Николай Фешин принимает решение эмигрировать в Соединенные Штаты. Накануне отъезда у него случается спор с Беньковым, который восклицает:
– Ты пропадешь там!
– А ты пропадешь здесь, – отвечает Фешин.
«Уехать или остаться?» – именно вокруг этой фразы и этого диалога построена концепция выставки двух талантливых художников и друзей, чью жизнь на до и после разделила эмиграция.
Вопрос, конечно, риторический, но с 5 июня по 24 сентября в Музее русского импрессионизма можно увидеть, как каждый ответил на него в течение своей жизни.
Творческий путь художников начался в Казанской художественной школе, где два абсолютно разных на первый взгляд человека – замкнутый Фешин и душа любой компании Беньков – нашли друг в друге поддержку и вдохновение. Пройдя вместе через обучение в Академии художеств, путешествия по Европе, первые выставки и возвращение в родной город, они столкнулись с революцией и гражданской войной, которые перевернули их привычную жизнь с ног на голову. С этого момента Фешин переехал в США, а Беньков – в Узбекистан.
И когда все вроде бы стало налаживаться, Фешин заболел туберкулезом и вынуждено переехал в маленький городок Таос в штате Нью-Мексико; Беньков же – застал войну, из-за которой долгое время провел в изоляции. Как раз на этом контрасте и строится рассказ на выставке: южное азиатское солнце и местный колорит Самарканда Бенькова противопоставлен Америке Фешина.
Николай Фешин «Портрет гравера У.Д. Уотта», 1924. Частное собрание, Москва
Художник написал портрет акварелиста и гравера Уоттома почти сразу после переезда в США, и в итоге эта работа стала одной из ключевых в его творчестве. Она принесла ему не только награду им. Т.Р. Проктора и 200 долларов в качестве приза, но и статус одного из лучших портретистов в Нью-Йорке, а еще большое количество заказов.
Николай Фешин «Портрет миссис Фешиной с дочерью», 1925. Частное собрание, Москва
Фешин женился на дочери основателя Казанской художественной школы Александре Белькович еще до эмиграции в США. Но, несмотря на любовь мужа, дочь и материальное благополучие семьи, Александра все же ушла от Николая, чтобы стать писательницей (ведь по ее словам, художник подавлял ее талант).
Николай Фешин «Портрет девочки из племени Таос», 1930. Частное собрание, Москва
Небольшой и провинциальный городок Тасо, куда Фешин перебрался из-за болезни, в один миг приобрел невероятную привлекательность не только для других художников, но и для туристов. В манере, сочетающей импрессионизм и экспрессионизм, художник писал безымянных девушек, портреты таосских индейцев и латиноамериканцев. Он окружал их предметами местной культуры или соответствующими элементами одежды, но тем самым не создавал шаблонные истории, а передавал местный колорит.
Павел Беньков «Девушка-хивинка», 1931. Государственная Третьяковская галерея
По словам художника, его прогулки по улицам Хивы, где он наблюдал за местными жителями, работой прях и окружающими их всех яркими цветами, напомнили ему «Ткачих» Веласкеса. А ведь и правда: картина увлекает нас своей поэтичностью образа и насыщенностью цветов.
Павел Беньков «Крытый базар в Бухаре», 1929. Государственный музей Востока
Колорит местных улиц и бухарских базаров всегда привлекал художника. Он неоднократно возвращался к их изображению в своем творчестве, уделяя особое внимание освещению, которое проникало в эти крытые помещения с разных сторон.
Их жизни разошлись, но оба они все же смогли найти свое место под солнцем: Николай Фешин – в Калифорнии, где работал в собственной студии, а Павел Беньков – в Самарканде, где его имя долгое время носило Самаркандское художественное училище и улица, на которой жил мастер.
И, на самом деле, в этой истории нет однозначного ответа на вопрос «Уехать или остаться?», но, проследив за становлением каждого из двух художников, мы можем ответить на него самостоятельно.
Фото || PR-служба Музея русского импрессионизма
Автор || Евгения Ал
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО. 2019
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….