«Керамика — это осязание, красота и субъективность, а также передача идей, о которых не расскажешь словами».
Кристина Туфиньо, пуэрториканский художник
В повседневной жизни разговор о керамике вызывает ассоциацию либо с самим природным материалом, либо с предметами быта, а в лучшем случае — с предметами декоративно-прикладного искусства. Все верно! «Kέραμος» на древнегреческом языке — это «глина», и по происхождению материала изготовления все изделия из глины и смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры мы называем «керамикой».
Керамика, возможно, стала первым созданным человеком искусственным материалом. Древнейший предмет из обожженной глины датируется 29-25 тысячелетиями до нашей эры. Керамика прошла длинный путь вместе с нами и как природный материал никуда не исчезла. Изначально применявшаяся для изготовления посуды, позднее она стала использоваться в промышленности, строительстве, искусстве, медицине. В XX столетии были созданы новые керамические материалы для использования, например, в полупроводниковой индустрии.
Керамика всегда была одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями. Художники и ремесленники, работающие с этим материалом, на протяжении веков вносили свой вклад в мир искусства. Керамика, соединяя в себе неограниченные возможности создания цветовой гаммы, фактуры, формы, комбинируемости с другими материалами, открывает для художника путь к эксперименту и реализации любой своей фантазии, выполняя утилитарную, эстетическую и художественную функции.
Керамические традиции давно проникли в практику художников. Несмотря на то, что керамика является древнейшим средством самовыражения, в поле современного искусства она не часто представлена на выставках и в коллекциях. Особенно в России керамика редко ассоциируется с современным искусством, и не так много найдется художников, создающих керамические произведения. Трудно не согласиться со словами британского керамиста Аарона Энджела: «Я думаю, работа с глиной заслуживает большего, чем просто быть ремеслом, вскользь упоминаемым в мире искусства».
Вот именно в таком ключе мы поговорили о керамике с преподавателем и художником Наталией Хлебцевич, куратором Мариной Весной и художником Антоном Кушаевым.
Марина Весна
Куратор.
Сооснователь первой в России платформы, посвященной дизайну XXI века Manner&Matter.
ОЛЬГА: Для искусства, со всеми свободолюбивыми устремлениями, свойственны свои шаблоны, клише и предубеждения. Хотя произведения искусства и дизайнерские объекты часто обладают равным статусом, не исключением являются высокомерные приговоры относительно работ художников: «Ну это же просто дизайн», а высшей похвалой и признанием работы дизайнера со стороны критиков звучит: «Это истинное произведение искусства». С вашей точки зрения, есть ли четкая граница и где проходит этот водораздел между объектом современного коллекционного дизайна и керамическим произведением современного искусства?
МАРИНА: Все, что находится в области визуального, я разделяю на две простые категории: содержательные и бессмысленные. Есть форма, которая является результатом пройденного художником или дизайнером пути, и содержание, которое является осмыслением этого пути. Если в работе ощущается путь, авторский поиск, вследствие которого она появилась, — предмет заслуживает внимания. То есть интересный предмет тот, где одновременно присутствуют и визуально считываются и форма, и путь к ней, и осмысление этого пути. Дальше уже субъективный фактор: близок ли тебе этот путь, эта история или нет. Но она должна быть, иначе это не произведение, а пустышка. А как работу называть: современное искусство, коллекционный дизайн, функциональное искусство или как угодно еще — для меня не важно.
Если в работе ощущается путь, авторский поиск, вследствие которого она появилась, — предмет заслуживает внимания. То есть интересный предмет тот, где одновременно присутствуют и визуально считываются и форма, и путь к ней, и осмысление этого пути.
ОЛЬГА: От знакомого художника-керамиста я слышала рассуждение о том, что может нравиться и продаваться только дизайн, а настоящее искусство никак не должно быть нацелено на то, чтобы понравиться, а скорее наоборот. Поскольку я с этим не согласна, то хотела бы услышать ваше мнение. Объекты современного коллекционного дизайна приобретаются музеями современного искусства в свои коллекции, продаются на аукционах, выставляются галереями. Расскажите, о том, как и какие керамические произведения искусства отбираются для того, чтобы быть представленными в рамках Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow в Москве в секции дизайна.
МАРИНА: Все зависит от задач, которые автор вкладывает в работу. В ней может быть критический нарратив, экзистенциальный, эротический, социальный, политический, гендерный. Работа может содержать в себе открытые вопросы к зрителю, и единственно правильного ответа о ее первоначальном замысле просто не будет. Это касается и коллекционного дизайна, и современного искусства. В конце концов названия стилей отсылают к конечной форме, а какое содержание у работы всегда зависит только от автора. Нет никаких гласных или негласных правил, где бы значилось, что критическим может быть только современное искусство, а дизайн или, к примеру, архитектура, не может.
На Сosmoscow мы выбираем работы опираясь на свой вкус и опыт. Предпочтение отдаем смелым, технически сложным работам с интересной историей. Никакого отличия между способом выбора картины или керамической скульптуры нет.
ОЛЬГА: Существуют модные тренды в керамике, модная техника или школа? Что сейчас актуально?
МАРИНА: В наше время, когда почти все уже придумано и когда-то кем-то использовано, сложно говорить про какой-то один тренд. Параллельно сосуществует множество стилей, и на каждый визуальный язык есть своя аудитория. Переосмысление стилей прошлого, эклектика и разнообразие — три кита рынка современного искусства, и керамика не исключение.
Есть 3D, если говорить о чем-то новом. Напечатанные керамические работы поражают своей технологичностью, но, на мой взгляд, отсутствие в них человеческого прикосновения делает их слишком стерильными.
ОЛЬГА: В искусстве всегда есть доля субъективности, поэтому так интересны предпочтения профессионалов. Могли бы вы на конкретных двух-трех примерах рассказать, что лично вы считаете отвечающим вашему вкусу произведением современного керамического искусства? Что вас особенно трогает за душу, вызывает отклик в этих работах?
МАРИНА: Расскажу про любимых русских авторов: Даша Кротова — для меня она чуть ли не единственный концептуалист на российской керамической сцене. Мы же про субъективное — я фанат концептуализма. Людмила Крутикова — в ее работах и op art (прим. ред. от англ. optical art «оптическое искусство»), и минимализм, и архитектура, и философия. Завораживает синергия всего этого в хрупких керамических объектах. У Наталии Хлебцевич серьезный диалог со зрителем. Многоуровневые, сложные работы. В них целые истории рассказаны, при этом без слов, только пластикой. И она абсолютно гениально работает с деколью, пожалуй, лучше всех.
Фото || предоставлены Мариной Весной
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЗИМА 2020/2021