW DAY
Прямиком из 1980-х в моду возвращается техника нанесения румян до висков. Легкий розовый румянец, будто вы только зашли домой с мороза, сделает образ более милым и нежным. У пудровых румян Blush Subtil от Lancome шелковое ровное покрытие, которое позволяет достигать равномерного распределения пигмента на коже, создавая естественный вид свежего лица. Румяна прекрасно держатся в течение всего дня, легкая и прозрачная текстура позволяет моделировать различную интенсивность цвета, от еле уловимого естественного румянца до более активных насыщенных красок вечернего макияжа.
www.lancome-usa.com
ДВОЙНАЯ СТРЕЛКА
Густая черная подводка для глаз никогда не выходит из моды! Двойные стрелки — это стрелки нарисованные двумя оттенками подводки: один, чаще всего, традиционно черный, другой — более интересный. Рисовать такие стрелки – предельно просто. В качестве черной подводки лучше выбрать гелевую и дополнить ее своей тонкой скошенной кистью из искусственного ворса, а в качестве цветной можно также использовать гелевое средство, а можно рисовать тенями или жидкой подводкой. Создать такой макияж поможет Paint Color Slim от Zeesea.
www.zeeseacosmetics.com
ДЛИННЫЕ РЕСНИЦЫ
Этой зимой ресницы становятся еще гуще, длиннее и эффектнее. Для создания модного макияжа нанесите удлиняющую тушь или наклейте накладные ресницы. Например, с помощью накладных ресниц от Mac можно изменить форму глаз, сделать взгляд более открытым, замаскировать нависшее веко.
www.mac-cosmetics.ru
ЯРКИЕ ТЕНИ
Яркие и необычные макияжи актуальны не только в период новогодних праздников. Самые популярные цвета теней сезона варьируются от нюдовых, переосмысленных в дополнительном глэм-ключе, до более темных, таких как серый, фиолетовый и коричневый. В моде и универсальные оттенки, такие как синий и зеленый, которые можно использовать не только в вечернем, но и в дневном макияже. Советуем выбирать палетки, в которых классический нюд сочетается с более смелыми цветами, например, как в палитре Cosmic Crush от Too Faced Born This Way.
www.toofaced.com
БРОВИ
Густые брови в тренде в этом сезоне. Предлагаем использовать для макияжа помаду для бровей — так проще и быстрее сделать их ярче! Лучше выбирать средства с тонкой скошенной кисточкой, как в линейке у Anastasia Beverly Hills — нанести средство будет еще легче.
www.anastasiabeverlyhills.com
ЦВЕТНЫЕ РЕСНИЦЫ
В этом сезоне ресницам уделяется очень много внимания. Подиумы рекомендуют попробовать использовать цветные туши или накладные ресницы разных оттенков. Например, в линейке Overcurl у Dior есть туши синего и зеленого цветов.
www.dior.com
ГУБЫ В СТИЛЕ 90-Х
Макияж губ в стиле 1990-х годов по-прежнему популярен. Неудивительно, ведь коричневая и телесная цветовые палитры идеально подходят для холодного времени года. Самые смелые девушки выбирают оттенок горького шоколада, а те, кто поскромнее, — более светлый, бежевый. Если решите поностальгировать, можете попробовать, например, Phyto-Rouge Shine от Sisley.
www.sisley-paris.ru
13.01.2024
Фото || предоставлены брендами
Автор || Валерия Пермякова
Эту статью можно прочитать в печатном зимнем номере 2023/2024 журнала:
Полнометражная работа «Аквариум» режиссера-дебютанта Ильи Шагалова была отмечена на фестивале «Короче» специальным призом жюри «За реальность». При этом речь в картине идет об идеальном мире без насилия, ссор и агрессии. Есть ли здесь противоречие? С поставленным вопросом разбирается наш редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков.
В идеальном мире ничто не помешает быть счастливым. Здесь царят тишина, покой и гармония, ведь проявлять агрессию жителям райского заповедника строго запрещено. Если разговор на повышенных тонах еще простят, то за проявленное насилие точно накажут вынесением первого замечания. Оступившемуся дадут шанс на исправление: к нему приставят инспектора из Службы помощи, обязанного сопровождать нарушителя и днем и ночью. В случае фиксации повторного инцидента агрессивный гражданин окажется в одном шаге от принудительного переселения в таинственный Анклав, из которого никому уже не суждено будет вернуться.
В фильме «Аквариум» режиссера Ильи Шагалова главный герой Стас (в исполнении самобытного Алексея Филимонова), поддавшись на явную провокацию и потеряв контроль, бьет человека по лицу. Наказание следует незамедлительно. Теперь в доме Стаса, кроме его супруги Риты (Дарья Урсуляк) и маленького сынишки, живет эмпатичный и болтливый инспектор-стажер Макс (Никита Еленев). Новость о злодеянии Стаса мгновенно становится известна соседям, коллегам и друзьям некогда добропорядочной семьи. Отныне никто не желает замараться общением с человеком, находящимся на волосок от изгнания в Анклав. Под покровом улыбок, такта и доброжелательности вершится липкая от вежливости травля…
Закрученные ленты эшеровских лестниц; яркое солнце и блестящие лужи, как в детстве; отражения в многочисленных стеклах и глянцевых поверхностях; компульсивная чистота в интерьерах; безупречные до безжизненности пейзажи в духе футуристического урбанизма – так Илья Шагалов визуализирует стерильную среду обитания лишенного агрессии общества. Эта пластиковая, залитая светом скорлупа, остается лишь зримо цельной и безмятежной, на эмоциональном же уровне режиссер создает настолько высокое давление, что кажется, будто герои картины вот-вот лопнут от сдерживаемых ими запрещенных чувств. От персонажей напряжение мгновенно передается зрителям. Режиссер все плотнее и плотнее сжимает пружину, которая неминуемо должна разжаться. В ожидании этого медленно созревающего хлопка, наливающегося гноем нарыва появляется желание высвободить весь накопившийся пар: закричать, вскочить, побежать. Отвергаемые эмоции становятся настолько явно осязаемыми, что сразу становится понятно, почему на фестивале «Короче» картина получила специальный приз жюри именно с формулировкой «За реальность». Страх, злость, печаль, обида, ревность словно материализуются, становясь полноправными действующими лицами повествования. Они так же ярко играют свои роли, как и занятые в фильме Алексей Кравченко, Анна Котова, Марина Ворожищева, Любовь Толкалина.
«Аквариум» получился глубоким рассуждением о человеческой природе, о принятии слабостей и ограничений, о выборе между комфортной жизнью в социуме и пронизанной страхом неизвестностью. Возможна ли вообще любовь в неволе, под гнетом долга, тревоги, общественного мнения? Нужна ли свобода без гарантий элементарного физического выживания? Из таких колючих, неудобных, взрывающих мозг тем и вопросов соткано полотно педантично безупречной и гладкой в визуальном плане картины. Именно этим сочетанием несочетаемого достигается эффект когнитивного диссонанса, когда поступающая по зрительным нервам умиротворяющая информация настолько кардинально противоречит жестокой сути происходящего, что появляется внутренний дискомфорт, разжигающий желание расколотить этот чертов аквариум. Но стоп! Ведь нельзя. Жутко страшно в итоге оказаться в Анклаве…
26.02.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….