Картина Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы», одно из самых знаменитых живописных произведений в собрании музея Коррера, Фонд Городских музеев Венеции, полна загадок и тайн.
В 1944 году молодой итальянский архитектор Андреа Бузири Вичи в лавке одного антиквара увидел дощечку: на одной стороне была изображена сцена охоты на лодках, на другой – натюрморт. Он передал ее реставраторам и начал собирать информацию, связанную с ее историей. Бузири Вичи был первым, кто выдвинул гипотезу о том, что «Охота в Лагуне» принадлежат кисти венецианского художника Витторе Карпаччо. Интересная деталь – в нижней части дощечки изображена белая лилия. Именно она в дальнейшем позволила предположить, что стебель, выходящий из вазы двух венецианок, заканчивается цветком на картине с охотниками, а значит, это могут быть две части одной картины.
Обнаружилось, что «Охота в Лагуне» была частью драгоценной коллекции кардинала Жозефа Феша, дяди Наполеона, и вокруг нее поднялась настоящая шумиха. Камилло Бенуччи, последний ее владелец, подал иск против молодого архитектора и конфисковал работу. «Охота» исчезла из Италии, чтобы снова появиться в частной швейцарской коллекции, а затем, с 1972 года, в Музее Гетти в Малибу и Лос-Анджелесе.
В девяностые годы благодаря различным анализам была подтверждена идентичность дерева, пигментов, живописной техники. Стало очевидно – на картине Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы» изображены точно не куртизанки, а две жены, скучающие дома и ждущие своих мужей. И тогда такие детали, как белые голуби и лилия, точно указывают на верность и чистоту венецианок.
Две части произведения вместе: «Охота в лагуне» и «Две венецианские дамы»
Белая лилия – частая деталь на живописных работах, связанных с благовещением, поскольку она является символом Девы Марии и говорит о ее душевной чистоте и непорочности. Возьмем, к примеру, «Благовещение Честелло» Сандро Боттичелли. Архангел Гавриил держит в левой руке лилию. По преданию этот цветок рос в раю во время искушения Евы дьяволом и мог оскверниться им, но ничья грязная рука не осмелилась коснуться его. Ту же самую лилию мы видим в «Благовещении» Леонардо, она продолжает появляться в сценах благой вести и позднее – у Лодовико Карраччи в конце XVI века и у Орацио Джентилески в первой половине XVII века.
Таким образом, собрав две части картины вместе, мы видим, что все детали указывают на благородное происхождение синьор, на их верность мужьям, а пара красных туфель-чопин на сравнительно невысоких для того времени платформах говорит о их принадлежности к дому и семейной жизни.
На обратной стороне «Охоты в лагуне» и «Двух венецианских дам» сохранились следы металлических креплений. Исследователь Ивонна Сзафран, которая в 1995 году изучала картины в связи с реставрацией, считает, что обе панели составляли дверцы кабинета эпохи Возрождения. В поддержку гипотезы приводится сходство с другими работами Карпаччо, например, с «Видением святого Августина», которая хранится в далматинской школе святых Георгия и Трифона в Венеции.
Но и это не все. Если мы внимательно посмотрим на собранную из двух частей картину, то увидим, что и она не является полной. Обрезана голова борзой, мальчик-паж тоже как будто бы не вместился в полотно. Две панели музея Коррера и музея Гетти, вероятно, представляют только половину. Будем надеяться, что история «Двух венецианских дам» на этом не закончена и однажды мы сможем увидеть картину в ее изначальном исполнении.
Про еще одну загадку картины Витторе Карпаччо «Две венецианские дамы» – о двух красных туфлях – читайте на нашем сайте www.cabdelart.com.
Фото || www.ru.wikipedia.org
Автор || Мария Каюмова
*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2021
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….