«Кругла, а не шар, красна, а не девка, зелена, да не яблоня, с хвостом, да не корова». Героиня новой статьи шеф-повара Арсения Матвеенко – свёкла, самый доступный суперфуд современности и один из самых древних корнеплодов.
Слово «свёкла» произошло от греческого «сеуклон», что значит «царственная». Древние греки приносили свёклу в жертву богу Аполлону. Древние римляне включали её в перечень своих любимых блюд, употребляя в пищу не только корни, но и вымоченные в наперченном вине листья. А древние персы считали, что свёкла – символ сплетен, ссор и раздора. И не очень любили этот корнеплод.
В X-XI веках, когда свёкла появилась в России, в пищу употребляли только ботву, а сами корнеплоды выкидывали или отдавали на корм скоту. Однако позднее, к XIV веку земледельцы поняли, что в пищу пригодны практически все части растения, благодаря чему овощ окончательно «обрусел». На Руси свеклу запекали в печи и подавали к чаю.
К концу XVIII века в Силезии (большая часть Силезии входит в состав современной Польши) была выведена сахарная свёкла с содержанием сахара порядка 6 % и разработана технология производства из нее товарного сахара. До этого в мире использовали только колониальный тростниковый сахар. Это открытие дало возможность государствам с прохладным климатом, где было невозможно культивирование сахарного тростника, вырабатывать собственный продукт. В 1801 году королевским указом был открыт первый сахарный завод. Сегодня содержание сахара в свекле достигает 23%.
Свёкла – самый доступный суперфуд. В ней содержится огромное количество витаминов и минералов, а также клетчатки и грубых волокон, способствующих улучшению пищеварения. Благодаря беталаинам (именно они придают овощу ярко-красный оттенок), употребление свеклы стимулирует выработку глутатиона – наиболее эффективного антиоксиданта. Овощ богат фолиевой кислотой, которая улучшает состояние стенок сосудов и поддерживает работу сердца.
Благодаря своему химическому составу, свёкла используется как ранозаживляющее средство. Разрезанный пополам корнеплод можно приложить к ссадинам для снятия отека и скорейшего заживления. До изобретения лакмусовой бумажки люди употребляли в качестве индикатора кислотности именно свеклу. Чем кислее было что-либо, тем оно становилось розовее, а чем больше содержание щелочи, тем более желтый получался оттенок.
Свёкла – одна из немногих культур, которая произрастает на территории всей России, даже в самых северных и холодных регионах. Из-за того, что первоначально она была сорняком, корнеплод очень неприхотлив и выдерживает как умеренные, так и экстремальные погодные условия. За пределами нашей страны свеклу можно найти на всех континентах, кроме Антарктиды. Единственный в мире памятник свекле находится в Киеве на территории Института биоэнергетических культур и сахарной свёклы.
Все сорта свёклы, которых больше 70, делятся на три вида – кормовые, сахарные и столовые. Свёкла примечательна не только обилием видов, но и цветов. Сегодня распространены культуры белого, желтого, красного и розового цветов. Есть и вид с полосатыми плодами. Самый крупный корнеплод вырастили еще в прошлом веке в Калифорнии. Весил он более 20 килограмм и был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
«Очищение свёклы», А. Г. Венецианов, 1822 год
Большинство картин Алексея Венецианова написаны на тему крестьянского труда, так художник воспевал нравственную и физическую красоту русских крестьян. По данным виртуального русского музея картина была написана осенью 1822, а зимою Венецианов привез ее в Петербург. 28 марта 1823, как это следует из документов, художник поднес Александру I «картину пастельными красками «Очищение свёклы», за которую получил 1000 рублей. Картина тогда же была внесена в каталог и помещена в Бриллиантовой комнате.
Ударение
Правильно ставить ударение на Ё. По нормам русского языка Ё всегда находится под ударением. Путаница возникает в тех случаях, когда вместо «ё» пишут «е».
04.09.2024
Фото || www.rusmuseumvrm.ru
Автор || Арсений Матвеенко
В своей новой картине «Ячейка общества» режиссер Алена Званцова с осторожностью, пониманием и сочувствием исследует феномен семейного благополучия, показывая, насколько зыбким может быть счастье и как тонка нить доверия, связывающая любящие сердца. Редактор раздела «Кино» Юрий Аверченков посетил премьерный показ и рад поделиться впечатлениями от просмотра.
Положенная в основу фильма «Ячейка общества» история проста и повседневна, но это только добавляет картине убедительности и шарма. Будничность и понятность повествования немедленно вовлекает в происходящее на экране – мы в уютной съемной квартире одного из домов «старой» Москвы, здесь живет молодая семья: папа Кирилл (Кузьма Котрелев), мама Александра (Анастасия Красовская) и дочь Варя (Герда Пугачева). Шесть лет декрета привязали Александру к ребенку и к дому. С одной стороны, большой мир манит свободой и разнообразием вариантов, с другой – совершенно непонятно, как заново в него встраиваться, ведь рабочих навыков нет, а с дипломом генетика не устроиться в первую же попавшуюся компанию. Пытаясь удержать равновесие, Александра отчаянно цепляется за дочь, но понятно, что вечно сидеть с ней не получится, ребенку давно пора социализироваться и отправляться в детский сад. Завидуя устроенности мужа-программиста, стеная и тревожась, Александра все же преодолевает сомнения и отправляется на собеседования, однако работу не получает. Найти занятие удается в детском саду Вари. В составе родительского комитета Александра берется за подготовку спектакля к ближайшему утреннику и неожиданно для себя увлекается не только пьесой, но и Глебом (Семен Шкаликов) – брутальным отцом одной из девочек, участвующих в постановке. Став очевидицей невинного флирта между мамой и дядей Глебом, в растерянности и ревности Варя по секрету сообщает о случившемся папе…
Режиссер Алена Званцова внимательно и подробно рассматривает каждую деталь назревающего конфликта, давая понять, как именно – от сомнения к недовольному взгляду, от мелкой лжи к упреку, от эмоции к действию – зарождается (точно собирается буковка к буковке слово в любимой семейной игре Scrabble) болезненная готовность к разводу. Завораживающие сверхкрупные планы, когда играют даже не актеры, а только их губы, глаза, брови, дарят такое глубокое сопереживание, что желание оценивать (еще хуже – судить) кого-либо из персонажей просто не возникает. Каждого совершенно четко можно понять, каждому посочувствовать. И в то же время, запутываясь в клубке очевидностей и субъективных правд, внезапно оказываешься вместе с героями на пороге, увы, ставшей привычной, ошибки, из-за которой больно всем – особенно маленькой Варе. Ссора, расставание, возможный развод… И вроде бы на экране не по годам умные, чуткие, современные люди, готовые разговаривать, работать над отношениями, беречь психику ребенка, идти на компромиссы… Но почему-то даже этого недостаточно. Сомнения подогревают эмоции, они закаляют клинки слов, и те, вспарывая плоть самолюбия, бьют точно в самые чувствительные точки, которые за время семейной жизни уже хорошо друг другу известны, а потому беззащитно обнажены. Уколы болезненны и безжалостны. Да, казалось бы, это просто слова. Но к чему в итоге они приведут?
Удастся ли заживить эти раны? Получится ли потом не замечать шрамы? Забудется ли с годами обида? Об этом режиссер приглашает совместно поразмышлять в своей картине, а заодно насладиться органичной актерской игрой, классными костюмами и очень уместным музыкальным сопровождением. И кто знает, может, просмотр фильма поможет кому-то удержаться от собственной ошибки?
13.08.2024
Фото || https://www.kinopoisk.ru.
Автор || Юрий Аверченков
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….
Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе….