Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.
09.01.20 В Галерее Классической Фотографии открылась фотовыставка «Долина Хан». Цель экспозиции – показать «вершины, на которых никто не бывал», рассказать об экспедиции в одно из немногих оставшихся «белых пятен» на карте, дать почувствовать азарт альпинизма и понять его суть, показать менталитет и жизненные ценности людей, обитающих в тех краях. Фотографии были сделаны российскими альпинистами Константином Маркевичем и Антоном Ивановым в августе 2019 года во время экспедиции в долину Хан на северо-востоке Пакистана. За время экспедиции команде удалось исследовать малоизвестный горный район и совершить три первовосхождения на вершины Ilford Peak (Hasho Peak II) высотой 6080 метров, Tangra Tower – 5820 и Trident – 5780 метров. Долина Хан до сих пор остаётся одним из самых малоисследованных районов Пакистана, известно всего о нескольких успешных экспедициях и восхождениях в этом регионе, которые были совершены в 1990-2000 годах. Данная экспедиция стала новым этапом в освоении этой территории. На выставке «Долина Хан» представлены фотоснимки различных жанров: пейзажи, портреты, репортажные снимки – они показывают другой мир, который совсем не похож на современную западную реальность, и людей, которые, находясь в суровых условиях, могут быть счастливы и жить в гармонии с собой и с окружающей природой. Все фотографии были сняты за месяц экспедиции на чёрно-белую пленку. Фотоработы для выставки напечатаны вручную на серебряно-желатиновой баритовой бумаге. Авторская печать имеет художественную и коллекционную ценность. Выставка работает по 23.02.20.
Фотографии предоставлены Галереей Классической Фотографии
11.01.20 В арт-пространстве Культпросвет кафе «Нигде Кроме» в здании дома Моссельпрома открылась необычная выставка #примус #пушкин #патефон. Проект включает в себя несколько арт-событий – презентация книги-альбомa «ПримусПушкинПатефон», премьера иммерсионного спектакля (автор – Андрей Новгородский) и презентация выставки игрушек «Игра в счастливое прошлое». Московский художник и дизайнер Алла Бедина (автор идеи) и офортистка Светлана Ланшакова представили экспозицию из игрушек-римейков и реконструкций советских елочных игрушек, выполненных вручную. Выставочный проект «ПримусПушкинПатефон или Игра в счастливое прошлое» – это игра в новогодний праздник, синтез настоящего времени с XX веком, который по авторской идее проекта – время не ушедшее, а сохранившееся в каждом из нас как «детство». Куратор и продюсер проекта Натэлла Войскунская. Новая экспериментальная иммерсивная пьеса 13, 16, 18 января (20:00–22:30). Выставочный проект #примус #пушкин #патефон представлен в Культпросвет кафе «Нигде Кроме» по 31.01.20.
Фотографии предоставлены Promo Big Monster
13.01.20 Парк «Зарядье» открыл обновленный Подземный музей и представил первую выставку проекта #три_вд, посвященную дуэту Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. В 2020 году Подземный музей парка «Зарядье» полностью меняет направление своей деятельности и начинает цикл выставок #три_. Музей становится площадкой для показа искусства разных эпох и стилей с мультимедийным погружением в биографию художников и исторический контекст, представляет на одной площадке лучшие российские музеи, галереи, частные коллекции и художественные институции. Цикл #три_ состоит из коротких (2–3 недели), сменяющих друг друга выставок. Смысловым центром экспозиции становятся три произведения искусства, дополненные видеоинсталляциями и интерактивной информацией. Первая выставка цикла посвящена самому яркому и успешному художественному дуэту нулевых – Александру Виноградову и Владимиру Дубосарскому. Представлены три работы, навеянные эпохой 60-х: «Белла», «”Голубой огонек” на Шаболовке (Гагарин и Терешкова)» и «Соседка». В мультимедийную часть экспозиции вошли фрагменты фильма Александра Шейна и Евгения Митты «Виноградов и Дубосарский: Картина на заказ». Выставка организована при содействии галереи «Триумф» и продлится до 02.02.20.
Фотографии предоставлены отделом по связям с общественностью Парка «Зарядье»
14.01.20 В Московском доме художника на Кузнецком мосту, где состоялась первая и единственная прижизненная выставка скульптора Степана Эрьзи в 1954 году был представлен проект «Степан Эрьзя и мы», открывающий цикл выставок-воспоминаний о событиях, вписанных в историю московского союза и культурной жизни Москвы XX в. Это не реконструкция выставки 1954 года. Экспозиция включает и экспонаты из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени им. С. Д. Эрьзи, и работы художников-современников: 13 работ Степана Эрьзи из собрания МРМИИ им. С. Д. Эрьзи и 100 произведений современных московских скульпторов разных поколений. Выставка организована совместными усилиями Московского союза художников, Объединения московских скульпторов и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи под патронажем Российской академии художеств и Министерства культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия. Московский дом художника – одна из немногих площадок, где художники могут встретиться со своим зрителем, как 55 лет назад Степан Эрьзя, поразивший москвичей своим искусством. В 1950 Степан Эрьзя (Степан Дмитриевич Нефедов) вернулся на родину из Аргентины, привезя с собою на корабле огромную коллекцию своих работ (почти 200 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора) и полюбившиеся ему латиноамериканские материалы – дерево пород кебрачо и альгарробо. Отношение к нему среди советских художников было неоднозначным. Его творчество нашло отзыв у людей, не связанных с искусством, которые во множестве посещали мастерскую, плотно заставленную работами, не похожими на советские монументы. Зрители, чтобы попасть на выставку, стояли в длинной очереди летом 1954 год – тогда выставка Эрьзи на Кузнецком стала одним из знаковых моментов процесса выхода Советской культуры из вакуума изоляции. Выставка работает по 27.01.20.
Фотографии Cabinet de l’art
16.01.20 Галерея ТНК Арт представила персональную выставку Владимира Хамкова «Партитура цвета». Хамков является одним из ярких мастеров, представляющих сегодня Владимирскую школу пейзажной живописи. Его работы свидетельствуют о том, что автор «влюблен в природу», как художник говорит о себе. Хамков тонко отображает на холсте разные ее состояния: переходы от дня к ночи, от теплой сентябрьской осени к холодной ноябрьской, от лучей света к тени. Внутренние переживания предметного мира сплетаются с тончайшими нюансами световых особенностей, подмеченных в разное время дня или года. Так узнаваемые черты окружающего мира приобретают новую, наполненную особым духовным смыслом, реальность. В основе построения композиции работ Хамкова – детально продуманное соседство ярких открытых тонов, положенных на грубый холст наполненными внутренней энергией, свободными мазками. Выставка открыта по 15.02.2020.
Фотографии предоставлены Галереей ТНК Арт
16.01.20 В «Открытом клубе» открылась выставка «К 100-летию со дня рождения Расторгуева». Евгений Расторгуев (1920—2009) – график-иллюстратор, живописец. Расторгуев всегда держался особняком от соцреализма, главенствующего направления в советском искусстве. В 60-х он увлёкся «суровым стилем», а в 70-х нашёл собственный путь. Народное творчество, городецкая игрушка родом с малой родины художника стали источниками его вдохновения. Расторгуев стал известным как «художник из Городца», купив там дом и переехав в те места. Реальность его в чём-то схожа с магическим реализмом Марка Шагала – Расторгуев создал мир приволжской провинции, в котором смешались уже несуществующие типы дореволюционных персонажей и типажи его современников. «Открытый клуб» празднует юбилейный год самобытного русского художника Евгения Расторгуева и представляет ретроспективу его работ: живописи и графики разных лет. Выставка работает по 28.01.20.
Фотографии предоставлены «Открытым клубом»
Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель