«Евгений Онегин» как часть отечественного культурного ДНК настолько перегружен бесконечными трактовками, что, кажется, воспринимать роман как в первый раз просто невозможно, уж что только не поднимали ценители Пушкина с его глубин. Однако режиссёр ШДИ Олег Малахов в спектакле «Чудный сон Татьяны» неожиданно преподносит зрителю именно такой подарок: свежее прочтение «Онегина».
Счищая с поэмы густую накипь штампов и критических нагромождений, известных всем со школьных времён, он заставляет текст дышать, буквально сверкать авторской иронией. Пушкинский стих здесь разобран на слова и даже иногда кажется, на слоги, привычные акценты смещаются, реплики, которые ассоциируются с конкретным героем, вдруг произносятся несколькими персонажами, главы тасуются, а в первой части к зрителю выходят семь Татьян – семь юных воздушных Татьян, влюблённых в Онегина.
Олег Малахов, адепт игрового театра, считает сон Татьяны ключевым эпизодом поэмы и начинает спектакль именно с него. Татьяне снится сон, а во сне творческое воображение ничем не сдерживается – так, вместо одной героини появляются семь. Оригинальное вступление даёт импульс всей постановке, каждая сцена брызжет изобретательностью: что вы скажете о плюшевом «дяде честных правил» или письме Татьяны в виде многометровой простыни?
В образе Онегина подчёркивается байронизм: тёмный франтовый костюм, цепкий, но равнодушный взгляд, отрывистая, с нажимом, речь – актёр Константин Сакович с одной стороны, органичен в роковом амплуа, а с другой, нарочитость его манер показывает, что весь этот «байрон» в Онегине наносной, ненастоящий. В финале всё искусственное с него слетает, остаётся человек, лишённый психологических защит, страдающий от осознания упущенного счастья. Его объяснение с замужней Лариной (Анна Кутняк) заряжено мощной химией, режиссёр в буквальном смысле бросает Онегина к ногам Татьяны, но тем яснее понимаешь героиню: когда твои колени обнимает сгорающий от страсти красавец, как тяжело сказать: «я вас люблю, к чему лукавить, но я другому отдана».
Как получилось, что опытный сердцеед Онегин проморгал милую Татьяну? Есть в спектакле персонаж – Чёрный человек (Андрей Лушников): появляется на сцене с дирижёрской палочкой в руках и поначалу кажется, что это сам Александр Сергеевич в роли демиурга. Он будто осмысляет своих героев, а иногда, устав от их многоголосья, палит по ним из пистолета. Но на самом деле образ Черного человека – тёмная сторона Онегина, его депрессивное альтер-эго, подталкивающее к губительным поступкам, недаром именно от его руки падёт очаровательный Ленский (Кирилл Тепляков).
В финале происходит рокировка: актёр, играющий Чёрного человека, теперь муж Татьяны, в то время как Онегин облачается в его плащ. Здесь самые романтичные барышни дерзнут утешиться мыслью, что альтер-эго Онегина, наконец сбрасывает тёмный покров и обретает счастье с Татьяной. Что ж, в «чудном сне» зритель тоже может позволить себе любые фантазии.
13.03.23
Фото || Александр Иванишин, Людмила Сафонова, Матвей Сафонов
Автор || Татьяна Михальская