Павел Стенчев. Что имеем — не храним. Часть 2

Серьезный разговор о важном с людьми неравнодушными, увлеченными и вовлеченными в исторически значимое дело в будничном, зачастую бюрократическом формате. 

Крылатый фразеологизм «что имеем — не храним, потерявши — плачем» имеет литературное происхождение. Поэт, драматург-водевилист, режиссер Сергей Петрович Соловьёв (1817–1879) создал в начале 1840-х годов одноактный водевиль с таким названием, который был успешно поставлен в 1844 году. Прочно укоренилась эта фраза в нашей разговорной речи благодаря сочинению Козьмы Пруткова «Плоды раздумья. Мысли и афоризмы». И, как это не печально, это стало нашим принципом в отношении нашего архитектурного наследия.

Фото: Unsplash

О том, что представляет собой архитектурное наследие России, что такое проект «Консервация», о состоянии памятников архитектуры и монументального искусства России на сегодняшний день, о парадоксе самой высокой степени заброшенности и умирания объектов культурного наследия в самом богатом регионе страны, о волонтерстве и его значении в возможных сценариях дальнейшей судьбы памятников культурного наследия, о том, можно ли переломить наше печально традиционное отношение и поведение по отношению к нашему общему наследию — «что имеем не храним…» — мы поговорили с Евгением Седовым, Павлом Стенчевым и Андреем Чекмаревым.

Павел Стенчев

Координатор проекта «Консервация», председатель
Серпуховского отделения МОО ВООПИК.

Архитектор-реставратор

 

ОЛЬГА: Павел, вы реставратор и координатор одновременно. Координатором каких проектов вы выступаете?

ПАВЕЛ: Мое направление — южное: усадьба Пущино-на-Оке, известная всем по фильмам Михалкова, и памятники Серпухова в Подмосковье; Тула — Руднево, редчайший храм XVIII века; Калужская область — древний собор в Перемышле, который лежит в руинах с 1970-х годов.

ОЛЬГА: По каким вопросам обычно обращаются люди?

ПАВЕЛ: В 90% случаев это люди, которые не знают, как подойти к погибающему памятнику, что с ним можно делать, боятся, не знают законов и принципов работы с объектами культурного наследия.

ОЛЬГА: Какими проектами конкретно вы сейчас занимаетесь?

ПАВЕЛ: Я сейчас координирую работу по консервации флигеля усадьбы Пущино-на-Оке. Мы уже сделали проектную документацию, согласовали ее с Управлением культурного наследия и пользователем усадьбы — Академией наук. Теперь готовимся к производственным работам, до конца сезона сделаем своими силами крышу, в усадьбе появится помещение для волонтеров.

Два сезона подряд я проводил работы на исторических зданиях Серпухова в рамках фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Вместе с волонтерами мы восстановили фасады двух старинных домов, одного деревянного и одного кирпичного особняка эпохи модерна, украшенного майоликой. Теперь они стали украшением города.

ОЛЬГА: Как вы совмещаете работу координатора и архитектора-реставратора?

ПАВЕЛ: Я только получил диплом архитектурного реставратора. Теперь мне нужно получить аттестацию в Министерстве культуры, а уже потом я смогу работать с памятниками официально, вести проектирование, надзор. Однако полученные знания мне очень помогают в практической работе уже сейчас. Хотя я считаю, что нельзя стать архитектором-реставратором, если ты не пощупал камни, кирпичи. С пятнадцати лет я был помощником каменщика и не только каменщика. Надеюсь, что с новой профессией я смогу более эффективно работать над возрождением памятников архитектуры.

1.04.24
Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: