#Арт-обзор за неделю 5.10-12.11.20

 

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

 

В связи с распоряжением Мэра Москвы с 13 ноября 2020 г. московские музеи приостанавливают открытие новых временных выставок, а также проведение групповых экскурсий, лекций и других мероприятий. Перед посещением обязательно уточняйте актуальную информацию на сайтах музеев.

 

09.11.20. Музей Москвы представил выставку «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда». Куратор: Александра Селиванова. Архитекторы: Архитектурное бюро «Новое». Научный консультант выставки: Л.И. Иванова-Веэн, директор музея МАРХИ.

В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке.  Масштабная экспозиция» в Музее Москвы рассказывает об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов. Это первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда.


Листайте галерею>>>

Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы: «Одна из самых значимых дат 2020 года — столетний юбилей ВХУТЕМАС,  который Музей Москвы отмечает масштабным выставочным проектом. В 20-е годы прошлого столетия ВХУТЕМАС стал школой авангарда, раз и навсегда изменив художественный язык. На выставке мы рассказываем, как был организован ВХУТЕМАС,  кем были студенты и преподаватели, как был организован процесс обучения и студенческая жизнь. Важная часть экспозиции посвящена современным вузам — преемникам ВХУТЕМАСа. Таким образом, мы показываем связь между авангардным образованием столетней давности и тем, что происходит в художественных вузах сейчас. Это удивительная история про то, как одна школа заложила принципы художественного мышления на несколько поколений вперед».

Листайте галерею>>>

Представленный проект состоит из разделов, каждый со своим куратором. Александра Селиванова, куратор выставки: «Сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухауз по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз. Подступиться к этой большой теме оказалось непросто, и мы внезапно обнаружили, что оказались в роли первопроходцев. Вроде как все знают ВХУТЕМАС, ассоциируют с ним Родченко, Татлина, Удальцову, Лабаса, Мухину, Штеренберга, Лисицкого, Фаворского, Попову и других, но в действительности не представляют, что там происходило. Были выставки, посвящённые отдельным факультетам, педагогам, но целиком вот так широко и публично о ВХУТЕМАСе ещё не рассказывали. Именно поэтому я пригласила делать со мной эту выставку 10 сокураторов — искусствоведов, историков архитектуры, дизайна. Конечно, это непростой эксперимент, но у нас сложилась прекрасная команда; мы все одного поколения, говорим на одном языке и считаем важным рассказать о ВХУТЕМАСе максимально широко — на основе новейших архивных исследований, но доступным языком, живо, внятно и связно. В конце концов, мы рассказываем об институте, о студентах, а поэтому очень важно показать и живую атмосферу ВХУТЕМАСа, его повседневность, студенческие истории и воспоминания, творческие процессы, конфликты и дискуссии».

Листайте галерею>>>

Среди предметов выставки — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Произведения взяты из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и других институций. Выставка работает в Музее Москвы, корпус №1, Красный зал до 07.02.21.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея Москвы.

 

 

10.11.20. BIS ART GALLERY представила выставку Ирины Сергеевой «Music. 124×140 мм».  Творчество Ирины Сергеевой тесно связано с музыкой. В экспозиции собраны живописные и цифровые работы, созданные художницей для оформления музыкальных альбомов. Выставка предлагает увидеть, как музыкальным произведениям можно придать визуальную форму. Ирина переосмысливает творчество музыкантов и переносит свои ощущения на обложки. Среди исполнителей, музыкальное исполнение которых визуализировано Сергеевой в ее работах – Сергей Маврин, ДиДюЛя, Варвара Визбор, Хелависа, Якруна, Алевтина, Seducer’s Еmbrace, Free&Losh. Некоторые из них оставили свои автографы на работах, представленных в галерее во время открытия выставки. В экспозиции представлены масляные холсты, графика на бумаге, digital-art и видеографика. Выставка работает до 15.11.20.

Листайте галерею>>>

 

Фотографии предоставлены автором Ириной Сергеевой.

 

 

10.11.20. Московская Школа Современного Искусства и Universal University открыли собственное выставочное пространство U Contemporary в Центре современного искусства Винзавод. В программу открытия входит выставка «Foundations – 100 лет после ВХУТЕМАСа» и прошедшая 10.11.20 дискуссия «Новые герои в современном искусстве. Существует ли преемственность между поколениями и приходят ли на смену новые молодые художники?», организованная совместно с VII Московской международной биеннале молодого искусства. В дискуссии приняли участие Софья Троценко, Михаил Левин, Алексей Новоселов, Екатерина Иноземцева, Сергей Гущин, Анна Баринова.

Легендарная художественная школа ВХУТЕМАС, основанная в Москве в 1920 году в результате радикальной реформы художественного образования после Октябрьской революции, связана с русским авангардом и стала крупным центром конструктивизма и рационализма. Студенты первого курса должны были пройти «Базовый курс», который был важной частью нового метода обучения и считался основой их образования в области искусства и дизайна. Влияние ВХУТЕМАСа распространялось далеко за пределы Советской России, и у студентов и преподавателей были прочные связи с Баухаузом. Как и Баухаус, ВХУТЕМАС просуществовал недолго и был распущен в 1930 году из-за давления правительства, советское государство рассматривало его как инструмент политического манипулирования со стороны Запада. Под влиянием ВХУТЕМАСа и Баухауза идея «Базового курса» продолжила свое существование, так, в 1950-е годы в колледже искусств города Лидс (Великобритания) Гарри Туброн ввел в систему художественного образования курс базового образования. Курс был быстро принят художественными школами по всей Великобритании в качестве основного первого года обучения для всех студентов, изучающих искусство и дизайн, прежде чем они перейдут на специализированные программы бакалавриата по целому ряду дисциплин. В Британской высшей школе дизайна, предоставляющей программы образования в партнерстве с Университетом Хартфордшир, эта программа сейчас процветает и основывается на радикальной традиции, заложенной в Великобритании в 1960-х годах, а до этого во ВХУТЕМАСе 100 лет назад. Выставка «Foundations – 100 лет после ВХУТЕМАСа» посвящена 100-летию ВХУТЕМАСа и его наследию в виде программы «Foundation Art and Design». На выставке представлены архивные фотографии ВХУТЕМАСа и работы студентов разных лет, окончивших курс «Foundation Art and Design» в BHSAD.  Выставка «Foundations – 100 лет после ВХУТЕМАСа» также является парой выставки «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая открылась в Музее Москвы и на которой Британская высшая школа дизайна и Московская Школа Современного Искусства представляют собственную экспозицию работ студентов.  Московская школа современного искусства выступает партнером VII Московской международной биеннале молодого искусства по портфолио-ревю в программе арт. Встречи с финалистами пройдут со 2 по 4 декабря в пространстве U contemporary, прием заявок открыт с 5 по 16 ноября. В преддверии этого события и в рамках открытия U contemporary 10 ноября состоялась совместная дискуссия «Новые герои в современном искусстве.

Листайте галерею>>>

Существует ли преемственность между поколениями и приходят ли на смену новые молодые художники?», модератором выступил Михаил Левин, директор Московской Школы Современного Искусства и пространства U Contemporary. Михаил Левин – «Открытие постоянного выставочного пространства является очень важным событием для нашей школы. Это будет своего рода платформа для диалога и сотрудничества между состоявшимися представителями международного мира искусства и талантливыми и начинающими авторами. Нам важно выстроить взаимосвязь с авангардными образовательными практиками, которые зародились 100 лет назад в ВХУТЕМАСе и Баухаузе, так как это был важнейший и переломный период в истории развития искусства, который кардинально повлиял на все последующие течения и в целом на формирование художественных процессов». U Contemporary станет некоммерческой платформой для интеграции художников в международный арт-процесс и обмена опытом между зарубежным профессиональным сообществом и студентами через выставочную деятельность. Сотрудничество с иностранными авторами позволит представить международные практики создания выставок от этапа идеи до готовой экспозиции, возможности образования в сфере искусства, а также интегрировать художников в глобальный процесс.  Выставка «Foundations – 100 лет после ВХУТЕМАСа» работает до 04.12.2020.

Фотографии предоставлены пресс-службой MSCA

 

10.11.20. В Московский музей современного искусства представил ретроспективную выставку Игоря Макаревича и Елены Елагиной «Обратный отсчёт». Экспозиция включает в себя как сольные проекты каждого из художников, так и наиболее значимые совместные художественные высказывания, созданные за последние тридцать лет.

Игорь Макаревич и Елена Елагина начали работать как соавторы в 1990 году в рамках знаменитой «Закрытой рыбной выставки». Их творчество традиционно рассматривают в контексте московского концептуализма, как художников аналитического склада, умеющих тщательно работать с архивными материалами. В анамнезе творчества обоих — литературность и интерес к основным утопическим учениям ХХ века: от теории всеобщего воскрешения философа Николая Федорова до поисков Казимира Малевича и Владимира Татлина, до всей доктрины русского авангарда. При этом  для них вегда важна сюжетная смысловая основа, в многочисленных интервью художники не  раз подчеркивали, что без литературной составляющей работать и скучно, и невозможно.

До 1990 года художники работали раздельно, но помогали друг другу, особенно при выполнении масштабных монументальных заказов в Олимпийской деревне, театре Райкина и др.

По мотивам одного из самых известных проектов Макаревича/Елагиной в Центре Вознесенского с 21 октября по 22 ноября проходит Спецпроект VII Московской Международной Биеннале Young Art «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция».

Эта выставка — результат коллаборации Центра Вознесенского с мастерской художников Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова Института современного искусства «База». В рамках проекта проходит сопроводительная программа. В ММОМА, Гоглневский 10 выставка работает до 31.01.2021.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены pr-отделом MMOMA

10.11.20. Государственный музей Востока и Японский Фонд представили выставку «Метаморфозы земли: японская неглазурованная керамика якисимэ». Выставка рассказывает об истории развития этого типа керамики, который шел в Японии по своему особому пути от возникновения до наших дней. Якисимэ – это наиболее древний способ производства керамики. Изделие не покрывают стекловидной глазурью, как это обычно делают в декоративных целях и для придания изделию водонепроницаемости, но просто обжигают при высокой температуре, в результате чего глина спекается и становится настолько твердой, что не пропускает воду – и этот способ производства остается в Японии неизменным со времен средневековья. Кураторы выставки: Анна Егорова, Иваи Миэко (Музей Сидомэ Панасоник). Выставка работает до 06.12.20.

Фотографии предоставлены Государственным музеем Востока

 

11.11.20. В ГМВЦ «РОСИЗО»  в городской усадьбе Тургеневых-Боткиных состоялось открытие III выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль». Художников, скульпторов, дизайнеров, декораторов, керамистов, фотографов объединила идея проекта – поиск и осмысление русского стиля в предметном дизайне нашего времени. В экспозицию также входят произведения из собственного собрания «РОСИЗО» и специальный блок приглашенных художников: барельеф Артема Филатова, живопись и графика Анны Самойловой, живопись Юрия Купера.

Куратор проекта Элина Туктамишева признает, что в массовом сознании русский стиль зачастую ассоциируется с сувенирами, и не воспринимается как область, где возможны художественные высказывания. Задача выставки вступить в диалог с этим общественным убеждением, и продемонстрировать актуальность и самобытность предметов интерьера, созданных в «русском стиле». Работы участников убедительно доказывают, что современный русский стиль в дизайне не имеет ничего общего с шаблонным представлением об однотипных сувенирах наподобие выпущенных к чемпионату мира по футболу 2018 года. На выставке собраны работы 26 авторов из разных городов России, а также Беларуси и США, которые переосмысляют использование традиционных эстетических элементов в рамках постоянно меняющихся дизайнерских трендов.

Листайте галерею>>>

Работы из фонда РОСИЗО.

Фотографии предоставлены куратором проекта Элиной Туктамишевой

В этом году на выставке впервые представлено фотографическое искусство. Московский фотохудожник Лиза Эшва настаивает на том, что традиция и её передача от поколения к поколению непременно имеет в своей основе утилитарность и прагматичность порождающих её идей, методов и смыслов. Именно это выводит традицию на уровень инстинкта, в основе которого лежат различные циклические процессы, связанные с выживанием человечества как вида. Для выставки «Трын-трава. Русский стиль в новом прочтении. 2020» создавая работу «Таня из Тарусы», Эшва намеренно уходит от упрощающих, лубочных образов, с целью создать актуальную фотоинсталляцию, отправной точкой в которой стала традиционная вышивка Калужской области, трансформированная ситуацией и временем в актуальный объект современного искусства. Таня – реальный человек и реальная история. Лиза привлекает внимание современных людей, отягощенное избытком информационного потока, к традициям и промыслам территории города Таруса и Калужской области. Данная работа продолжает серию концептуальных фотоинсталляций, включающих самые неожиданные вещи и предметы и иногда окружающую среду в качестве творческого средства. Перемещая изображение из жанра чистой фотографии в область инсталляции и смежных видов искусства, Эшва достраивает и акцентирует существующую реальность, обнажая глубинные и скрытые смыслы.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены автором Лизой Эшва

Выставка проходит при поддержке РОСИЗО и Галереи «Тираж 1/1». «Сегодня мы наблюдаем возрождение интереса к декоративно-прикладному искусству. Современные художники все больше обращаются к архивам, музейным фондам, дают новую трактовку традиционным промыслам, таким образом переосмысляя и актуализируя их. И мы рады быть частью и движущей силой этого процесса», – генеральный директор ГМВЦ «РОСИЗО» Татьяна Волосатова.  Выставка работает в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Петроверигский переулок 4 стр.1 до 13.12.2020.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены куратором проекта Элиной Туктамишевой

 

11.11.20. Организаторы представили WIP – независимое творческое объединение в особняке на Яузе. Это – экспериментальная площадка для молодого искусства, лекторий, кинозал и поэтический клуб, собственная типография, виниловый магазин и шоу-рум, вечерний музыкальный формат с концертами и танцевальные pre-party по пятницам и субботам, городское кафе.  Обновленное пространство особняка открылось выставкой художника и идейного вдохновителя новой концепции Павлика Кузнецова «WHO IS PAVLIK». В течении месяца экспозиция будет меняться. Павлик Кузнецов – московский художник, чья практика не ограничивается конкретным медиа. Стрит-культура, графика и живопись, сценический дизайн, собственные постановки со стихами и музыкой, курирование андерграундных культурных мероприятий, коллекционирование и создание одежды. В России он известен как участник скейбординговой команды «Абсурд». В творчестве Павлика отражается его страсть к городским исследованиям: он создает произведения искусства, используя материалы из городской среды, которые окружают его в повседневной жизни. Павлик часто создает сайт-специфик инсталляции для различных мероприятий – меняя форму, художник трансформирует первоначальное назначение пространства и его восприятие зрителем. В день открытия прозвучал фортепианный концерт Таисии Радченко и отрывок из авторского моно-спектакля «Инфекция» Павлика Кузнецова. Выставка работает до 12.12.20.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены пресс-агентом WIP

 

12.11.20. Галерея Ruarts представила персональную выставку Дмитрия Аске. Являясь одним из идеологов искусства уличной волны в России. Дмитрий Аске не ограничивает свою деятельность и выходит далеко за рамки субкультуры. Масштабные мозаичные панно, скульптуры в урбанистическом ландшафте и городские муралы, выполненные в узнаваемом визуальном стиле художника, свидетельствуют о монументальном характере его творчества и стремлении автора говорить на глобальные темы, осмысляя реальность. Представленная в Ruarts новая выставка художника «За мгновение до рассвета» – это попытка автора зафиксировать дух времени, это и дало название всей выставке и обозначило главный мотив проекта – застывший накануне грядущих перемен мир. Во времена, когда напряжение и драматизм происходящего вокруг неизбежно нарастают, людям сложнее сохранять внутренний баланс и не позволять своей жизни рассыпаться на части под воздействием внешних факторов. Используя яркую палитру и запоминающуюся авторскую технику мозаичного рельефа из фанеры Дмитрий раскрывает глубокую и серьезную тему: в суете и нестабильности современной жизни художник призывает сконцентрироваться на важном: осознанности, спокойствии и любви. Используя собственную мифологию, основанную на главных культурных и социальных архетипах, Дмитрий Аске пересобирает пазл реальности и намечает основные векторы и перспективы развития. Выставка работает до 10.01.21.

Листайте галерею>>>

Фотографии предоставлены галереей Ruarts

 

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: