«Четыре тирана»: мужья-деспоты в премьере театра «Сатирикон»

 

Действие пьесы Карло Гольдони, новатора итальянской комедии, разворачивается в самом роскошном городе мира – Венеции. Но изумрудная лагуна, ажурные здания, песни гондольеров и изысканные карнавальные платья – привычный фон жизни горожан. «Люди со своими бытовыми проблемами ходят по этой красоте, топчут её, потребляют, для них всё это великолепие – просто обои, – говорит режиссёр Константин Райкин, – нам хотелось подчеркнуть эту борьбу духовности и обыденности, карнавала и повседневности».

Однако поначалу зритель недоумевает: взгляд его упирается в однотонный чёрный задник и ступенчатые подмостки, полностью занятые музыкантами, словно ожидается не спектакль, а концерт. Где же венецианский антураж?  Но именно оркестровая атрибутика и есть та самая метафора духовности и красоты. Отыграв вступительные такты из венецианца Вивальди, музыканты тихо покидают сцену, оставив инструменты на откуп героям пьесы: в их руках глянцевая виолончель вдруг становится графином для ликёра, а футляр от контрабаса – то холодильником, то… сортиром, смычок – разделочным ножом, а нотный лист – платочком, которым синьора Маргарита вытирает потёкший от слёз нос – вот он, такой узнаваемый быт посреди привычной, не замечаемой красоты.

Синьора Маргарита (Алёна Разживина) – одна из тех несчастных женщин, что вышли замуж за тиранов.  Хочется ей и театров, и карнавалов, и платьев понаряднее, благо, деньги позволяют, но на деле жизнь в монастыре – и та веселее. В оригинале пьеса называется «Самодуры», где Гольдони с присущим ему остроумием изобразил четыре типа доминирующих мужчин, так называемых альфа-самцов. Каждый из них в интерпретации художника по костюмам вписывается в сегодняшние реалии несмотря на победное шествие феминизма. Купец Лунардо (Алексей Бардуков), бородатый мужлан-домостроевец в трениках с вытянутыми коленками, воспитывает синьору Маргариту на примере своей покойной первой жены – вот уж был истинный образец покорности и терпения! Под гнётом находится и единственная дочь-невеста (Екатерина Воронина). 

Дуэт Лунардо составляет богач Маурицио (Георгий Лежава) в отглаженном костюме и с причёской «волосок к волоску». Сжив со света жену, он третирует сына (Илья Гененфельд): тот с утра до ночи трудится в конторе, а после ставит заплатки на нижнем белье. Купец Симон (Игорь Гудеев) с золотой цепью на шее, явно из «авторитетов», не позволяет своей Марине (Полина Райкина) сменить платье без разрешения. Даже интеллигентного вида горожанин Кончано (Денис Суханов) с характерными усиками строит из себя тирана в унисон друзьям, он-де тоже голова! Правда, жена его, донна Феличе (Агриппина Стеклова), обладает недюжинной смекалкой. Можно долго доказывать свою значимость, переходя порою на визг от бессилия, а можно согласиться с доминированием мужа, но так, что он даст добро и на модный гардероб, и на флирт с поклонниками. Супружеская дипломатия от хитроумной Феличе ослабляет хватку всех четырёх деспотов и способствует счастью двух юных сердец. Что ж, спектакль как минимум заменяет курс женского коучинга, а вместе с добротным юмором и актёрской игрой является одной из ярких премьер осени.

11.09.2023
Фото || предоставлены пресс-службой театра
Автор || Татьяна Михальская

Поделиться:

Подписка

Мы не спамим! Прочтите нашу политику конфиденциальности, чтобы узнать больше.