Евгений Гриневич пришел в арт-поле полтора года назад с дебютным сольным проектом #Findmeinamuseum. По его словам, это исследование, и посвящено оно музеям. Затем последовал второй сольный проект – #Findmeinatheater – о театре. Оба проекта были представлены Евгением Гриневичем в московском Доме-музее Марины Цветаевой. О взглядах, ценностях и планах мы побеседовали с автором на выставке #Findmeinatheater.
ОЛЬГА: Евгений, как вы себя определяете: бизнесмен, художник, творец?
ЕВГЕНИЙ: У меня есть свое поле деятельности, которое приносит доход, – я декоратор интерьеров. Есть творческая часть, я дружу с итальянскими дизайнерами, архитекторами, декораторами, и я делаю квартиры, предметы интерьера. В проекте #Findmeinatheater я – художник, который находит творческую реализацию. В моей голове все эти вещи дружат.
ОЛЬГА: Вы автор идеи, куратор и исполнитель?
ЕВГЕНИЙ: Да. Но я не один – все равно есть другие люди, которые приняли участие в моем проекте, путь даже и косвенно.
ОЛЬГА: Если мы говорим о личном творчестве, и автор выходит с концепцией, то это – сугубо его личное видение. Безусловно, ценен вклад команды помощников, но это не превращает их в соавторов. Как обстоят дела в вашем случае?
ЕВГЕНИЙ: В проекте #Findmeinatheater практически все сделал я. У меня советское воспитание, и мне всегда говорили, что неправильно вечно «переводить все на себя», что это является недостатком. Сейчас я понимаю, что это не так. Ведь если я сделал что-то, что многие другие сделать не могут, то я могу этим похвалиться. Это с одной стороны.
С другой стороны, опять-таки, концепция, цвет стен, ремонт… С этим помогла команда.
В проекте #Findmeinatheater я действительно развернулся. Мне было мало выставки, я уговорил всех пойти на фестиваль. Но все, что касается художественной части выставки, – это я, а «Тайны занавеса» – это совместно с музеем.
ОЛЬГА: Вы автор идеи #Findmeinatheater, но в проекте не было куратора. Художник, автор проекта не может видеть свои работы изнутри, самому же сложно оценить себя и свою работу. Почему вы отказались от куратора?
ЕВГЕНИЙ: Наверное, упрямство. Очередной эксперимент над собой: смогу ли я сделать или нет. Здесь была важна авторитетность, я сам себе самодур, скажем так. У меня нет коммерческой составляющей, от продаж картин не зависело, состоится ли все это или нет. У меня была задача сделать красивый проект. Надеюсь, что он удался. Я понимал, что единственный критерий, который у меня был – высокая степень ответственности за доверие со стороны музея. Я знал, что не могу это доверие потерять. Я не хотел навредить репутации музея. Это была моя внутренняя ответственность.
ОЛЬГА: Согласитесь, идти с проектом в музей – это серьезное дело. Расскажите о вашей первой выставке.
ЕВГЕНИЙ: Мы сделали достаточно сильный проект. Первая выставка – #Findmeinamuseum – была почти полностью построена на исследовательской деятельности музеев, геометрии музеев, фотографии. Геометрия с декором и без декора, восприятие визуальных кодов. Я сравнил итальянские музеи и русские.
ОЛЬГА: То есть, вы провели свое исследование? К какому выводу вы пришли?
ЕВГЕНИЙ: Сюжетность восприятия, примитивность. Почему мы больше не готовы воспринимать классические музеи? Потому что сейчас мы с вами за час можем создать большое количество визуальных кодов. В средневековье на создание сильного визуального кода могли уйти годы. На тот момент идея создания визуального кода имела большую продолжительность. А сейчас мы можем сделать случайную фотографию, которая разлетится и создаст за двое суток бурную реакцию.
ОЛЬГА: Но, согласитесь, сейчас классический музей стал интерактивным. Это совершенно другая институция, где задействованы новые технологии.
ЕВГЕНИЙ: Все, что сейчас может делать молодежь, – селфи в музее. Это визуальный код.
ОЛЬГА: Вы представили на выставке свои рисунки, живопись. Каков ваш путь живописца?
ЕВГЕНИЙ: У меня было семь попыток рисовать в детстве. Я всегда любил рисовать. Посещал детскую изостудию, но не мог часто там находиться, так как мои родители постоянно работали. В студенческие годы были попытки рисовать графику. Мои работы ушли в Германию, в Штаты… Потом опять обстоятельства. Затем рисовал в Эмиратах. Получилась цепочка таких случайностей, которые оказались не случайными.
ОЛЬГА: А в какой технике вы пишите картины?
ЕВГЕНИЙ: Гуашь. Простой материал для простого художника.
ОЛЬГА: Когда человек выносит себя на холст, то он имеет право этим делиться. Художники часто с детства рисуют, растут в творческих семьях, у них есть поддержка. А у вас, видимо, природная тяга, и случай «не смотря ни на что». В чем заключается ваша потребность творить?
ЕВГЕНИЙ: У меня более рациональный подход к выставкам. Я все-таки верю в судьбу. Если тебе что-то дали и сказали: «Ты должен это сделать». То надо делать!
Я хотел быть ландшафтным дизайнером – родители запретили. В Минске «Ландшафтный дизайнер» звучит как «Инженер городского озеленения». Мне сказали, что это не специальность. Я закончил институт народного хозяйства. Потом я работал в банке и понял, что это не мое. Все-таки творчество – это свобода. Здесь моя личная концепция, все строится вокруг слова «ответственность». Я хочу отвечать за себя сам. Мне важно знать, что заработок зависит от меня. Сначала банк, потом торговля предметами дизайна интерьера, потом переезд. Вот моя судьба. Сейчас я художник и декоратор.
Все-таки творчество – это свобода. Здесь моя личная концепция, все строится вокруг слова «ответственность». Я хочу отвечать за себя сам.
ОЛЬГА: Вы разрабатываете концептуальные решения?
ЕВГЕНИЙ: Да, по наитию. Например, заказчик говорит, что хочет французскую классику. Я понимаю, как подобрать функционал, мебель, какая колористика обоев. Я знаю сечения, размеры.
ОЛЬГА: То есть, вы хорошо знаете рынок?
ЕВГЕНИЙ: Это вторая часть моей работы – я продаю итальянскую мебель. Не хочу говорить про дизайн – в России нет такого определения. За рубежом есть два понятия: декоратор и архитектор. В России есть диплом из подземного перехода, а дальше каждый мнит себя дизайнером. Ценится только тот, кто может предложить что-то новое. Все великие предлагали иной взгляд. Что касается России, то у нее всегда была одна беда. Круг людей, которые не боятся творить, очень узок. Абсолютное большинство копирует.
Когда я что-то делаю, я все пропускаю через себя, не стараюсь кого-то копировать. Но, все-таки, как человек честный и ответственный, признаю, что инсталляцию «Занавес» я подсмотрел наполовину.
Ценится только тот, кто может предложить что-то новое. Все великие предлагали иной взгляд. Что касается России, то у нее всегда была одна беда. Круг людей, которые не боятся творить, очень узок.
ОЛЬГА: Евгений, расскажите о ваших планах.
ЕВГЕНИЙ: С 3 сентября – выставка в Музее Тропинина. Два зала, один – коллекция из фондов музея, второй – мои работы и итальянская мебель, которую я продаю. Выставка идет по 11 октября и является подготовкой к следующему проекту, который будет называться «Выбор». Он запланирован на февраль 2021 года. Мне нравится концепция зеркал, орхидей, растущих из битого стекла через золотую проволоку в крови, – все это ассоциируется с хрупкостью жизни, наверное. Эта выставка должна была называться «Гарем» – есть жизнь для всех, а есть жизнь «за кадром».
У меня все четко в голове, у меня за год рождается идея и концепция к каждой выставке. Все последующие проекты я буду делать с партнером Магомедом Алекперли.
ОЛЬГА: Вы независимый бизнесмен, вас привлекает искусство. Вы никогда не задумывались о том, что ваше присутствие в искусстве может иметь форму меценатства, выражаться в поддержке талантливых одаренных мастеров, профессионалов?
ЕВГЕНИЙ: Бизнесмен – это слишком громко сказано. У меня есть свое небольшое дело, которое позволяет мне ощущать себя независимо.
Моему бизнесу 2,5 года, и начинался он с абсолютного нуля и небольших вложений. На сегодняшний день UfO Design известен среди профессионалов, производителей мебели, в том числе итальянских, но по прежнему остается малым бизнесом. У меня действительно нет проблем с финансированием, так как я сам финансирую свои проекты и других спонсоров у меня нет.
Что касается помощи другим – я ее оказываю. Это старый принцип церковной десятины, но, мне кажется, что об этом элементарно некрасиво рассказывать на каждом углу или кичиться. Тем более, что в планах на осень, кроме собственной выставки, поддержка еще трех проектов.
Я готов помогать тем, кто стремится и делает, но не тем, кто декламирует намерения. Надо принять один факт: время идет вперед, мир меняется и требует новых взглядов и подходов, мир искусства также должен измениться – что очень скоро и произойдет.
Фото || из личного архива Сергея Брюханова
Автор || Ольга Серегина
арт-обозреватель