Города Пикассо

 

В этом году исполняется 50 лет со смерти художника, оказавшего исключительное влияние на изобразительное искусство XX века, – Пабло Пикассо. Его творчество никого не оставляет равнодушным. Одни считают его гением, другие – шарлатаном. Последние 27 лет жизни Пикассо провел на Лазурном берегу Франции. Здесь он создал огромное количество произведений, увлекся керамикой, встретил свою последнюю любовь и обрел последнее пристанище. Художник жил в разных городах, которые сохранили следы пребывания мастера и могут называться «Городами Пикассо».

Château de Vauvenargue

 

АНТИБ

Пабло Пикассо любил юг Франции. Родившийся в южном приморском городе в Испании, Малаге, художник всегда стремился к морю и солнцу. Каждый год летом он выезжал на море, а в 1946 году окончательно перебрался из Парижа на Лазурный берег.

Первой его остановкой стал Антиб – небольшой курортный городок между Ниццей и Каннами. Узкие улочки старого города ведут к замку Гримальди, построенному на скале, нависающей над морем. В Средние века он служил епископской резиденцией, потом принадлежал старинному роду Гримальди, а в 1925 году замок выкупил муниципалитет Антиба и превратил в Музей истории и археологии. Дальнейшая судьба замка связана с Пикассо.

Музей Пикассо в Замке Гримальди

В 1946 году уже известный 65-летний художник приехал на Лазурный берег и искал просторное помещение для работы. О своих поисках он рассказал господину Сушеру, директору музея, и тот предложил ему устроить студию в замке. Взамен он хотел получить от художника картину, которую смог бы разместить в музее. Вскоре Пикассо вручили ключи от старого замка, который на несколько месяцев стал его мастерской.

Пикассо любил Антиб и называл его городом, который знает, что такое joie de vivre – с французского «радость жизни». В отличие от более крупных соседних Ниццы и Канн здесь нет суеты, но есть очарование старого портового города с чудным провансальским рынком и огромным яхтенным портом. Пикассо провел в замке лето 1946 года. Картины, написанные им в эти идиллические летние месяцы, – одни из самых радостных в его творчестве и излучают удивительный оптимизм. В них отразилось счастье послевоенного периода – Франция снова была свободна, и личное счастье художника – рядом с ним его любимая женщина и муза Франсуаза Жило.

«Радость жизни» Пикассо, Антиб.

Все произведения, созданные в Антибе, Пикассо в благодарность подарил городу. В 1947 году в замке Гримальди открыли зал Пикассо, а в 1966 году замок стал Музеем Пикассо. Собрание музея постоянно расширялось. Сам Пикассо добавил большую коллекцию своей керамики, рисунков и литографий. Потом его вдова Жаклин Рок подарила музею работы Пикассо последних лет жизни.

Сегодня Музей Пикассо – одна из главных достопримечательностей Антиба. В музее нет «фирменных» кубистских полотен, зато есть почти детские забавные и наивные рисунки мастера, уникальные черно-белые снимки художника, работающего в интерьерах замка, потрясающая коллекция керамики, а также уютный дворик под открытым небом и живописная терраса с видом на Средиземное море.

ВАЛЛОРИС

Гончарная мастерская «Madoura» в Валлорисе

В 1948 году Пикассо переехал в Валлорис – милый городок по соседству с Антибом, где вместе с Франсуазой, а потом и их маленькими детьми Клодом и Паломой, жил на вилле Галлуа.
Здесь Пикассо открыл для себя удивительный мир керамики. С конца XIX века Валлорис был известным центром гончарного производства. На ежегодной выставке «Керамика, цветы и духи» Пикассо познакомился с хозяевами гончарной мастерской «Madoura» Сюзанной и Жоржем Рамье, которые пригласили художника в гости. Пикассо был в восторге от экспериментов с керамикой. Он обнаружил для себя новый способ самовыражения, объединяющий живопись и скульптуру. Благодаря керамике искусство Пикассо в буквальном смысле шагнуло в народ: горшки, кувшины, вазы, блюда используются в быту, что значительно расширяет круг людей, которые могут наслаждаться его творчеством.

На несколько лет гончарная мастерская стала «игровой площадкой» Пикассо, где он резвился как ребенок. Можно представить себе, как художник сидел в мастерской в одних шортах и лепил кувшины и вазы в форме женщин, голубей, голов фавнов, кастрюли с изображениями боев быков и блюда с аркадийскими сценами. Со временем работы Пикассо стали более дерзкими и все менее пригодными для использования в домашнем хозяйстве.
Пикассо занимался керамикой до самой смерти. Он создал около 4000 оригинальных работ. «Madoura» была эксклюзивным издателем. Благодаря партнерству Пикассо и «Madoura» в Валлорисе начался новый бум керамического искусства. В городе и сегодня много гончарных мастерских и галерей, предлагающих художественные изделия в стиле великого мастера, а в мастерской «Madoura» представлена постоянная коллекция керамики Пикассо.

Пикассо в Валлорисе

Валлорису Пикассо подарил скульптуру «Человек с ягненком», которую установили на центральной площади города. Художник также расписал старинную городскую часовню. На два месяца Пикассо заперся в часовне, оборудовав там студию, и выходил только для приема пищи и сна. Позже он признавался, что ни одна из его картин не была написана с такой скоростью, как эти панно на тему войны и мира.

Часовня в Валлорисе получила статус музея и носит название Национальный музей Пикассо «Война и мир». По сути, это музей одной работы, которая занимает все внутреннее пространство помещения.

В 1953 году Франсуаза Жило с детьми ушла от Пикассо. Пережив расставание, художник познакомился со своей последней музой Жаклин Рок. Молодую женщину пригласила в Валлорис мадам Рамье, чтобы та помогала ей в гончарной мастерской. На момент знакомства Пикассо было 71, а Жаклин – 27. Они прожили вместе 20 лет. Художник был для нее божеством, к которому она обращалась не иначе, как «мой господин», а Пикассо в ответ посвятил ей более 400 портретов – больше, чем другим своим возлюбленным.

 

ВОВЕНАРГ

Устав от суетливых Канн и назойливых туристов, в 1958 году Пикассо переехал в тихую деревеньку Вовенарг недалеко от Экс-ан-Прованса. Он приобрел огромное имение площадью более 800 гектаров на склоне горы Сент-Виктуар со старинным замком.

Сразу после сделки Пикассо позвонил своему галерейщику и другу Даниэлю-Анри Канвейлеру со словами: «Я купил себе сезанновскую Сент-Виктуар». «Какую именно?» – поинтересовался собеседник, думая, что речь идет об одной из картин Сезанна с горой Сент-Виктуар. «У меня теперь оригинал», – ответил художник.

Пикассо захотелось расположиться в местах, где его любимый художник Поль Сезанн писал свой любимый пейзаж – гору Сент-Виктуар. К тому же, он был очарован суровым достоинством замка, напоминавшего испанский замок – castillo.

Пикассо подарил Вовенарг Жаклин. Но замок оказался унылым и неуютным. Жаклин скучала, жаловалась на сквозняки и через пару лет уговорила Пикассо переехать. С тех пор в замке они бывали лишь наездами. В Вовенарге Пикассо создал знаковые портреты Жаклин, серию «Завтраков на траве» по Эдуарду Мане, линогравюры на мифологические темы и скульптуры.

Château de Vauvenargue

Сегодня замок Вовенарг принадлежит приемной дочери Пикассо Катрин Ютен-Бле. В 2009 году она открыла замок для посещения в течение нескольких месяцев в году для поклонников творчества художника, но потом вновь запретила визиты. Замок можно сфотографировать только издалека.

Несколько лет назад появилась информация о том, что Катрин планирует открыть музей Пикассо рядом с замком в бывшем женском доминиканском монастыре в Экс-ан-Провансе и разместить там внушительную коллекцию из 2000 работ художника. Также в проекте было создание центра по изучению творчества Пикассо, гончарной и гравюрной мастерских. Это был бы самый большой музей художника. Его открытие намечалось на 2021 год, но эти планы так и не осуществились.

 

Фото: из архива автора и редакции, www.vallaurisgolfejuan-tourisme.fr, www.wikipedia.com, www.departement13.fr
Автор: Вера Тимошенко
www.veratimoshenko.ru

 

Поделиться: