Есть ли искренность в искусстве?

Вы задумывались о том, как выглядит искренность? Можно ли ее представить в виде предмета, увидеть своими глазами, поймать, зафиксировать, почувствовать? Художники хотят «достучаться» до зрителей через рассказ своей личной истории, хотят поделиться воспоминаниями, вызвать у других людей ностальгию или просто открыться и быть честными. Можно ли это назвать искренностью?

Посетители выставок знают о художнике столько, сколько он сам готов о себе рассказать. Не всегда он рассказывает прямо о том, что его тревожит, радует и наделяет силами – иногда он делает это через цвет. Вспомним «голубой период» Пикассо, когда Пабло переживал трагический уход своего друга Карлоса Касагемаса. В то время палитру художника заполонили оттенки голубого, зелено-голубого, темно-синего цвета – именно через них Пикассо передал свою боль, траур и меланхоличное настроение. Смотря на его картины – «Похороны Касагемаса» (1901), «Две сестры» (1902), «Трагедия» (1903) – мы начинаем сопереживать, чувствовать страх, отчаяние. Это происходит как из-за сюжета изображения, так и из-за нашего восприятия холодных оттенков.

Но цветовой эффект имеет и обратную сторону. В середине 1904 года стиль Пикассо «оживился» – начался его «розовый период». В жизни художника появились радостные моменты, он влюбился, снял новую студию, и его картины «заиграли» теплыми оттенками, даже позы нарисованных людей стали более открытыми и живыми, как на картинах «Актер» (1904), «Девочка на шаре» (1905) и «Семейство комедиантов» (1905). Искренность в чувствах, любви к людям и памяти о них.

Помните работы импрессионистов? Они славятся фиксацией моментальных впечатлений – «рисую то, что вижу перед собой». Сама суть этого творческого метода – в отражении изменчивости окружающей реальности. Импрессионисты старались уйти от статичного изображения мира и сделать картины более живыми. Они стремились выразить движение, наполняющее природу, передать в произведениях изменения воздуха, теней, света. Художникам стали интересны не парадные портреты и помпезные сцены, а повседневные события жизни и окружающие пейзажи: вспомним, например, «Лягушатник» (1869) Клода Моне, «Бал в Мулан де ла Галетт» (1876) Пьер Огюста Ренуара и «Бульвар Монмартр ночью» (1897) Камиля Писсаро. Искренность в настоящем, естественном и простом.

Бескомпромиссная яркость была ключевым проявлением стиля, творчества и личности Фриды Кало. Свою жизнь, полную душевных и физических страданий, она превратила в самостоятельный вид искусства. Творчество стало для Фриды поддержкой, исцелением, признанием и работой. Так появились ее работы «Больница Генри Форда» (1932), «Разбитая колонна» (1944), «Всего-то несколько царапин!» (1935). Картины стали «зеркалом ее души» – перед кроватью Фриды висело зеркало, благодаря которому она начала рисовать автопортреты и переносить на холсты свои личные переживания. У Фриды искренность в силе – моральной и физической.

Мастерская Пикассо на улице Боэти, Париж, 1932. Архивное фото, Музей Пикассо, Париж

В эпоху цифровизации рассказывать истории начал каждый – это стало сделать проще, и художники перешли к активному осмыслению глобальных проблем, стали искать идентичность своих родных краев, задумались о сохранении культурного наследия и своем самоопределении. Искренность начала возникать в помощи, поддержке, внимании – пример тому кураторский проект «Новые городские художники», который помогает людям с ментальными особенностями творчески реализовываться и интегрироваться в социум. Воспитанники психоневрологических интернатов создают потрясающие работы, которые выставляются, покупаются в коллекции и сравниваются с шедеврами мирового современного искусства.

«Новые городские художники» – проект петербургских кураторов Евгении Штиль и Стаса Багса, помогающий интегрировать в современное искусство художников с особой ментальностью, как правило вытесненных на обочину арт-процесса. Кураторы проекта начали поиски одаренных самобытных авторов в 2018 году и на общественных началах создали в Петербурге арт-резиденцию со всеми необходимыми условиями. За 5 лет существования студия смогла познакомить широкую аудиторию с творчеством нескольких десятков ранее неизвестных художников на ведущих площадках страны и войти в шорт-лист Премии в области современного искусства им. Сергея Курехина.

Каждый из нас может увидеть искренность в работах абсолютно разных авторов и разных периодов, стоит только задать себе вопрос: «Что я чувствую, смотря на эту картину?». Чаще всего мы сразу понимаем, приятна ли нам работа, хочется ли узнать о ней больше, об ее авторе. Искусство – это наш путеводитель к искренности с самим собой.

Фото || www.wikiart.org, www.pexels.com
Автор || Александра Качалина

 

 

 

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2022

 

 

Поделиться: