#Арт-обзор за неделю 5.12.-12.12.2019

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Корнели Толленс “Deep Inside” 2019

05.12.19. В Галерее XXI века Объединения «Выставочные залы Москвы» открылась выставка произведений из коллекции Светланы и Андрея Коллеровых «Вокруг абстракции. Поиск элементарных частиц». Отправным моментом данной выставки-исследования принимается точка зрения Валерия Турчина, считавшего, что «своя абстракция появлялась во всех «измах»: в кубизме, экспрессионизме, дадаизме, сюрреализме, поп-арте, концептуальном искусстве и т.д.». Отсутствие единства внутри абстрактного искусства в совокупности с нестабильностью его структуры делает абстрактное искусство актуальным, постоянно возрождая интерес к нему и привлекая внимание художников разных поколений. На примере представленных на выставке произведений, входящих в собранную Коллеровыми коллекцию абстрактного искусства второй половины ХХ – начала ХХI веков, можно проследить его место и роль в истории искусств и его отношение к различным стилям и направлениям. В экспозиции представлены: живопись, графика, объекты, мультимедиа. Выставка работает до 21.12.19.

Фотографии предоставлены Галерей XXI века

06.12.19 Галерея Ruarts представила персональную выставка Корнели Толленс, фотографа из Нидерландов. Выставка «Deep Inside» приурочена к 15-летию галереи.

Корнели Толленс – известный голландский фотограф. Сотрудничает с такими журналами, как Vogue, Dutch, Elle, Elegance и другими. Ее работы публиковались в Avenue, JFKmen, Credits, La Vie en Rose и Playboy.  Корнели Толленс участвовала в создании рекламных кампаний для многих международных брендов, таких как Mercedes, Nike, Ikea, Nokia и Martini. Ее фотографии регулярно выставляются в Милане, Париже, Брюсселе, Амстердаме, Нью-Йорке, Киото, Москве и других городах по всему миру. Для творчества Корнели Толленс характерны утонченный эстетизм, почти живописная техника, многослойность, интересное переплетение ощущения пустоты и желание обрести союз духовного и плотского. Обнаженное женское тело в сочетании с цветами и растениями порождает предельно чувственные, тактильные ощущения. Натюрморты в работах Корнели приобретают чувственность и эротизм. В своих портретах Корнели Толленс стремится нащупать границу между привлекательным и отталкивающим, красотой и уродством. Выставка Корнели Толленс «Deep Inside» проходит в Галерее Ruarts до 2.02.20.

Фотографии предоставлены Галерей Ruarts

 

Блиц-интервью Корнели Толленс для Cabinet de lart.

Ольга: Корнели, что по вашему мнению делает вас уникальным мастером и отличает от других арт-фотографов?

Корнели: Мне нравится отображать сексуальную свободу, сопровождаемую чувством уверенности, самоуверенности. Мои героини никогда не выступают как жертвы, они всегда преисполнены силы. В своих роботах я также стремлюсь показать не только внешнюю красоту женщин, но и внутреннюю притягательную силу, берущую свои истоки в любви. Я считаю, что любая женщина, вообще любой человек, многослойны: в каждом из нас скрываются и темные стороны, тайные глубины. Я всегда стремлюсь отобразить и эту сторону сущности.

Ольга: В ваших работах прослеживается хрупкая грань между утонченной эротикой и вульгарной пошлостью, возвышенной красотой и отталкивающим уродством. Вы уверены, что красота и уродство, возвышенное и низменное всегда являются противоположностями?

Корнели: Да, они являются противоположностями, но именно их сочетание в одном целом дает прекрасный привлекательный результат. Избыток неприглядного, уродливого, вульгарного так же плох, как и перенасыщенность прекрасным. Если всё очень и очень красиво – это скучно и неинтересно. Комбинация, переплетение противоположностей делает картинку более реальной, мою работу можно почувствовать, ощутить физически.

Ольга: Значит ли это, что для понимания прекрасного, возвышенного нам нужна их противоположность?

Корнели: Да, бесспорно. Это не только помогает там понять красоту, но и делает наш мир более интересным, помогает нам испытывать чувство любви. Невозможно долго концентрировать внимание только на бесконечно красивом, становится скучно. Только сочетание прекрасного и безобразного, возвышенного и вульгарного делает объект интересным и загадочным.

Ольга: И в каждой работе вы выстраиваете эту комбинацию – как вы решаете, что прекрасно, а что безобразно?

Корнели: Я никогда не задумываюсь. Я чувствую что я хочу построить, какой образ создать. Это как с чувством равновесия, я стремлюсь сохранить устойчивость, балансируя между светлой и темной сторонами.

Ольга: Как вы думаете понимание того, что есть прекрасно, а что безобразно – субъективно или объективно?

Корнели Толленс, “Deep inside”, 2019

Корнели: Я думаю, если красота идет рука об руку с любовью, к ее пониманию придет каждый.

Ольга:  В ваших работах завуалирован вопрос о смерти. Загадка, влечение, страх – что для вас заключено в этом слове?

Корнели: Конечно, я боюсь своей смерти, как и все мы. Но для меня это означает, что мне надо и жить, и работать очень интенсивно. Мне надо так много успеть сказать, что каждая моя работа должна быть максимально наполненной, как и каждый день моей жизни. Смерть – да…это и страх и загадка, но и очень хороший катализатор жизни.

Ольга: Опять противоположности?

Корнели: Да! Может быть и жить интересно благодаря такому сочетанию полярностей.

Ольга: Это не первая ваша выставка в Москве и не первый ваш приезд. Как на ваш взгляд профессионала, арт-фотографа, изменился наш город?

Корнели: Да, верно, первая моя выставка состоялась в Москве 10 лет назад. Что произошло за это время с искусством, не могу сказать – я не успела зайти на выставки, готовя свою. А город, наверное, стал более обезличенным, «поверхностным», если можно так сказать. Но это то, что происходит в наше время повсеместно – города, особенно крупные, становятся универсальными, индивидуальность их размывается.

 

06.12.19 В Культурном центре ЗИЛ  в рамках фестиваля художественных практик и активного слушания «Рекреация» состоялся концерт ансамбля Kymatic «Michael Pisaro. Tombstones». Солисты ансамбля Kymatic и приглашённые артисты исполнили несколько песен из цикла «Tombstones» (2006-2010) американского композитора Майкла Писаро, одного из лидеров сообщества Wandelweiser. «Надгробия» Писаро – это метафора, применимая к текстам старых песен, которые существуют в современной эпохе на правах «призраков», утративших своё актуальное социальное «тело». Все популярные произведения прошлого, сохраняя свою харизму и мощь, оказываются выселенными в регион ностальгии, однако классическая музыка становится как бы бессмертной, из раза в раз переживая последующие поколения и эпохи. Смешивая между собой субстанции академической и популярной музыки, ставя акцент на измерении времени в самом широком смысле этого слова, Писаро деконструирует само понятие современной песни: в «Надгробиях» эстрадный вокал трансформируется почти в фольклорное пение, доказывая, что становясь мифом, любая поэтическая история обретает бессмертие. В концерте приняли участие: Kymatic – Алина Петрова  альт, электроника; Алексей Чичилин – электрогитара, электроника; Антон Изгагин – виола да гамба, бас-гитара, электроника; Юрий Посыпанов – ударные, а также Владимир Обухов – электронное пианино, труба; Катя Ширшкова  – голос. Партитура адаптирована под состав Антоном Изгагиным.

Фотографии предоставлены Катей Ширшковой

09.12.19 Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представили проект Натальи Грезиной и Анастасии Сухаревой-Морозовой «Дар», посвященный жесту дарения в истории смыслов и традиций.  В иерархии ценностей особое место занимают дары. Они не относятся к круговороту экономического обмена. Обращаясь к истории жертвенных даров, авторы представляют зрителю объекты с традицией ритуального использования: украшения, мечи, кинжалы, маски и слепки частей человеческого тела. Тотальная инсталляция «Дар» композиционно состоит из трех частей. В первом зале выставки представлены работы о символическом значении объектов дарения и жертвенности в быту. Преодоление внутренней изоляции и битва со страхами объединяет работы во втором зале экспозиции. Третья часть проекта воплощает образ благодарности за прожитый день и состоит из совместной серии, для создания которой авторы приняли дары от знакомых и незнакомцев. В экспозицию вошли керамические скульптуры и объекты ручной вышивки на полиэтилене. Куратор выставки: Оксана Чвякина. Выставка проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММОМА, куратор –  Дарья Камышникова. Выставка работает до 12.01.20.

Фотографии предоставлены пресс-службой ММОМА

10.12.19 Государственный музей Востока представил выставку бурятского скульптора Сэрэнжаба Балдано и его дочери, художника Индиры Балдано «Продолжение традиций». В экспозиции, состоящей из трёх разделов, представлено более 200 предметов: скульптуры мастера, живопись Индиры Балдано, а также предметы народного искусства Бурятии XIX–начала XX вв. Объединяет все экспонируемые произведения тема осмысления и воплощения в современных художественных формах наследия традиционного бурятского искусства. В таком составе выставка демонстрируется впервые. Основная часть экспозиции посвящена творческому наследию скульптора, почётного члена Российской Академии художеств, резчика по дереву Сэрэнжаба Балдано (1930–2014). В серии скульптурных образов «Я и мои маски» ярко раскрывается внутренний мир художника, его переживания в разные периоды жизни. Второй раздел выставки представлен живописными полотнами дочери Сэрэнжаба Балдано – Индиры. Своеобразный стиль художника по динамике и цветовому решению приближает картины Индиры Балдано к изобразительным принципам буддийских икон-тангка. Экспозицию дополняют предметы народного искусства Бурятии XIX–начала XX вв. Все артефакты, которых в экспозиции будет больше 80, собирал, реставрировал и хранил Сэрэнжаб Балдано. Выставка работает до 26.01.20.

Индира Балдано, “Портрет отца”, 1980 г.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

10.12.19 В Галерее «ГУМ-Red-Line» прошел светский салон с Маргаритой Пушкиной, основателем и директором ярмарки современного искусства Cosmoscow. После публичного выступления состоялся благотворительный аукцион фотографий из личной коллекции Сержа Лифаря (солиста “Русских сезонов” Сергея Дягилева, художественного руководителя Парижской оперы, руководителя труппы «Новый балет Монте-Карло»). Деньги от продажи билетов и аукционных лотов направляются на образовательные гранты врачам-онкологам. 

Маргарита Пушкина. Фото: Вадим Лебедев

Специально для Cabinet de l’art дала комментарии Маргарита Пушкина, основатель и директор ярмарки современного искусства Cosmoscow:

Ольга: Маргарита, сегодняшняя встреча проходит в рамках выставки «Recycle or die» в галерее ГУМ-Red-Line, тема которой связана с экологией и защитой окружающей среды. Каково Ваше отношение к этому важному вопросу, как человека, живущего в мегаполисе и связанного с искусством? Мы очень часто уходим в крайности, как в борьбе за что-то, так и в сражении против чего-то. Как вы думаете, где разумная грань в жизни и в искусстве, когда мы встаем под определенные знамёна – чтобы, пересев на велосипеды, мы не превратили города в свалки этих экологических средств передвижения, как например продемонстрировал события в Китае на своей выставке в ММАМ Ву Гоюн «Мест нет»?

Маргарита: Вообще, мир устроен достаточно сложно. Что касается китайской проблемы свалок велосипедов, китайцы очень быстро на все реагируют и в скором времени придумают как бороться с этими фактами – это более, чем вероятно. Я, например, однажды читала интервью мэра одного города в Латинской Америке, который говорил о том, что велосипед – признак демократических обществ. Здесь очень многие вещи играют роль: социальные, экология, развитие городов. Я очень положительно отношусь тому, что художники эту тему затрагивают и высказывают свое отношение. Я пристально наблюдаю и много размышляю о том, что новое поколение не использует пластиковые пакеты. У нас в команде Cosmoscow очень много молодых людей и это для них обычная практика. Это замечательно, это искренне у них получается. Это здорово, что у них есть силы и время думать о судьбе планеты. В нашем обществе мы не часто рассуждаем, прибегая к таким высоким категориям. А это очень хорошая тема. Меня неравнодушие людей, молодого поколения вдохновляет.

Ольга: Художники, поднимая эту тему, могут помочь сформировать новые ценности? Cosmoscow будет затрагивать эту тему?

Маргарита: Cosmoscow – это ярмарка, площадка, которая использует синергию. Мы стараемся впитать всё самое модное и интересное, чтобы познакомить с этим нашу аудиторию. Да, безусловно будем. Мы открыты любым темам, которых касаются художники, которые для них являются актуальными. Мы, как команда, тоже думаем о том, чтобы становиться экологичными и отказываться от чрезмерного потребления бумаги и пластика. Это очень хорошие и правильные тенденции, которые заставляют людей задуматься о том, что жизнь – это еще и ответственность.

Ольга: Сегодня будет проходить аукцион в рамках этого мероприятия. 19-го числа здесь же в ГУМе, на другой площадке пройдет аукцион работ молодых художников, для которого вы вместе с со-основателями SAMPLE  и директором HSE ART Gallery отбирали работы.  Вы акцентировали внимание на том, что аукцион для молодых людей очень важен. Вы считаете, что на аукционе художник может найти своего коллекционера и коллекционер – художника? Ваша точка зрения о значении аукционов и их позиции в нашей стране?

Маргарита: Начнем с того, что мы с момента основания нашей ярмарки Cosmoscow проводим аукционы, благотворительный аукцион современного искусства Off white – наша традиция. Я верю в то, что он играл и играет большую роль. У нас есть доказательства того, что молодые и еще никому не известные люди получали «путевку в жизнь», мы внесли свой вклад в развитие творчества некоторых художников.

Я считаю, что поддержка молодых талантов, людей, которые сейчас меняют мир и вносят свой вклад в развитие культуры – очень важная деятельность. Аукцион – это отдельный особенный ивент, он привлекает внимание заинтересованной публики и является важным инструментом. Я верю в то, что это нужно. Тем более, что аукционы выполняют множество функций. И благотворительную, и познавательную, помогая в продвижении художников.

Фото: Вадим ЛебедевОльга: Галерея ГУМ-Red-Line – арт- пространство, созданное в крупнейшем знаковом торговом центре. В этом году в рамках Cosmoscow у вас был очень интересный опыт сотрудничества с ГУМ-Red-Line. Ваши впечатления от этого сотрудничества? Отношение к созданию галереи в таком крупном торговом центре?

Маргарита: Я отношусь к этому положительно. Все, что ведет к развитию арт-рынка в нашей стране имеет место быть. Я рада, что руководство ГУМа и Игорь Казаков обратили свое внимание на актуальное искусство и своими силами привлекают внимание клиентов к проблемам искусства, знакомят их с творчеством художников. Я могу сказать, что за то время, которое существует галерея, они сделали уже несколько очень качественных и интересных проектов. Это здорово, что буквально на Красной площади есть такой центр современного искусства. Это говорит о том, что у актуального искусства есть огромный потенциал. Я могу пожелать им огромного успеха, больше интересных проектов и больше продаж. Что касается нашей коллаборации, то для Cosmoscow это не первый опыт сотрудничества с брендами и коммерческими компаниями. Мы только рады, стараемся внести свою экспертную ноту и вклад. Будем только рады, если количество подобных коллабораций будет увеличиваться

 

11.12.19 Музей Современного Искусства «Гараж» представил свой новый выставочный проект «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985». «Секретики» – известная детская забава советского времени. Показ избранным друзьям «секретиков», скрытых в земле под куском стекла ценных мелочей, становился ранним опытом формирования круга «своих», а их разорение – опытом вторжения в личное пространство. Через сравнение с «секретиками» выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985» показывает подпольное искусство как тайное знание, доступное кругу друзей и единомышленников, и нуждающееся в защите от внешних сил идеологического контроля и цензуры. В то же время выставка, в основе которой находится Архив Музея «Гараж», исследует человеческую склонность к тайне и ритуалам «засекречивания». История сосуществования подпольных художественных методов, духовных устремлений контркультурных движений, а также неофициальных оздоровительных экспериментов в СССР периода застоя будет представлена на выставке как единая экосистема. Выставки-квартирники в полной темноте или с экспонатами, скрытыми на виду среди скучных предметов повседневной жизни представлены загадочной конструкцией советского нонконформистского искусства Вячеслава Ахунова, Армена Бугаяна, Риммы и Валерия Герловиных, Андриса Гринбергса, групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» и других. В выставке они сопоставлены с экспериментами мыслителей и активистов неподцензурной литературы (Гейдара Джемаля, Юрия Мамлеева и других). Особенности духовного самосознания советских хиппи и других нонконформистов проиллюстрированы документами о взаимодействии с китайской «Книгой перемен», практиках йоги, экуменизме. Художник Ян Гинзбург создал для выставки инсталляцию «Комната гениев» – вариацию «доски почета», на которой будут собраны портреты мыслителей и политиков, считавшихся в официальной культуре СССР носителями мудрости и истинного знания. С обратной стороны этого пантеона представлены фотографии людей с мимическими расстройствами, сделанными психиатром Лазарем Сухаребским в 1960–1970-е годы. «Комната гениев» служит и постскриптумом к непростой истории ХХ века, и размышлением о границах психической нормы и стратегиях ее насильственного утверждения в советской повседневности. Куратор: Каспарс Ванагс в сотрудничестве с Валентином Дьяконовым, Андреем Мизиано и Сашей Обуховой, кураторами Музея «Гараж». Архитектор: Рихардс Фунтс. Исследователи: Валерия Диденко, Ольга Широкоступ. Выставка работает до 24.05.19.

Фотографии предоставлены pr-службой Музея Современного Искусства «Гараж»

 

11.12.19 Галерея JART представила сольный проект Егора Федоричева «Неизбежный Джаст ду ит» по результатам арт-резиденции, которую  Галерея JART запустила для молодых российских авторов. Первым участником резиденции стал Egor Fedorychev – художник из Омска, который хорошо известен на московской арт-сцене, а также в театральной среде.  Куратором выставки выступил Александер Буренков, куратор галереи «Ходынка» и Cosmoscow Foundation. Свое название выставка получила по строчке из песни омского музыканта Михаила Колесника: «И пусть северный ветер дует, мы делаем свой неибежный джаст ду ит». В своем новом проекте Егор Федоричев говорит о текущем состоянии страны и разлитом в воздухе напряжении с помощью поэтических строк советских и современных российских поэтов, и музыкантов, вплетаемых в живописную ткань работ буквально и образно, – от Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама до Егора Летова и омского музыкального «тетрис-панк» коллектива «Шумные и угрожающие выходки». Серия живописных работ составлена из комбинации академических холстов и рекламных баннеров, найденных на центральных улицах Москвы, ставших эпицентром социального напряжения летом 2019 года, и передает настроение ироничного и поэтичного несогласия. Обращаясь к поэтам-анархистам и панк-музыкантам Сибирского рок-клуба, Федоричев задается вопросом, может ли художник не быть в принципе несогласным или бунт и протест – единственная возможность и продуктивная среда для витальности его творчества? Выставка работает до 19.01.20.

Фотографии предоставлены Галереей JART

 

 

11.12.19. ASKERI GALLERY представила первую рождественскую групповую выставку художников Christmas Gift Show 2019. В экспозицию вошли работы российских и зарубежных художников. В рамках Christmas Gift Show 2019 состоялась российская презентация работы «AGGREGATION17 – SE066 (Star 22)» южнокорейского художника Кван Йонг Чана. Инсталляция в ярком красном цвете из серии «Агрегации» выполнена в узнаваемой авторской технике с использованием множества коробочек, обернутых специальной бумагой ханджи. После премьеры на международной ярмарке ART021 в Шанхае, произведение впервые выставлено в пространстве галереи в Москве. Специальную экспозицию составили портреты фантастических пластилиновых существ американского художника Питера Опхайма, дополненные эксклюзивными мини-скульптурами выдуманных героев в специальных подарочных боксах. Графические работы Ромена Фроке, выдержанные в спокойных тонах с цветными акцентами, являются продолжением серии, представленной на ярмарке Cosmoscow 2019. Вместе c объемными произведениями Глеба Скубачевского они показывают актуальные тенденции современного абстрактного искусства. Экспозицию дополняет подборка керамических скульптур южнокорейского художника Джей Йонг Кима в виде сладких глазированных пончиков в разных цветовых решениях.  Картины российских художников Павла Полянского и Дарьи Котляровой сознательно идеализируют наше прошлое, будучи при этом наполнены здоровой иронией. Красота полярных льдов запечатлена в работе Анны Де Карбуччиа. Выставка продлится по 15.01.20.

Фотографии предоставлены коммуникационным агентством FPRBuro

 

11.12.19 Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» представил персональную выставку Дарьи Усовой «#разум_поиск», посвященную сказкам студии Уолта Диснея и русским сказкам. Выставка Дарьи Усовой «#разум_поиск» состоит из двух частей. Первая, яркая, словно уличные граффити, сказочная серия Actual Art и серия Serenity о несовместимости среды и объекта. Работы серии Actual Art похожи на посты в социальных сетях. Коллажи – истории о современном обществе, некая аллегория комикса жизни. Элементы мозаики коллажа становятся хештегами. Серия Serenity – демонстрация сильных характеров посредством материального воплощения животных. Художник перемещает своих героев в пространстве с помощью своей уникальной палитры – фрагментов глянцевых журналов. Работы Дарьи Усовой – головоломки, которые невозможно полностью разгадать, поскольку они поднимают вопрос о сущности жизни. Выставка работает по 26.01.20.

Фотографии предоставлены Фондом культуры «ЕКАТЕРИНА»

 

12.12.19. Государственный музей Востока представил выставку японской гравюры из собрания Кирилла Данелия «47 ронинов. Легенда как искусство». На выставке представлено более шестидесяти гравюр XIX века, посвящённых одному из самых популярных сюжетов японской истории и театральной драматургии – истории и легенде о сорока семи верных ронинах, из коллекции Кирилла Данелия. Они представляют разные школы и направления этого искусства, несколько поколений мастеров жанра театральной и героической гравюры. Среди представленных на выставке художников – Утагава Кунисада (Тоёкуни III) (1786-1865), Утагава Куниёси (1798-1861), Тоёхара Тиканобу (1838-1912) и другие. Многие гравюры впервые будут представлены в России впервые. Куратор выставки: Анна Егорова. Выставка работает до 26.01.20.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

12.12.19 DEVE Gallery Moscow представила проект дизайнера и художника Alen Malier «90$ Форэва». В своих работах автор ищет ответ на вопрос – За что мы любим 90-е? – За многое… но, главное, за свободу выбора. 90-е это целая палитра новых цветов в открытом доступе – в фантиках, на упаковках, в несуразных рекламах, в дамском макияже, пёстрых дольчиках, малиновых пиджаках, ярких сигаретных пачках. Ощущение энергии жизни. Хочешь жить – умей вертеться. За это мы тоже любим 90-е. Можно перечислять бесконечно…У каждого найдётся пара тройка трепетных сокровенных историй, родом из 90-х… Свои истории Alen Malier рассказала в работах, представленных на выставке, которая открыта до 26.12.19.

Фотографии предоставлены автором Alen Malier

 

12.12.19 В галерее Промграфика начал работать салон графики «МосГраф» (Московская графика) на котором представлены работы художников Ассоциации графического искусства Московского союза художников, выполненные в различных графических техниках. Салон работает до 15.12.19.

Фотографии предоставлены галереей Промграфика

Автор | | Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: