Художник vs нейросеть

Это изображение – не обработанная фотография выставки современного искусства, а сгенерированное нейросетью произведение, которое появилась по запросу: «‎Печальный художник сидит возле картины, написанной нейросетью Кандинский 2.2, и грустит из-за того, что у него скоро не будет работы»‎. И теперь это тоже искусство.

Не успели люди полностью принять цифровое искусство – то есть искусство, созданное в digital-формате, например, с помощью Photoshop или на специальном планшете, – как появилась «‎новая высота» – искусство, которое было создано с помощью искусственного интеллекта или нейросети.

За последние годы нейросети значительно проникли в различные сферы человеческой деятельности, и в искусство в том числе. Нейроискусство – это использование нейросетей для создания художественных произведений. Это новая форма искусства, которая вызывает много споров и вопросов о своих плюсах и минусах, а также имеет важные последствия для будущего развития культуры и искусства в общем.

К настоящему времени работники культуры провели немало экспериментов с нейросетями в различный областях: в качестве художников, кураторов – например, онлайн-платформа Curatron, которая позволяет группе художников выбирать соэкспонентов для выставки из числа претендентов; критиков – в проекте ArtEmis стенфордские ученые научили нейросеть описывать произведения искусства; экспертов – проект Art Recognition с помощью нейросети атрибутирует произведения искусства, сравнивая их с другими произведениями предполагаемого автора и так далее.

Среди художников существуют совершенно различные оценки нейроискусства. Одни говорят об угрозе их профессии со стороны нейросетей: «‎Если искусственный интеллект может создать новое произведение искусства по выданному запросу, то мы, художники, лишимся работы». Чувство опасности, по их словам, возникает в связи с тем, что многие зарабатывают созданием произведений искусства на заказ – так же по заранее заданным параметрам.

С другой стороны, есть и такие художники, которые, наоборот, стали использовать нейросети в своем искусстве. Творцы применяют digital-инструменты в качестве вспомогательного средства для создания своих работ: разрабатывают эскизы, формируют композицию, подбирают цветовую палитру. Когда можно одним движением скопировать предыдущий вариант и создать новый, то процессы становятся быстрее и проще.

«Я могу написать на холсте любую реалистичную вещь – это моя профессия. Но сейчас я активно обращаюсь к нейросетям за созданием предварительного эскиза в моей стилистике. Раньше я вручную делала цифровой коллаж в Photoshop, а теперь пишу задание нейросети. Причем, реалистичные нейросети мне интересны меньше, а вот цифровые ошибки – съехавшие глаза или что-то еще, что человеку сложно придумать, мне нравятся. Есть в них что-то такое завораживающее, нечеловеческое», – комментирует Полина Суровова, современная российская художница. Ее работы, выполненные маслом на холсте, визуально напоминают глитч-арт и являются своеобразной мифологизацией цифрового пространства.

К нейроискусству также обратились и издательские дома – за помощью иллюстраторам. «Настоящие творцы из сферы культуры никуда не денутся: ни одна нейросеть не может создавать так, как это делает человек. Но использовать ее потенциал для создания предварительных эскизов или необычных ракурсов в фантазийных сюжетах вполне возможно. Художник потом этот эскиз дорабатывает, конечно, так как нейросеть часто ошибается в деталях. Например, у нас недавно был случай, когда нейросеть нарисовала древнегреческого минотавра в современных ботинках со шнуровкой. Необычно, запоминается, но так оставить мы, конечно, не могли», – комментирует Юлия Ракитина, шеф-редактор отдела «Искусство. Культура» издательства «Эксмо».

Есть и другие варианты работы с нейросетями. Например, некоторые художники задают нейросети промт – задание, а затем полностью копируют созданную картинку на холст.

Интересный факт: как отличить работу нейросети от человеческой? Обратите внимание на пальцы и глаза. Нейросети очень сложно научить правильному расположению частей лица и количеству пальцев. Руки и лицо – одни из самых сложный частей тела, и искусственный интеллект пока плохо умеет их рисовать. Поэтому если вы видите странные шестипалые руки или пугающие глаза – это может быть признаком нейросетевой генерации.

У нейроискусства много плюсов: это и большое подспорье для художников, и возможность сократить расходы на создание предварительных эскизов. Цифровые алгоритмы позволяют быстро обрабатывать масштабные объемы информации, которые заняли бы у человека на порядок больше времени. А сочетание человеческой креативности с умениями искусственного интеллекта создает вероятность большого культурного скачка. При этом возможности генерации нейросетей не могут заменить истинное человеческое творчество и процесс созидания.

Наибольшая проблема нейроискусства заключается не в том, что оно может занять место настоящего, созданного человеком, произведения искусства. Сложность состоит в отсутствии правовой базы на данный момент. Технологии развиваются с колоссальной скоростью, и правовой аспект жизни за ними не успевает. Так, например, существует ряд проблем, связанных с этикой машинного обучения. Для того, чтобы обучить модель нейросети генерации изображений, используются тысячи других, уже созданных кем-то работ. Так нейросеть может «понять», что такое «кот», как изображается свет, где у человека руки и так далее.

Так кто же является автором произведения нейросетевого искусства? Тот, кто создал эту нейросеть? Тот, кто написал ей промт для генерации? Или же сама нейросеть? Другой резонный вопрос – это вопрос авторского права: спрашивает ли создатель нейросети разрешение на использование произведений искусства для машинного обучения у их авторов?
Пока нейросеть учится, она подражает тем произведениям искусства, которые ей «показывают». Чем более разнообразные картины загружаются в код нейросети, тем реалистичнее становятся генерируемые ей изображения. Но что будет, если в нейросеть загрузить многообразие картин одного художника? Сможет ли она подражать ему? Создавать «подделки»?

На момент написания этой статьи происходит судебное разбирательство о воровстве голосов актеров дубляжа. Их голоса, записанные для озвучивая различных проектов, были скопированы нейросетью, которая оказалась в общем доступе. Технологии синтеза голоса позволяют использовать голос любого человека для озвучивания любых видеороликов, в том числе и в противоправных целях. Это уже привело ко множеству негативных последствий: нелицензионное использование официальных голосов, нанесение ущерба деловой репутации актеров и так далее. Возможна ли подобная ситуация в сфере изобразительного искусства, и как ее избежать? Вопрос пока остается открытым.

P.S. Один абзац этой статьи был написан нейросетью.

Фото || созданы нейросетями по запросу.
Автор || Мария Графутко

Поделиться: