#Арт-обзор за неделю 7.11. -14.11.19

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Марко Мяэтамм. Игры за власть. 2010

Марко Мяэтамм. Игры за власть. 2010

07.11.19. Музей «Art Deco» представил выставку Ольги Гавришевой «Гибель богов – Extra dry». Размышляя о том, «Каковы нынешние боги, что становится темой современной мифологии?» – Ольга Гавришева использует метафоричность и гротеск, балансируя между китчем и художественным жестом. Простотой формулировок экспозиция «Гибель богов – Extra dry» рисует контуры коллективного бессознательного. На открытии был представлен объект «Песочный город» Екатерины и Альмира Ильясовых, и интерактивный медиа-проект обладателя премий International Laser Display Association Максима Ищика. Выставка работает до 19.11.19.

Фотографии предоставила Елизавета Бялая

11.11.19. Государственный музей Востока представил персональную выставку работ художника из Узбекистана Николая Карахана. В экспозиции представлено 120 произведений из частного собрания Олега Колосова: живописные и графические работы, а также редкие архивные документы. Выставка приурочена к 120-летию со дня рождения Николая Карахана. Творческий путь Карахана можно разделить на два этапа. 1920 – 1930-е годы – ранний авангардный период становления живописца. Второй, зрелый период, приходится на военные и послевоенные годы. Важнейшую роль в творческой судьбе Николая Карахана сыграл художник авангардного направления Александр Николаевич Волков. Николай Карахан получил признание уже при жизни. В 1960 году ему было присвоено звание народного художника УзССР. Николай Карахан умер в Ташкенте в 1970 году во время работы над картиной «Дорога домой». Это незавершенное произведение, ставшее последним высказыванием художника, будет также представлено на выставке. Куратор выставки: Мария Филатова. Выставка работает до 01.12.19.

Н. Карахан, Борцы. 1920-е годы

Н. Карахан, Борцы. 1920-е годы

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

12.11.19. Новая Третьяковка представила выставку восьми московских художников «Геометризмы 1950–2010-е». Состав выставки: более 130 произведений – живописные, графические и скульптурные работы, объекты, фарфор.  Куратор: Мария Бодрова. Экспозиция раскрывает одно из наиболее значимых направлений в отечественном искусстве второй половины ХХ века – геометрическую абстракцию. Участников выставки (Владимир Адреенков, Рубен Апресян, Татьяна Баданина, Алёна Кирцова, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Александр Юликов и Валерий Юрлов) объединяет интерес к искусству русского авангарда, традиции которого вновь зазвучали в отечественном искусстве в середине 1950-х годов. К абстрактному искусству часто обращались художники из неофициальной среды. Художники старшего поколения, открыв для себя беспредметность через творчество Казимира Малевича и западное искусство, пришли к пониманию геометрической абстракции как языка больших возможностей. Участники выставки исследуют наследие авангарда, не только продолжая заложенную в начале ХХ века традицию, но и предлагая свои способы ее интерпретации и обновления. Выставка работает по 12.01.20. (залы 80–82).

1280px-Новая_Третьяковка

Фото: Wikipedia.com

12.11.19. Галерея JART представила выставку Сергея Шеховцова «Бар Moscow Land». Куратор: Ильмира Болотян. В экспозиции представлены объекты и живопись на тему актуальных мифов о столице. Бар – самый подходящий формат для выставки о ключевых образах современной Москвы. На время галерея Jart станет местом концентрации историй о Москве: постоянная стройка, которая должна превратить город в райское место, политические игры, футбольные победы и поражения, ночные поездки на такси и яркие огни, манящие и раздражающие одновременно. «Бар Moscow Land» – это одновременно и имитация красивой жизни, и ее критика, тоска по ее недоступности и ирония над ее искусственностью. Сергей Шеховцов – современный московский художник, скульптор. Его работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея ZKM (Германия), Мультимедиа Арт Музея, Москва (ММАМ), Beelden aan zee (Голландия), Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), Музея MART (Италия), а также в частных коллекциях России, Европы и Северной Америки. Выставка работает до 31.12.19.

Фотографии предоставлены Кристиной Вронской

2.11.19. Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) и Еврейский музей и Центр толерантности представили пятую сессию масштабного междисциплинарного проекта «Удел человеческий», который разворачивается на протяжении семи лет на крупнейших музейных площадках Москвы. ММОМА во второй раз становится площадкой для межинституционального проекта. Представленная в рамках этой сессии выставка «Биография. Модель для сборки» демонстрирует видео-работы, инсталляции, фотографии, объекты и скульптуры 14 художников со всего мира. Часть произведений создана специально к проекту в ММОМА. Экспозиция – это попытка отразить ряд основных парадоксов, составляющих в своей совокупности суть феномена биографии. Каждый художник получил в распоряжение целый зал для собственного герметичного высказывания. Феномен биографии предполагает неминуемый нарциссизм, при котором объект и субъект исследования совпадают. Этот нарциссизм, в свою очередь, предполагает и игру фантазии художника о самом себе. Биография является определенным конструктом, но конструирование также может происходить по целому ряду сценариев: от фикции до своеобразной археологии, от формального жизнеописания до глубоко личного повествования от первого лица. Художники-участники выставки: Недко Солаков, Баби Бадалов, Сергей Братков, Петер Фридль, Даниэла Комани, Анри Сала, Амалия Ульман, Ольга Чернышева, Роее Розен, Виктор и Елена Воробьевы, Марко Мяетамм, Жанна Гладко, Павел Альтхамер, Максим Шер. Кураторы: Виктор Мизиано, Анна Журба. Выставка работает до 02.02.20.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

12.11.19. Галерея «Веллум» представила выставку «Алексей Арцыбушев. Графика» к 100-летию со дня рождения.  Алексей Петрович Арцыбушев (1919-2017) – художник и писатель, монах и философ, воплотивший в своих работах гуманистические и религиозные идеалы ХХ века. Алексей Арцыбушев, внук А. А. Хвостова, министра юстиции при правительстве Николая II, учился в Московском художественно-полиграфическом училище, и в художественной студии ВЦСПС, но профессионально заняться искусством смог только будучи зрелым человеком. Произведения Арцыбушева – пейзажи Средней России и зарисовки, портреты друзей. Выставка работает до 22.11.19.

 

Фотографии предоставлены Галереей «Веллум»

12.11.19. Состоялось открытие галереи- мастерской  «ГРАУНД СОЛЯНКА». Открылась  галерея-мастерская  выставкой «ГРАУНД зин фест. Расширение». В этом году Галерея Солянка отмечает свое 30-летие и принимает проект ГРАУНД как смыслообразующий и долгосрочный. С 2009 года галерея специализируется на современном искусстве, а с 12 ноября Солянка расширит спектр видов искусства, сейчас включив в процессы работы молодых авторов галереи-мастерской и провоцируя признанных мастеров на острые эксперименты, что приводит к появлению инновационных проектов.  Первым проектом галереи-мастерской «ГРАУНД Солянка» стала выставка «ГРАУНД зин фест. Расширение», посвященная авторской книге — зинам (от английского слова «журнал» — magaZINE). Кураторами выступают Катерина Савина и Катя Бочавар. 14 авторов и художественных групп показывают и рассказывают, что зин  – это не просто книга, но своеобразный дневник автора, представляющий собой срез его интересов, мыслей, вкусовых предпочтений на данный момент. Слово «расширение» в названии проекта указывает на то, что зин стремится выйти за границы бумажного формата, зин может расшириться даже до размеров инсталляции.  Выставка работает по 03.12.19.

 

Фотографии предоставлены pr-службой Граунд Солянка

12.11.19. ГМИИ им. А.С. Пушкина представил выставку «Годы странствий Святослава Рихтера. Австрия—Германия» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера, посвященную гастролям, путешествиям и творческим контактам выдающегося пианиста. Экспозиция завершает трехлетний цикл «Годы странствий Святослава Рихтера». На выставке представлены редкие архивные документы: фотографии, открытки и письма Рихтера, а также его знаменитых корреспондентов (Г. фон Караяна, Д. Фишера-Дискау, Э. Шварцкопф, М. Дитрих, Х. Хартунга, О. Кокошки), пластинки и нотные издания с автографами и дарственными, уникальные эскизы к оперным постановкам 1920–1940-х годов, графические работы известных австрийских и немецких художников из коллекции музыканта. Отдельный раздел выставки посвящен музыкальному театру и трем композиторам – Францу Шрекеру, Рихарду Вагнеру и Эрнсту Кшенеку – чье творчество оказало огромное влияние на молодого пианиста и формирование его художественных вкусов. В экспозиции собраны экспонаты из ГМИИ им. А.С. Пушкина, частных собраний (Н. Журавлевой, Е. Леонской, И. Воеводской), а также эскизы декораций и костюмов, мелкая пластика, макет оперы «Джонни наигрывает», редкие фотографии и документы из московских и петербургских музеев, театров и архивов. Куратор: Юлия Де-Клерк, заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина. Выставка открыта в Мемориальной квартире Святослава Рихтера до 16.02.20.

 

13.11.19. Галерея Перелётного кабака представила выставку «Хрясь… И готово!», «решив связать свою судьбу с небезопасным Пахомом», как пишет сама галерея – подразумевая, что выставки Сергея Пахомова (известного как Пахом) никого не оставляют равнодушными, не бывает нейтральных оценок. Панк-, DIY-эстетика сопровождает творчество Пахома, он намеренно использует низкопробную театральность, чтобы представить свою интерпретацию русских культурных традиций. На выставке в галерее Максима Боксера экспонируется совершенно новая серия психоделических икон хрущевско-ментовско-московского толка и «архивная» часть, охватывающая период с 1985 года и по наши дни.  Выставка работает до 15.12.19.

Сергей Паховом, Битники Саранска на шабашке

Сергей Паховом, Битники Саранска на шабашке

 

Фотографии предоставлены галереей Перелетного кабака

13.11.19. MIZK Gallery представила выставку «СВЕТ-О-ТЕНЬ». Автор, Людмила Крутикова  размышляет о визуальном восприятии, как о способности человека соединяться с окружающим пространством, то есть увидеть само «видение», как феномен, погрузиться в игру света и тени. Эта тема присутствует во всех объектах и скульптурах. Преломление граней, тех что мы видим или способны видеть и те, что скрыты, но визуально мы их чувствуем, мысленно достраиваем объект сами. Что такое тень без света и наоборот… Отделение света от тьмы является основой эстетических и философских представлений о мире. Черно-белое состояние или монохром позволяет отбросить все лишнее и выявить самую суть, формирующую и образующую пространство и форму. На выставке представлены графика и скульптура, два художественных языка, с которыми Людмила Крутикова работает много лет. Делая следующий шаг в своём исследовании, художник обращается к литофании (греч. от « lithos» – камень, «phanesthai» – делать видимым) и называет создаваемый язык самовыражения «скульптурной графикой». Ее фарфоровые пластины – графические объекты, в которых «нечто» потенциально заложено, но может существовать только при условии внешнего воздействия: плоские рельефы при направлении света оживают, приобретая объем. Выставка работает до 08.12.19.

 

Фотографии предоставлены автором Людмилой Крутиковой и галереей MIZK

13.11.19. Галерея «КультПроект» в арт-пространстве Cube представила выставку Кати Марголис «ACQUA ALTA». «Высокая вода» на загадочных, будоражащих воображение полотнах Кати Марголис – это ее размышления о пугающих цифрах… За последние 100 лет Венеция погрузилась под воду ещё на 23 см, а в последние годы ее покинуло около 100 тысяч местных жителей. Случаев высокой воды становится все больше.  За последние 100 лет максимальный уровень зафиксирован в Венеции 4 ноября 1966 года. Тогда вода поднялась на 194 см выше обычного уровня. Прилив лишил крова около 5000 человек. Это страшное наводнение потрясло весь мир. Рассматриваются причины участившихся наводнений и различные проекты для спасения города от перспектив его дальнейшего погружения под воду. А люди искусства осмысляют это явление своими средствами, когда личный опыт, переживание и мастерство объединяются в значительном художественном высказывании. Галерея «КультПроект» представляет авторский взгляд на личную судьбу и город, эссеиста, переводчика и художника Кати Марголис. Выставка работает до 17.12.19.

Фотографии предоставлены Галереей «КультПроект»

13.11.19.  InGallery в арт-пространстве Cube представила выставку Авроры Лоттон «Zero». Для автора Zero – это новое начало, опыт, в некотором смысле очищающий и высвобождающий женскую телесность из-под власти репрессирующих механизмов. Аврора обращается к рефлексии телесного опыта и предлагает переосмыслить основные положения феминистской критики. Центральный элемент экспозиции – триптих «Удовольствие».  Острые формы, говорят об опасности, возможности пораниться при соприкосновении. Образы удовольствия в культуре, в особенности, в Средневековой культуре, часто сопряжены с образами опасности, с предчувствием трагедии. Чувством напряжения и тревоги пронизаны все работы. Триптих дублируется в литографиях. Выставка работает до 18.12.19.

Аврора Лоттон «Zero»

Аврора Лоттон «Zero»

Фотографии предоставлены InGallery

14.11.19. Московский музей современного искусства и Музей Вадима Сидура представили выставочный проект «Самая счастливая осень», приуроченный к 30-летию музея знаменитого скульптора. Отправной точкой истории музея принято считать первую на родине ретроспективу Вадима Сидура, открытие которой состоялось уже после смерти художника – в  сентябре 1987 года – в выставочном зале района Перовский. За недолгие семь недель до закрытия, выставку посетило около 15 тысяч человек. В 1989 году благодаря большому общественному резонансу, усилиям близких и друзей художника и при поддержке руководства и жителей района Перовский, по адресу ул. Новогиреевская, 37А открылся Музей Вадима Сидура, ставший одним из первых официальных центров современной художественной культуры в нашей стране. Непосредственным инициатором его открытия и первым директором стал сын скульптора – искусствовед Михаил Сидур, а главным хранителем и куратором культурных программ – его супруга Галина Сидур. С момента включения музея в 2011 году в состав МВО «Манеж», он позиционирует себя не только как место хранения и репрезентации наследия художника, но и в качестве пространства для обсуждения и реализации актуальной культурной повестки. В 2014 году, спустя два года после реконструкции, к девяностой годовщине со дня рождения Вадима Сидура, обновленный музей открылся для посетителей. Сегодня Музей Вадима Сидура, в 2018 году вошедший в состав Московского музея современного искусства, продолжает свою миссию, активно работая с новыми экспозиционными форматами, привлекая локальную аудиторию и профессиональное сообщество. Название юбилейной выставки «Самая счастливая осень» адресует к единственному сборнику стихов Сидура, над которым он работал до самой смерти и который был выпущен музеем вскоре после открытия в 1990 году. В центре внимания юбилейной выставки – жанр надгробия. Для Сидура, фактически лишенного властями возможности публичной демонстрации творчества на родине, он стал не только способом материального выживания, но и одной из главных форм взаимодействия с публичным пространством, общения с внешним миром. Куратор выставки: Ярослав Алешин.  По концепции юбилейного проекта музей представляется сложноорганизованным многомерным пространством, время в котором течет нелинейно; каждый из участников выставки предложил свою точку входа (или выхода) в это пространство и свое направление следования в системе его смысловых и фактологических координат.  В состав творческой группы проекта вошли: художники Юрий Пальмин, Владислав Ефимов, Михаил Максимов, композитор Владимир Горлинский, историк и музеолог Анна Котомина. Важным дополнением основной экспозиции являются историко-биографические материалы и документы, отражающие хронику жизни скульптора и развития музея на протяжении 30-ти лет. Выставка работает до 19.01.20.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: